Проектирование и организация режима выполнения домашнего задания на уровне начального общего образования.
учебно-методический материал на тему

Токмурзина Светлана Минивалиевна

Для учителей начальных классов методические рекомендации по проектированию и организации домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование и организация режима выполнения домашнего задания на уровне начального общего образования.

Установлено, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, где ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

- Рассмотрим одни сутки из жизни ученика 3 класса.

(Модель часов: 9-10 ч. - сон; 4- 5 ч. – уроки; 3-4 ч. – внеурочная деятельность, кружки)

- Чем занимается ребёнок в оставшееся время? (домашняя работа, выполнение домашнего задания, досуг).

- Мы провели анкетирование среди родителей и выяснили, что менее 1 часа выполняют ДЗ – 7 % опрошенных, 2 часа – 40 %, 3 часа – 53 %.

На выполнение домашнего задания по предметам: математика, окружающий мир, иностранный язык уходит больше времени, чем на остальные предметы. Времени для полноценного отдыха не остаётся.

Поэтому,  по данным Института возрастной физиологии РАО, школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

 Отменить домашние задания мы не можем, т.к они являются неотъемлемой частью учебного процесса, но мы можем его правильно спроектировать, учитывая нормы СанПиН.

1 класс – нет

2- 3  классы –  не более 1,5 часов

4 класс -  не более 2 часов

При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми.

КЛЁН:   - Какую цель ставите Вы, выбирая домашнее задание?

ДЗ  должно быть направлено на:

- сохранение и увеличение адаптивного ресурса младших школьников на уровне начального общего образования;  

- дифференцированное (адресное) повторение и закрепление программного материала;

- создание предпосылок к открытию новых знаний на уроке;

- рост личного потенциала одаренных и высокомотивированных учащихся начальной школы;

-создание оптимальных условий индивидуального развития творческого потенциала младших школьников;

- всестороннее развитие навыков самостоятельной работы и ученического самообразования;

- формирование и развитие навыков проектной деятельности.

Одной из главных целей ДЗ является проверка освоения младшими школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.

 Исходя из этого, различаются виды домашнего задания по дидактическим целям:

1) Домашние задания, которые подготавливают учащихся к восприятию нового материала.

Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

 2) Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

3)  Домашние задания, способствующие закреплению и применению знаний.

Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

4) Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Любое ДЗ учителю необходимо понятно и без спешки объяснять учащимся.  Если имеются дети с ОВЗ, учителю необходимо задать вопросы на понимание ДЗ.

        Виды  ДЗ в  зависимости от формы работы:

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективные.

Уровни ДЗ:

1) репродуктивные

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

2) Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

3) Творческие задания способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы ...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение.

Чаще всего учителя под творческим заданием понимают написание сочинений, стихов и т.п. В методических рекомендациях сказано: «Не следует задавать ДЗ, выполнение которых происходит только под руководством учителя: решение нового вида задач, составление плана текста, сочинение. Не рекомендуется задавать всему классу на дом творческие задания, требующие применения особых навыков: умение сочинять стихи, умение рисовать и т.п. Кроме того, рекомендуется задавать творческие задания на дом только в том случае, если будет организована проверка и оценка данной работы».

СНЕЖИНКА

- Как вы организуете проверку ДЗ?

1. Проверка ДЗ:

  на последующем уроке устно во время фронтальной работы;

 в виде самостоятельной, коллективной или индивидуальной работы, включающей подобные задания и упражнения;

 во время контроля рабочих тетрадей;

  индивидуально у классной доски;

 в виде выполнения упражнения, включенного в структуру урока;  в виде взаимопроверки;

  по образцу или эталону, выведенному на экран интерактивной доски.

2. Оценка ДЗ:

 с помощью балльного оценивания;

 с помощью критериального оценивания;

  взаимооценка.

ДЗ не обязательно должно быть по всем предметам учебного дня.

КАПЕЛЬКА  - Вы задаете домашнее задание после контрольной работы?

Организация контрольной (самостоятельной, проверочной) работы

или диктанта на уроке не является основанием для отсутствия домашней работы. ДЗ может быть пропедевтическим или носить характер повторения и закрепления на более высоком уровне того учебного материла, который лежал в основе контрольной (самостоятельной, проверочной) работы или диктанта. ДЗ в этом случае должно быть творческим и индивидуальным.
При этом вы должны опираться на Положение своего образовательного  учреждения.

Учителю начальных классов не рекомендуется:

  Задавать на дом для изучения новый учебный материал.

  Чрезмерно увеличивать объем ДЗ с целью «потренироваться», «подготовиться к выполнению контрольной работы» и т.д.

 Задавать ДЗ на выходные, праздничные и каникулярные дни. !!!

 Задавать ДЗ по музыке, изобразительному искусству, технологии и физической культуре (исключение может составлять организованная с детьми проектная, исследовательская, поисковая, творческая деятельность).

РЕФЛЕКСИЯ

ИГРА «Да – нет»

1)  В 3 –ем классе ребёнок должен выполнять домашнее задание не более 2,5 часов. ( не более 1, 5ч.)

2) Сочинение лучше задавать на понедельник, т.к. в выходной  родители смогут помочь ребёнку. (Нет)

3) Не обязательно задавать ДЗ по всем предметам учебного дня. (Да)

4) На уроке учитель должен подробно объяснять выполнение ДЗ.(Да)

5) Можно задавать ДЗ на выходные, в каникулы и выходные.  (Нет)

        Мы предлагаем вам советы родителям, которые помогут правильно организовать домашнюю учебную работу, которые Вы можете озвучить на родительском собрании.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и выполнения домашнего задания и самоподготовки в ГПД 3 - 4 классов

Описание хода работы воспитателя в группе продленного дня; Рассматриваем процесс выполнения и проверки домашнего задания....

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

Выступление на семинаре на тему "Организация работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС"

В данном выступлении освещена организация моей работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС с 2012 по 2016 год....

Развитие читательской компетентности и опыт организации работы по поддержке детского чтения на уровне начального общего образования

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятель...

«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»

Выступление по теме:«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»...

Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...