"Я - учитель наставник"
статья на тему

Полковниченко Елена Михайловна

Размышления о поиске путей осуществления научно-методической и психолого-педагогической поддержки молодых педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel_-_nastavnik.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Я – учитель наставник»

Автор: Полковниченко Елена Михайловна,

учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 23, г. Таганрог

Я – счастливый человек. Я – учитель. Вот уже 25 лет я искренне верю в свое призвание как в основное дело своей жизни и умею отдаваться ему в полной мере. Я не утратила оптимизма и все ещёосваиваю,ищу, пробую, творю…  Живу, люблю, радуюсь каждому дню, который приносит мне новые открытия, дарит мне новые встречи, дает возможность ощутить себя нужной частью этого мира.

- Здравствуйте, Елена Михайловна, вы – мой наставник! – заявляет молоденькая учительница.

- Здравствуйте, Татьяна Михайловна! А вы – мой! – с улыбкой отвечаю я.

Смотрю в широко распахнутые глаза молодого педагога, в которых калейдоскопом мелькают удивление и непонимание, энтузиазм инеуверенность, восторг и смущение, и радостью наполняется моё сердце. Вот чего я не вижу в этих глазах, так это равнодушия! Значит, мы на верном пути! Я не оговорилась: «МЫ» - ключевое слово в нашем профессиональном тандеме. Содружество, сотворчество, сопричастность, сотрудничество обязательно помогут преодолеть нам все трудностина пути к тому, что ты СОСТОЯЛСЯ.СОСТОЯЛСЯкак учитель, профессионал, воспитатель, коллега, друг. «Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся», - повторяю я своей подопечной высказывание Гёте и поясняю, – вы ведь хотите стать учителем, значит, и у вас есть чему учиться. Так  будем учиться вместе!».  Улыбка в ответ - для меня как свет путеводной звезды: первый шаг к доверию и пониманию сделан.

«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой» (Михаил  Светлов). Постоянно держу в голове эти слова. Ведь моя главная задача как наставника – помочь начинающему педагогу стать настоящим учителем, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии.

Что значит  быть учителем? С одной стороны, это безумно быстрое течение времени, которое уносится так незаметно, и важен каждый миг, каждое мгновение, отданное подрастающему поколению: будь то поиск способов объяснения новой темы или поход в кино; горы бумаг,способные утопить в рутине,и бессонные ночи, или возможность взлететь на вершину профессионального Олимпа, постоянная ответственность и напряжение, масса энергии, которую ты отдаешь, не ожидая ничего взамен. С другой стороны, это постоянный творческий поиск, способность совершать с учениками удивительные открытия, общение с коллегами, также глубоко и преданно влюбленными в свою профессию. А каким учителем хочет стать она? Какие вершины собралась покорять?

Очень важно дать понять молодому коллеге, что ты не стоишь на вершине той самой горы, на которую ему только предстоит взобраться, не увлекать его напуть,уже пройденныйтобой, а дать возможность сделать это самостоятельно: найти СВОЮ «гору», СВОЙ путь к успеху. Хорошо знакомый учительству деятельностный метод обучения, правда? Но ведь он работает! И не важно, кто его осваивает:твой ученик или молодой коллега.Главное – сам! Задача наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать, не допустить упаднического настроения, разочарования. И тогда полученное педагогическое образование  обязательно воплотится в профессиональное умение, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы школьной науки. Элберт Г. Хаббард говорил:  «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Но разве это высказывание нельзя отнести и к наставничеству? Давайте перефразируем немного Хаббарта: «Цель обучения молодого педагога состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи наставника». Как верно подмечено!  Сразу приходят на ум слова Леонардо да Винчи: «Плох тот учитель, который не превзошел своего учителя».Ведь это непреложная истина.Только так молодое поколение сможет шагать вперед, в будущее общества, будущее науки.

Итак, двигаемся к поставленной цели!  Вспоминаю свои первые шаги в преподавании. Привычные, обыденные для опытного педагога вещи порой становились камнем преткновения для меня,молодого учителя. «Как составить рабочую программу?», «Какая образовательная технология на этом уроке поможет эффективно достичь поставленной цели?», «Как определить тему самообразования» - вопросы, вопросы, вопросы. С глубокой признательностью и благодарностью храню в душе воспоминания о своих наставниках –именно они – опытные учителя, профессионалы, методисты - давали мне советы, подсказывали, направляли, приходили на помощь. Смогу ли я так же грамотно и доступно ответить на любой вопрос  начинающего учителя, хватит ли терпения, времени и сил, чтобы помочь, объяснить, предложить верное решение?  Стоит ли бояться наставнику признать то, что он в чем-то некомпетентен?  Думаю, нет. Детально изучаем вместе нормативные документы по организации учебного процесса, штудируем содержание программного материала по предметам, советуемся с  коллегами, ищем ответы на особенно трудные вопросы, решаем поставленные задачи. Ведь мы – вместе!

 На помощь приходят педагогическое сообщество, Школа молодого специалиста. Как замечательно, что научно-методический центр Управления Образования города вот уже много лет ведет работу по обучению молодых специалистов. Опытные коллеги делятся с молодёжью инновациями, особенностями технологий, представляют различные уроки. Сколько начинающих педагогов побывало и у меня в гостях… Храню каждый их синквейн, каждый отзыв. «После вашего семинара захотелось создать свой шедевр» - написал однажды молодой преподаватель музыки. И ведь создал! Стал победителем городского, а потом и областного этапа конкурса «Учитель года». Много раз потом встречались на различных конференциях, творческих встречах, и всегда он мчался ко мне сословами: «Я так Вам благодарен за то, что вдохнули в меня желание творить!». Такие встречи всегда несут радость осознания того, что с годами не уменьшается число молодых неравнодушных учителей, активно включающихся в работу, ищущих свое место в педагогической семье. Всегда стремлюсь, чтобы на моих встречах молодые коллеги окунулись в мир сказки, прикоснулись к чуду творения урока, сами попробовали «колдовать» и  увидели, как сказка становится явью.  Наблюдение за работой наставника – одна из основных возможностей накопить собственный опыт, найти свой стиль преподавания, получить ответы на вопросы: какова структура «живого урока», как он начинается и завершается, как  рационально распределить время, выбрать технологию, какие средства обучения станут эффективными.

- Эх, - после очередного урока признаюсь юной коллеге, - сегодня неудачно получилось. Вижу искреннее непонимание в её глазах: «Как, у Вас?». Вместе анализируем причины неудачи, ищем возможности их устранения. Считаю, что только постоянный, глубокий анализ и самоанализ даст возможность молодому педагогу критически отнестись к своим действиям, вовремя найти эффективные приёмы и методы, верный способ избежать недостатков.  А ведь это целая наука! И снова рассматриваем пути анализа урока, определяем показатели эффективности, качества. Для начинающего педагога очень важно овладеть этим умением: он - вернейший путь на пути совершенствования педагогического мастерства. Цитирую коллеге отрывок из собственного эссе, которое написала ещёлет 10 назад:

Самое страшное в нашей профессии

Застыть, быть спокойным, довольным собой.

Учитель – в движении, в саморазвитии,

Не ищет дороги комфортной, простой…

И действительно, дорога, по которой ей предстоит идти, совсем непроста. Молодой учитель обязательно встретит на своём пути и неуверенного в своих силах Петю, и шалунью Катю, и умницу Вику, и равнодушного, безучастного ко всему родителя, и единомышленника, готового прийти на помощь.  Разве можно дать готовый рецепт для любого случая педагогического взаимодействия? Наверное, нет. Но кое-какие приправы к рецепту обязательно найдутся: терпение, педагогический такт, выдержка, самообладание – основа букета, обязательная часть – юмор, обаяние, харизма, но главное – искренность, открытость, честность в отношениях с окружающими: коллегами, детьми, родителями и с самим собой. И тогда свершится чудо, как говорил Ушинский: «Учитель – это художник. А школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества». Сложно иногда увидеть в уткнувшихся в телефоны, рассеянно слушающих тебя и не всегда понимающих твои объяснения учениках будущих космонавтов, врачей, директоров, но поверить в то, что это обязательно случится, – надо! И вселить эту уверенность в сердца и души воспитанников – главная цель педагога. Мой любимый педагог и наставник Ш.А.Амонашвили говорил: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»

Наставник – это прежде всего воспитатель. «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» - мудрые слова  А.С.Макаренко напомнили, что пора показать моей коллеге собственные возможности, поделиться наработанными умениями. И как подарок судьбы вопрос: «А можно я приму участие в городском конкуре «Учитель года?». Да почему же можно? Нужно! Ищем. Готовимся. Сомневаемся. Советуемся. Находим. Пробуем силы. Переживаем. Ждем результаты. Церемония награждения. В руках  -Диплом участника, а в душе – стремление двигаться дальше: «На следующий год снова буду участвовать! Хочу одержать победу!» Не это ли наша цель? Я искренне верю, что искорка уверенности в правильном выборе профессии у моей юной коллеги разгорится в пламя веры в собственное призвание, учёба в аспирантуре даст шанс получить глубокие знания, увлеченность поможет раскрыть не только собственные таланты, а оптимизм поможет без страха смотреть в будущее.

К.Д.Ушинский среди прочих качеств, присущих творческому педагогу, называл такие, как талант, широкий кругозор, «вечно нестареющая детская душа». Если вдуматься, когда же ей стареть, душе - то? Благодаря наставничеству, я всегда среди молодёжи, вместе с нею совершаю новые открытия, удивляюсь и учусь, учусь, учусь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Сертификат участника I Всероссийского конкурса для классных руководителей и воспитателей "Учитель - наставник"

Конкурс проходил в рамках  IV Фестиваля педагогического мастераства "Дистанционная волна"...

План работы учителя - наставника.

Цель работы:развитие профессиональных умений и навыков молодого специалистаЗадачи:оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации уч...

Учитель-наставник и друг.

Урок окружающего мира в 1 классе....

Урок "Учитель- наставник и друг"

На уроке учащиеся учатся различать старинные и современные школьные принадлежности, находить общее и различия;. Они сравнивают современную и старинную классные комнаты,моделируют ситуацию обучения в с...

Учитель наставник и друг

Учитель наставник и друг...

План работы учителя – наставника

Для оказания методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательного процесса необходимо создать условия для формирования ин...