Развитие толерантной профессиональной позиции педагога
статья (3 класс) на тему

Крикунова Нэлли Ивановна

           Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Понимая эту проблему, мы  обязаны уделять этому большое внимание.

 

шения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tolerantnoy_professionalnoy_pozitsii_pedagoga.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие толерантной профессиональной позиции педагога.

        

           Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Понимая эту проблему, мы, классные руководители, в первую очередь, обязаны уделять этому большое внимание.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Бернард  Шоу

            Во многих культурах «толерантность» является своеобразным синонимом понятия «терпимость»: 

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это сострадание, прощение, уважение человеческого достоинства, сотрудничество, милосердие,

уважение прав других, принятие другого таким, какой он есть.

        Поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят – основное поле деятельности педагогов, на котором возможно практически реализовать свои задачи. Толерантность – это не равнодушие, а труд души!

Цель работы педагога: развивать способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.

            Мы не можем, не имеем права изменить взгляды ребенка, заставить его иначе мыслить.  Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ситуацию сосуществования. С педагогической точки зрения, это связано прежде всего с созданием условий требующих взаимодействия ребенка с другими людьми, как бы они ни выглядели в его глазах.      

           Воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность педагога. Необходимо проявлять выдержку, самообладание и самоконтроль. Эти три аспекта позволяют «преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием и терпением, зависть — доброжелательностью, коварство — великодушием, нетерпимость — состраданием, скепсис — надеждой».

           Для успешности в процессе воспитания толерантности я, как классный руководитель, прежде всего, изучаю семью, образ жизни, круг общения детей. С особым вниманием стараюсь относиться к фактам, примерам, когда школьник проявил лояльность к товарищу, тепло отозвался об однокласснике, о ком-то из близких.  Это помогает мне в предупреждении и преодолении дефицита толерантности.

        Решению таких задач содействует организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявить себя друг другу с лучшей стороны, скажем, продемонстрировать свои способности и увлечения спортом, техникой, компьютерными программами, танцами.

         Не упускаю возможность поддержать даже скромные успехи тех детей, которых не больно жалуют товарищи. Чем старше становятся дети, тем чаще мы должны  обсуждать  волнующие проблемы не только класса, школы, но и события в стране и в мире.

        Стараюсь деликатно проводить индивидуальные беседы с теми детьми, которые вызывают тревогу, особенно - себялюбивыми, замкнутыми, конфликтными, с завышенной или заниженной самооценкой. Так, обращаясь к реальным примерам из окружающей жизни, я помогаю обретать своим воспитанникам опыт терпимости к иному, но хорошему, и неприятия и недопущения зла, зависти, ссор, конфликтов. В классе налаживаю положительную нравственно– психологическую атмосферу, которая в свою очередь, создает предпосылки для формирования у каждого ребенка опыта толерантного поведения. Традиционными стали такие темы классных часов, как «Поступки и проступки», «Прекрасно там, где прибывает милосердие», «Тактичность –что это такое?», а так же индивидуальные доверительные беседы: «Моё хочу и моё надо», «Мои мечты, мои желания», «Друг в моей жизни». Особое место занимают мероприятия: «Праздник дружбы», «Осенние посиделки», «Поклонимся великим тем годам», «Спорт и здоровье, брат с сестрой», «День именинника».

        Проявляя способность слышать, слушая, и видеть, глядя, (а с этого, в сущности, начинается профессиональная толерантность педагога), я думаю что, улавливая новое, легче понять причины возникших трудностей и конфликтов ребят.    Порой не менее сложен для учителя объект толерантности – родители обучающихся. Оставаясь через своих детей в известной зависимости от школы, от данного педагога, они, особенно в последнее время, проявляют к школе все больше требовательности. Порой возникают ситуации их противостояния, взаимного непонимания, столкновения ценностей, мнений о детях и школе, авторитета в глазах ребят.

        Преодолевая столкновения, важно щадить родительское самолюбие, давая на собраниях публичные характеристики ребенка, сдерживать эмоции, общаться с «трудными» для себя родителями, больше интересоваться жизнью ребёнка в семье и в то же время рассказывать родителям о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только об «успеваемости и посещаемости»), фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах каждого ребенка.

        Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности. Именно  так создается основание для обоюдной удовлетворенности на уровне не только межличностном, но и более широком  - как средства  и условия взаимной толерантности школы и родителей в интересах детей.  

        Думаю, не менее полезен самоанализ реальных отношений с окружающими, честная, не под влиянием эмоциональных вспышек, оценка своих мыслей, решений, поступков. И дело, как и во многом другом, не признании собственных удач и ошибок, но и в стремлении владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то или чему-то в окружающем. Проявляя нетерпимость, учитель провоцирует обострение обстановки, отношений. Недостаток толерантности приводит к неотвратимой и быстрой «амортизации сердца и души», жертвами которой оказываются дети.

         Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишенная оптимизма, деградирует и умирает. С этой точки зрения, нам учителям следует целенаправленно заниматься  самовоспитанием, что становится здесь не только личной, но и сугубо социальной проблемой. Вся работа педагога с родителями детей, с коллегами, как и его работа над собой – все это во имя детства. Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога"

Модульное обобщение опыта.  Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок раз...

Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС

Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...

Доклад "Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя в условиях внедрения ФГОС"

В  докладе указаны основные функции классных руководителей в уловиях внедрения ФГОС...

"Профессиональная позиция" - письменная работа в жанре статьи на профессиональную тему "Я - учитель"

Письменная работа в жанре статьи на профессиональную тему "Я - учитель".Муниципальный этап краевого профессионального конкурса "Учитель  года Кубани по кубановедению" 2022-202...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога

Цель моей программы – развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии, развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта п...

Размышления о Профессиональном стандарте педагога и профессии учителя начальных классов с позиций этого стандарта

Материал предназначен для студентов педагогических ВУЗов по профилю: психология и педагогика начального образования, учителей  начальных классов....