Методические рекомендации «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
статья на тему

Шахова Ольга Сергеевна

Методические рекомендации «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся  при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся  

 при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Согласно подпунктам 7, 8 пункта 11 раздела II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к метапредметным результатам  освоения основной образовательной программы начального общего образования относится:

        - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

        - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета).

        Данные умения составляют содержание ИКТ-компетентности, которое конкретизировано в примерной основной образовательной программе, одобренной  Координационным советом при Департаменте государственной политике  в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (подпункт 2.1.2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)). 

  1. Нормативно-правовая и методическая основа формирования
    ИКТ- компетентности обучающихся при реализации ФГОС начального общего образования

        1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н).

2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (утверждены  приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).

        3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010; 22.09.2011;18.12.2012 №1060).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. Савинов. 4­е изд., перераб. М. : Просвещение, 2013. 223 с. (Стандарты второго поколения).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают информационные умения и умение работать с разными источниками информации  в совокупность ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. (ФГОС НОО. Раздел 2. п.11).  

В примерной основной образовательной программе начального общего образования в целевом разделе, подразделе   «Планируемые результаты» требования к ИКТ - компетентности конкретизированы и представлены в подпрограмме «Чтение. Работа с информацией». Подпрограмма описывает требования к ИКТ -компетентности по разделам: получение, поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации, оценка достоверности получаемой информации. Требования к результатам представлены на двух уровнях – базовом и повышенном. Подпрограмма «Чтение и работа с информацией» реализуется  на основе всех предметов начальной школы, но особое значение имеют предметные области «Математика и информатика» и «Технология».

Формирование ИКТ- компетентности предполагает знакомство обучающихся с различными средствами ИКТ, освоение ими общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними; осознание возможностей различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Нормативной основой непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения являются санитарно – эпидемиологические  правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10), в которых установлена продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения (п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10). Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов.

 Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

                                                                                               Таблица 5.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках




Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

Образовательное учреждение на основе ФГОС НОО и примерной основной образовательной программы, региональных рекомендаций и рекомендаций учебно - методических комплектов  раскрывает особенности формирования  ИКТ- компетентности в соответствующих разделах основной образовательной программы начального общего образования.

2. Отражение в рабочих программах  задач формирования ИКТ - компетентности обучающихся в преподавании предметов при реализации ФГОС НОО

В соответствии с ФГОС НОО формирование ИКТ-компетентности осуществляется на всех уроках и внеурочных занятиях в начальной школе.

Образовательное учреждение вправе включить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, предмет «Информатика». Данный предмет не является обязательным для формирования ИКТ-компетентности.

Задачи формирования ИКТ-компетентности (умений работать с информацией) должны быть отражены учителем в учебно - тематическом планировании рабочей программы по каждому предмету в характеристике учебных задач и в перечне универсальных учебных действий, формируемых на уроке. 

Приведем пример включения задач формирования ИКТ-компетентности  на примере планирования по литературному чтению в 1 классе.

№ урока

Тема урока

Задачи (характеристика деятельности учащихся)

УУД

3.

 Возникновение письменности. Сочинение своего письма с помощью рисунков.

- определить, какая информация представлена наскальными рисунками, иероглифами;

- придумывать свои записи с помощью различных рисунков;

- понимать в чём ценность книги, как долог был путь к её созданию.

Умение работать с информацией, представленной в разных форматах

Учитель самостоятельно планирует деятельность по формированию ИКТ- компетентности  обучающихся в соответствии с  рабочей программой,  рекомендациями  учебно – методического  комплекта и требованиями основной образовательной программы, но особое внимание уделяет предметам математика и технология.   Первоначальные  представления  о теоретической (математической) информатике изучаются в  предметной  области «Математика и информатика», а первичные практические  навыки  использования различных средств ИКТ – в предметной  области «Технология» на протяжении всего периода освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В рамках предмета «Технология» модулем определено следующее содержание (см. раздел «Примерные программы», пункт 4 «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа»):  первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы; первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы; овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Поэтому первое знакомство обучающихся с ИКТ лучше  осуществить на уроках технологии и продолжить формирование навыков в остальных предметных областях.

Предметная  область «Математика и информатика» в начальной школе отвечает за формирование наиболее общих ИКТ- компетенций:

применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях;

представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации;

выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Построение совокупностей по заданному основанию;

построение цепочек (последовательностей), представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек (последовательностей);

анализ истинности утверждений, построение цепочек рассуждений;

рассмотрение различных вариантов возможных событий и выбор собственного благоприятного действия;

работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

В содержании других предметных областей начальной школы также отражены сведения, позволяющие формировать информационные умения младших школьников. В предметной области «Филология»:

«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.

«Литературное чтение». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

В предметной области «Обществознание и естествознание», («Окружающий мир»):

 Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

В предметной области «Искусство»:

Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

3. Учебники и пособия для преподавания информатики и проведения внеурочных занятий  при реализации ФГОС НОО

Название учебника или учебного пособия

Учебно- методический комплект

Автор

Издательство

Классы, для которых разработаны учебники

Информатика и ИКТ

Перспективная

начальная школа

Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Академкнига/Учебник

2- 4

 Информатика

Для любого УМК

 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.

БИНОМ. Лаборатория знаний

2- 4

Информатика и ИКТ

Гармония

Нателаури Н.К., Маранин С. С.

Ассоциация 21 век

2- 4

Информатика

Школа России

 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л.

Просвещение

1-4

Математика и информатика

Я открываю мир

Семенов А.Л., Рудченко Т.А.

Мнемозина

1-4

Информатика

Школа 2100

Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

Баласс

1-4

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников

Пособие для учителя при обучении по  любому  УМК

Булин- Соколова Е.И., Рудченко Т.А., Семенов А.Л., Хохлова Е.Н.

Просвещение

1-4

Рекомендуется использовать учебник информатики из учебно-методического комплекта, который реализуется в преподавании предметов обязательной части учебного плана. На основе программы по информатике и учебника информатики учитель может разработать программу внеурочной деятельности по обучению информатике и ИКТ технологиям. Программа внеурочной деятельности может быть разработана на один – три года обучения. При организации  изучения выше обозначенного предмета как в урочной, так и внеурочной деятельности наряду со стандартными информационными средствами (учебники, словари, энциклопедии, карты и т.п.) обязательным является использование современного цифрового оборудования и программного обеспечения для начальной школы.

4. Требования к квалификации учителя для реализации задач по формированию ИКТ- компетентности обучающихся

В раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального  развития  Российской  Федерации   от 26.08.2010  № 761н, включены следующие положения, регламентирующие должностные обязанности учителя:

«Учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся (...) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. (...) Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. (…)  Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Должен знать: (…) основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности (…)».

Задачи формирования ИКТ- компетентности реализует учитель начальных классов, прошедший повышение квалификации по проблеме применения ИКТ технологий в образовательном процессе, в том числе по технологии применения современного цифрового оборудования. Если в образовательном учреждении выделены часы на преподавание курса информатики в начальной школе, или часы на внеурочные занятия по информационным технологиям, то данные курсы могут вести как учителя начальных классов, так и  учителя информатики, специалисты по информационным технологиям.  

Учителю начальной школы при решении задач формирования ИКТ- компетентности обучающихся желательно демонстрировать соответствующие умения:

  • в позиции учителя русского языка:
  • знание моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения;
  • знание методик и технологий литературного редактирования и реферирования;
  • знание методик и технологий построения учебных текстов с пропусками или перестановками;
  • знание моделей обучения работе с гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными обучающимися) с позиции содержательного выстраивания видеоряда и подготовки дикторских текстов;
  • знание моделей формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики.
  • в позиции учителя литературного чтения:
  • работа с источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ текстов;
  • работа с электронным литературным текстом, в том числе с детскими творческими работами: использование ресурсов электронных библиотек, практика создания собственных текстов в электронном виде, публикация результатов детского творчества в печатном виде и в Интернете, разработка сценариев для экранизации литературных произведений и их фрагментов, а также литературных работ обучающихся;
  • работа со звучащим текстом и видеорядом: анализ обучающихся  собственной речи, записанной в цифровом виде; отработка навыков орфографического и орфоэпического чтения в процессе записи и прослушивания собственного чтения, развитие навыков выразительности чтения, создание мультфильмов и видеофильмов на основе литературных сюжетов, текстов, а также литературных работ учащихся.
  • в позиции учителя математики и информатики:
  • представление о моделировании объектов и процессов с помощью компьютерных программ; представление об объектах математики и окружающего мира, которые возможно и целесообразно моделировать с помощью компьютера;
  • выбор адекватных возрасту обучающихся  и учебным задачам средств построения модели: среды для создания и управления реальными движущимися моделями, микромиры, позволяющие программирование исполнителей (Робот, Черепашка);
  • разработка и запись, в том числе с использованием конструкций специального языка для записи, алгоритмов решения математических задач и управления объектами-исполнителями;
  • моделирование и проектирование реальных процессов окружающего мира с помощью специальных программ (виртуальных лабораторий) или наборов конструкторов; разработка планов проведения исследований с помощью компьютерных моделей.
  • в позиции учителя изобразительного искусства:
  • использование графического редактора и графического планшета как средств создания компьютерного рисунка; подготовка и проведение он-лайн выставок;
  • использование фото - и видеосъемки как основ для современных видов искусства: создание натурной мультипликации на основе художественных и других работ учащихся; подготовка и проведение он-лайн выставок цифровых фотографий по различной тематике.
  • в позиции учителя музыки:
  • использование музыкальной клавиатуры как средства для обучения основам музыкальной грамоты и сочинительства;

- использование музыкальных редакторов, позволяющих расширить набор доступных музыкальных инструментов, сочетать их звучание, добавлять фото- и видеоиллюстрации к музыкальным фрагментам.

5.  Внутришкольный контроль формирования
ИКТ- компетентности обучающихся при реализации

ФГОС начального общего образования

В ходе внутришкольного контроля в образовательном учреждении необходимо проверять систематичность использования современного интерактивного цифрового оборудования, отслеживать результаты формирования ИКТ- компетентности обучающихся в течение учебного года. К мероприятиям по отслеживанию ИКТ-компетентности могут быть отнесены: проверка классных журналов и рабочих программ, педагогическое наблюдение, контрольные срезы по проверке сформированности информационных умений обучающихся и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

представлен опыт работы по  организации внеурочной деятельности  по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в...

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...