Развитие умения видеть проблему
статья на тему

Сизова Мария Сергеевна

В статье приводятся примеры заданий, которые помогут в формировании у учащихся исследовательского умения видеть проблему. Статья написана в соавторстве с Пономаревой Светланой Викторовной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие умения видеть проблему33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умения видеть проблему

Пономарева С.В. учитель нач. классов ГБОУ лицей № 378

Сизова М.С. учитель нач. классов ГБОУ лицей № 378

В настоящее время одним из актуальных направлений в обучении младших школьников является исследовательская деятельность. Общими исследовательскими умениями и навыками являются:

  • видеть проблемы
  • задавать вопросы
  • выдвигать гипотезы
  • давать определение понятиям
  • классифицировать
  • наблюдать
  • проводить эксперименты
  • делать выводы и умозаключения
  • структурировать материал
  • работать с текстом
  • доказывать и защищать свои идеи.

Многие учёные полагают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем её решить. [2] Перед нами встал вопрос: «Как научить учащихся видеть проблему?» Для себя мы составили план действий:

  1. Выяснить, что такое проблема?
  2. Существуют ли в современной педагогике упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему?
  3. Способы решения проблемы-гипотезы.
  4. Существуют ли в современной педагогике упражнения и задания, помогающие развивать умение вырабатывать гипотезы?
  5. Существуют ли иные взгляды на понятие «проблема» и способы её решения?

Что такое проблема?

Обратившись к различным словарям и ознакомившись с определениями слова проблема, мы остановились на следующих двух, так как они, по-нашему мнению, наиболее ярко отображают понятие проблемы с точки зрения исследовательской деятельности в работе с младшими школьниками.

  • Проблема-теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.[1]
  • Проблема-вопрос или целостный комплекс вопросов, возникших в ходе познания.[3]

Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

После длительного поиска  материала по данному вопросу  мы пришли к выводу, что наиболее исчерпывающую информацию можно найти в трудах А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

Мы рассмотрели некоторые из таких заданий:

  • «Посмотри на мир чужими глазами»
  • «Составьте рассказ от имени другого персонажа»
  • «Составьте рассказ, используя данную концовку»
  • «Сколько значений у предмета»
  • «Назовите как можно больше признаков предметов»
  • «Тема одна – сюжетов много»

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем   - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все было именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»

  • «…Нам так и не удалось выехать на дачу».
  • «…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».
  • «…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».
  • «…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».
  • «…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».
  • «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

Упражнение «Сколько значений у предмета»

Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»

Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета.

Упражнение  «Тема одна – сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

Способы решения проблемы-гипотезы

Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения - изобретать гипотезы.

Гипотеза – это предвидение событий.

  • гипотезы рождаются как в результате логических  рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления
  • дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют
  • множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы
  • гипотезы дают  возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны

Рассмотрим, какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.

Упражнения на умение выдвигать гипотезу

Задание «Давайте вместе подумаем»:

  • Как птицы узнают дорогу на юг?
  • Почему весной появляются почки на деревьях?
  • Почему течёт вода?
  • Почему дует ветер?
  • Почему металлические самолеты летают?
  • Почему бывают день и ночь? и др.

Упражнение на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

  • письменный стол;
  • нефтяное месторождение;
  • игрушечный кораблик;
  • апельсин;
  • мобильный телефон;
  • проект постройки дома;
  • чайник;
  • реактивный самолёт;
  • букет ромашек;
  • охотничья собака.

Упражнение предполагающее обратное действие

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Упражнение «Найдите возможную причину события»

  • Звонят колокола;
  • Трава во дворе пожелтела;
  • Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
  • Полицейский автомобиль весь день стоял у дороги;
  • Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
  • Друзья поссорились.[2]

Иные взгляды на понятие «проблема» и способы её решения

Наиболее интересным иным взглядом по данному вопросу нам показались взгляды Сергея Филина член-корреспондента Международной Академии Психологических наук, опубликованные  им в статье «Что такое проблема и как ее формулировать». На проводимых им семинарах он задавал вопрос: Где находится проблема, внутри или вне человека? 90% опрашиваемых людей отвечают, что вне!!!

Проблема находится внутри того или иного человека, который ощущает или формулирует проблему. Ибо, если бы этого человека не существовало, то оставались бы только обстоятельства. В общем: «Нет человека — нет проблемы».

Под проблемой, по словам С.Филина, стоит понимать расхождение между «хочу» и «есть», между желаемым и действительным, между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем. Исходя из этого, можно говорить о трех этапах осознания, формулировки и решения проблемы, понимаемой таким образом:

1.«Есть» — те обстоятельства, в том числе препятствия, возможности и ресурсы, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют. Ресурсы это то, чем на данный момент владеет человек. Их можно разделить на две группы: материальные, те которые можно измерить( финансовые, временные)  и личностные ресурсы (творчество, лидерство, честность и т. п.)

2. Осознание своих потребностей. «Хочу» — требование, которое человек пока не знает, как удовлетворить, в силу обстоятельств.

3. Действия для сближения «хочу» и «есть». Вопрос о действиях по изменению обстоятельств — это первый шаг в собственно решении проблемы. Сами действия – это второй шаг.

Как правильно сформулировать проблему?

  • грамотная формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «как» и заканчиваться знаком вопроса ;
  • вместо «почему?» употреблять « зачем?»

(с эмоциональной точки зрения вопрос «почему?» вызывает негативные эмоции, а вопрос «зачем?» положительные)

  • пошаговое уточнение цели (см. упражнения А.И. Савенкова)

Например:

В исследовательской работе ученицы 3 «Б» класса лицея № 378 Кировского района Санкт-Петербурга  Лезовой Александры (руководитель Чиркова М.П.) был поставлен проблемный вопрос: « Почему у кошки светятся глаза?» При работе над данным проектом, можно было использовать советы С. Филина и поставить вопрос так: « Зачем у кошки светятся глаза?» При такой постановке вопроса, расширяется исследовательское поле.

Лексика в формулировке проблемы

В формулировке, скорее всего, не стоит употреблять слова, содержащие приставки «без-», «не-» или «ни-», а также все слова, имеющие хоть какой-то эмоционально негативный оттенок. Их стоит заменять позитивными синонимами.[5]  Оказывается, ребёнок запоминает, да и воспринимает всю услышанную информацию также, как ему говорят, но без частицы "не". Одним из первых этот психологический процесс открыл Джордж Кехо и поделился с миллионами  читателей об этом в своей книге "Подсознание может всё".[4]

Например:

Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.

Запрещено переходить дорогу на красный сигнал светофора.

Итак, проблема поставлена, но Сергей Филин [5] предлагает экспериментировать над формулировкой, с помощью ресурсного разворота.

Ресурсный разворот

Идея «ресурсного разворота» основана на развитии мысли о том, что сами по себе обстоятельства не могут быть негативными. Они просто есть. Не исключено, что если мы научимся пользоваться имеющимися обстоятельствами или хотя бы задумаемся о том, что ими можно воспользоваться, то негативные обстоятельства могут оказаться ресурсом для решения проблемы, и эффективность решения проблемы вырастет. «Ресурсный разворот» предлагает взглянуть на обстоятельства и проблемы с другой точки зрения.

Два способа ресурсного разворота.

Для того чтобы выполнить «ресурсный разворот» первым способом, возьмите формулировку проблемы, которую вы уже составили, и включите в нее препятствия (негативные обстоятельства) с помощью слов и словосочетаний типа:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если…

Пример:

Как у кошки светятся глаза, даже если белые ночи?

Теперь давайте попробуем сделать «ресурсный разворот»,  поставив слово «используя» вместо сочетаний:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если

Пример:

Как у кошки светятся глаза, используя белые ночи?

Второй вариант «Ресурсного разворота»

Сразу думать о негативных, с вашей точки зрения, обстоятельствах как о ресурсах. т. е. рассматривая обстоятельства проблемы, сразу задавать себе вопрос, как можно получить выгоду от этих обстоятельств.

Пример:

Какую выгоду можно получить из того, что у кошки светятся глаза?

Вывод:

  • проблема - вопрос об эффективном методе достижения желаемых целей в ограниченное время с использованием сложившихся обстоятельств
  • идеальных формулировок и «правильных» подходов к формулировкам, видимо, не существует. Но, попробовав сформулировать проблему по-разному, мы получаем варианты и шанс найти более эффективное решение.

Заключение

Проанализировав работы А.И. Савенкова и С. Филина, мы пришли к выводу, что одной из главных задач в развитии исследовательских умений является умение видеть проблему. На наш взгляд первостепенной задачей является научить ребёнка видеть и «прочувствовать» проблему внутри себя. Ведь только после того, как ребёнок (примет её, как свою), он с помощью учителя проанализирует свои ресурсы и составит план действий для её решения.

Предложенные упражнения можно использовать, как в работе над крупным проектом, так и в каждодневном образовательном процессе. Выработка умения видеть проблему и находить способы её решения поможет  не только в изучении образовательных предметов, но и улучшит качество личной жизни.

Список литературы

  1. Политический словарь Термин проблема  http://vslovare.ru/slovo/problema
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -4-е изд.,испр. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров»,2010.-224с.
  3. Словарь логики  Термин проблема http://www.edudic.ru/log/304/
  4. Статья « Мозг не воспринимает частицу «не»  http://webvospitanie.ru/eto-interesno/mozg-ne-vosprinimaet-4asticy-ne-2.html
  5. Филин С. Статья « Что такое проблема и как её формулировать» http://www.exct.ru/sites/default/files/Ar-Filin-01-What%20is%20probllem.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные.

Цель:Помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки....

Развитие умения видеть проблему

Статья написана в соавторстве с учителем начальных классов Сизовой Марией Сергеевной...

Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части."

Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части." Урок по ОС "Школа 2100"...

Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

Презентация к уроку русского языка в 3 классе с заданиями по содержанию урока...

Доклад по теме: "Развитие умения видеть, слышать и использовать достоинства русского языка и исправлять речевые недочёты"

Данный доклад посвящен проблемам культуры речи современной молодежи и роли литературного языка в современном мире. Рассматриваются такие вопросы, как: умения, которыми должен оваледь обучающийся школы...