Подготовка к аттестации выпускников начальной школы.
консультация (4 класс) по теме

Котова Наталья Константиновна

ПОДГОТОВКА К АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

(Методические рекомендации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_attestatsii.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атамановская средняя общеобразовательная школа»

ПОДГОТОВКА К АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

(Методические рекомендации)

                       Составитель:

                                               учитель начальных классов

                                                                  высшая квалификационная категория

                                                        Котова Наталья Константиновна

Подготовка к аттестации выпускников начальной школы.

В Федеральном законе об обеспечении конституционных правы граждан на общее образование в статье 5 «Порядок определения уровня подготовки выпускников» в пункте №  1: «Государственный образовательный стандарт устанавливает порядок определения уровня подготовки обучающихся по завершению ими каждой из ступеней общего образования: начального общего, основного общего  среднего (полного) общего образования.»

Определение уровня подготовки выпускников осуществляется в форме государственной итоговой аттестации.  Государственная  итоговая  аттестация является обязательной.

Государственная  итоговая  аттестация выпускников начальной школы осуществляется автоматически при условии положительных итоговых оценок за выпускной класс данной ступени по всем учебным предметам, входящим в содержание образования в начальной школе. Но, как известно, сейчас итоговая аттестация выпускников начальной школы будет проходить не в форме проведения контрольных работ, а в виде тестирования (мониторинга).  На сегодняшний день это входит в практику.

Развитие тестирования обусловлено потребностями общества.  В России в настоящее время существует две широкомасштабные процедуры массового тестирования учащихся: централизованное тестирование и ЕГЭ (единый государственный экзамен). Суммарное количество тестирований выпускников общеобразовательных учреждений составляет около 2,5 миллионов в год.

Предлагаю вашему вниманию материалы для подготовки к аттестации выпускников начальной школы в форме тестирования.  Проблема эта обозначилась с введением ЕГЭ в средней школе, когда стало ясно, то выпускники не готовы работать в тестовом режиме, боятся этой новой для них формы. Готовить их к этому следует именно в начальной школе.

Тестирование становится реальностью. В состоянии тревожного ожидания находятся не только учащиеся, но и сами учителя, принимающие участие в подготовке детей к тестам, ведь тест проверяет не только знания школьников, но и работу педагога. Но, как известно, настроение педагога передается детям и тревога учителя, его напряженное поведение имеет свойство «заражать» ученика и усиливать его тревожное состояние. А в период подготовки к тесту и во время него в состоянии тревоги у школьника значительно медленнее протекают мыслительные процессы, возможны нарушения памяти, внимания, снижение умственной работоспособности. Поэтому учителям желательно сохранять позитивный настрой и не поддаваться панике, постараться увидеть то положительное, что несет тестирование для вас лично. Не думать о том, что «Мои ученики не справятся…». Вы сами настраивайтесь  на успех «Мои ученики хорошо сдадут тест!», «Все будет отлично!» и т.д.

В день экзамена:

  • Проводите детей на тестирование с добрым напутствием и с уверенностью в его успешном выполнении.
  • Займитесь полезной и приятной для вас деятельностью. И помните: вы сделали все, что могли, и от вас сейчас ничего не зависит.
  • Верьте: дети справятся!

После экзамена выслушайте учащихся. Похвалите за правильные действия, порадуйтесь вместе с ними.

Как же помочь ребенку подготовиться к тестированию?

Необходимо информировать учеников о предстоящих тестовых испытаниях, особенностях процедуры, характере заданий, последствиях тестирования.

Народная мудрость гласит: «Нельзя научить плавать, стоя на берегу реки».

  • Нужно активно внедрять тестовые методики в систему обучения;
  • Тестировать детей  с секундомером в руках. Засекать время выполнения тестов – развивает навыки самоконтроля.
  • Тестовый контроль знаний желательно проводить не перед самим  экзаменом, а заранее, в течение года, отрабатывая умения и навыки.
  • Повышать самооценку ученика, внушать ему  веру в собственные умственные способности.

Существует технология  проведения тестирования:

  1. Тест  проводится в классе, где учатся дети. На стенах не должно быть наглядной  информации, помогающей в выполнении тестовых заданий. Класс должен быть проветрен перед началом проведения работы.
  2. Перед началом работы учитель проверяет готовность рабочего места каждого учащегося. Для работы необходимо иметь два простых карандаша, две гелиевых черных руки, резинку, линейку, чистый лист бумаги – черновик. Но при этом необходимо учитывать требования, которые прописываются в инструкции каждой тестовой работы.
  3. Тест проводит организатор, который  должен четко объяснить ученикам, что они делают и для чего. Обязательно надо уточнить, как следует отвечать на вопросы: подчеркивать, зачеркивать или обводить правильные ответы.
  4. За проведением тестирования наблюдает ассистент, который помогает организатору в проведении тестирования.
  5. Тест лучше проводить  на втором или третьем уроке. Время на выполнение теста составляет 1 час (не включая инструктаж).
  6. В 3, 4 классах задания читают и выполняют ученики исключительно самостоятельно. Если ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, он помечает это задание галочкой, а после завершения работы возвращаются к отмеченным заданиям.
  7. После завершения работы  организатор собирает бланки ответов, внимательно следя за точным  заполнением паспортной части (Ф.И., класс).
  8. Результаты должны быть сообщены учащимся на следующий день после проведения теста. После сообщения результата обязательно проводится работа над ошибками.
  9. Учитель заносит результаты тестирования в свободные ведомости, которые должны быть представлены не позднее чем через 5 дней после проведения тестирования.

Мною была разработана памятка «Приемы работы с тестами», с которой желательно ознакомить родителей на родительском собрании.

Памятка «Приемы работы с тестами»

  • Сосредоточься!

После заполнения бланков постарайся  сосредоточиться и забыть про окружающих.

  • Торопись  не спеша!

Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

  • Читай задание до конца!
  • Думай только о текущем задании!

Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем, т.к. это  мешает сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

  • Начни с легкого!

Начни отвечать на те вопросы, в задании которых ты не сомневаешься, не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

  • Пропускай!

Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.

  • Исключай!

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

  • Угадывай!
  • Запланируй два круга!

Сначала пройдись по всем легким заданиям («первый круг»), а потом спокойно вернись и подумай над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»)

  • Проверь!

Наряду с этим, проанализировав педагогическую и методическую литературу, мною было разработано несколько тестов по математике и русскому языку, которые соответствуют структуре бланков. Данные бланки были предложены при проведении мониторингового контроля в 2007-2008 учебном году по русскому языку. Данные тесты по русскому языку и математике  для 4 класса (1-4) составлены в соответствии с программой начальной школы. Данные тесты предназначены для повторения и обобщения изученного материала за весь курс начальной школы. Тесты позволяют эффективно проводить контроль, проверять умение учащихся воспроизводить нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике, а также дает возможность определить, насколько ученик справился с требованиями, предъявляемыми школьной программой.

Задания тестов разбиты на 2 уровня:

Часть 1 включает 9 заданий (А1 – А9). К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный, т.е. используют задания закрытого типа с выбором ответа. В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех – четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны быть, очевидно, неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся.

Часть  2 выполняется на основе полученных учащимися теоретических знаний. Она состоит из 3 заданий (В1 – В3). Ответы к заданиям В1 –В3 учащиеся должны сформулировать самостоятельно и записать ответы на эти задания словами. Используя задания открытого типа. Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос; записывается полный предполагаемый ответ; из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.

Все ответы учащиеся должны зафиксировать в бланке ответов.

Опыт работы по изучению эффективности использования тестов на уроках показывает, что обучение работе с тестом лучше начинать с заданий закрытого типа на выбор одного правильного ответа, которые  оказываются наиболее простыми для понимания учащихся начальной школы. Учитель предлагает учащимся прочитать задание, найти в нем главную часть, подумать над ответом, затем сопоставить его с каждым из предложенных, выбрать и обозначить его в соответствии с требованиями инструкции.

Существуют критерии отметок при выполнении тестовых работ. Они  отличаются от традиционных.

Критерии отметки (%):

91% - 100% - отметка «5»

71% - 90% - отметка «4»

51% - 70% - отметка «3»

Менее 50% - отметка «2»

На первых этапах обучения методика использования тестов предполагает больше времени уделить обучению учащихся  работе  с каждым новым видом заданий. Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Учащиеся осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что дает возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в средней школе.

Таким образом, тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестация выпускников начальной школы

Содержит результаты работы за 3 года...

Проблемы подготовки младших школьников к итоговой аттестации в начальной школе

Проблема педагогического сопровождения младших школьников, в частности, при подготовки их к итоговой аттестации, с одной стороны, сохраняет свою актуальность, с другой, является многоплановой и чрезвы...

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир...

Итоговая аттестация выпускников начальной школы С. Г. Ковалевой

Электронная книга "Итоговая аттестация выпускников начальной школы" С. Г. Ковалевой...

трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)

трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)...

основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ по предметам...