Мастер- класс "Я хочу увидеть мир"
методическая разработка на тему

Шагина Ольга Станиславовна

Данный мастер класс знакомит с ситемой Л.Брайля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.9 МБ
Файл Ход мастер-класса21.11 КБ
Файл Брошюра830.69 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 18 Мастер – класс на тему: Я хочу увидеть мир. © Шагина Ольга Станиславовна

Слайд 2

Социальный ролик я хочу увидеть мир Как мы можем помочь увидеть мир незрячим и слабовидящим детям? Как мы можем раскрасить их жизнь?

Слайд 3

6-ти точечная система письменности Луи Брайля

Слайд 4

Алфавит

Слайд 5

Прочитайте с помощью алфавита стихотворение.

Слайд 6

Страна Знаний

Слайд 7

Рефлексия Где и как может пригодиться знание рельефно – точечного шрифта Луи Брайля? Для чего нужно знать шрифт Брайля незрячим и слабовидящим детям?

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер - класс на тему: «Я хочу увидеть мир!».

Цель: передать опыт работы по системе Л. Брайля, полученный в результате работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- Познакомить участников мастер-класса с методикой работы по системе Л.Брайля;

- Повысить уровень компетентности педагогов по системе Л. Брайля.

Планируемый результат: педагоги познакомятся с методикой работы по

6-ти точечной системе письменности Л. Брайля.

Оборудование: ноутбук, проектор,  карточки с заданиями, раскраски, брошюра, фломастеры, презентация.

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые члены жюри и коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию  мастер – класс

на тему: «Я хочу увидеть мир!».

1.Социальный ролик «Я хочу увидеть мир». (Гиперссылка Слайд 2.)

2. Как мы можем помочь увидеть мир незрячим и слабовидящим детям? Как мы можем раскрасить их жизнь? (высказывания) (Слайд 2)

3. (Слайд 3)  Самым важным при обучении незрячих и слабовидящих детей – это работа  по 6-ти точечной системе  письменности Луи Брайля. Простой шрифт, в основе которого лежит ячейка, занявшая всего 3 точки в высоту и 2 точки в ширину. Каждый знак шрифта Брайля целиком помещается под подушечку пальца. Одним лёгким прикосновением незрячий человек ощущает количество и конфигурацию точек в любом знаке. И понимает его  значение.

     Поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст,  приходится с обратной стороны листа. Знаками алфавита Брайля текст пишут справа налево, затем страницу переворачивают, и текст читается слева направо. В этом заключается одна из технических трудностей при обучении алфавиту Брайля.

    Для письма шрифтом Брайля используется комплект особых письменных принадлежностей. Грифель и трафарет или прибор. Трафарет, состоит из двух пластинок, скреплённых петлёй. Между пластинами должна вкладываться специальная плотная бумага, хорошо держащая придаваемую ей форму. В нижней пластине имеются ряды углублений для точек. В верхней пластине имеются ряды прямоугольных ячеек-пустот. Каждая ячейка верхней пластины имеет по 6 выступающих по краям ячейки закруглённых каёмок: по всем четырём углам и по середине вертикальных сторон. Эти направляющие боковые выступы располагаются строго над углублениями нижней пластины. Используя выступы направляющих в ячейках верхней пластины трафарета, грифелем продавливают точки знаков Брайля на плотной бумаге точку за точкой.

     При написании заглавных и малых букв должны использоваться специальные знаки, но как показывает практика, в книгах их не используют, поэтому  с ребёнком нужно вспоминать правило о заглавной букве в начале предложения и в именах собственных. А для обозначения цифр используется специальный знак. Он пишется вначале цифр.

 

4. Сейчас мы  с вами попробуем прочитать стихотворение по рельефно – точечной системе Л. Брайля. Рассмотрим алфавит. (Слайд 4)

    Каждой группе нужно прочитать по 4 строки и записать на листах текст. А затем один человек от группы прочитает, что у вас получилось. (Слайд 5 когда выйдут читать стихотворение)

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

 О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

 Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

5. Каждый ребёнок должен отправиться в путешествие по миру.  У вас на столах лежит транспорт, на котором они отправятся в путешествие. Давайте  с помощью алфавита брайля напишем им пожелание от каждой группы. (Слайд 6)

6. Рефлексия. Где и как может вам пригодиться знание шрифта Луи Брайля?

Для чего нужно знать шрифт Брайля незрячим и слабовидящим детям? Для чего он им пригодится? (Слайд 7)

Спасибо за внимание! (Слайд 8)



Предварительный просмотр:

«Луи Брайль не просто изобретатель – для всех   незрячих людей мира он подлинный    благодетель».                                     Морис Данге

Луи Брайль родился 4 января в небольшом

французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля.

   Это произошло в 1812 г. в окрестностях Парижа. Маленький мальчик играл в

ателье своего отца. Проделывая дырки в куске кожи, он повредил себе глаз. Из-за того, что ребенок тер глаза, инфекция распространилась и он полностью ослеп.

   В январе 1819 года Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и системы записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух.

Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 году, когда

он окончил учебу, ему было предложено остаться в институте и стать младшим учителем-репетитором. Брайль принял это предложение. Потом он преподавал географию, алгебру и музыку – и одновременно был органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан. Еще во время учебы Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия через осязание, и в то же время позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. В 1829 г. появляется первая разработка Брайля: Метод, разработанный специально для слепых, позволяющий записывать слова, музыку и пение с помощью точек. Так родился брайль. В 1837 г., после нескольких доработок, появился окончательный вариант нового алфавита. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов Брайль разработал и систему записи нотных знаков и с ее помощью преподавал музыку слепым. Им также был создан специальный прибор для письма, который с небольшими изменениями дошел до нашего времени. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 году. Луи Брайль умер 6 января 1852 года. Он похоронен в родном городке Кувре. В доме, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем. В мае 1887 года в Кувре был открыт памятник Луи Брайлю, созданный известным французским скульптором Леру. Сегодня брайль незаменим. С его помощью незрячие люди могут читать книги, партитуры, математические  формулы, географические карты. Более того, они

получили возможность работать, узнавать время по часам, а благодаря картам на брайле, даже управлять самолетом совместно с другим летчиком. В повседневной жизни этот алфавит

также играет важную роль: он позволяет лучше организовать свой быт, например, наклеивая на личные вещи этикетки с надписями.

Брайля, подарившего слепым возможность читать, почитают не только как гениального

изобретателя, но и просто как человека.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18

Мастер – класс

 «Я хочу увидеть мир»

                                        Составитель:

    Шагина О.С., учитель

пос. Октябрьский, 2017 г.

Родителям детей дошкольного возраста  с нарушением зрения

Что ребенок может видеть?

Если ребенок еще не умеет разговаривать, в некоторых ситуациях без слов можно понять, что и как он видит:

- он щурится или закрывает глаза от яркого света солнечных лучей или лампы (приглядитесь, прикрывает ли он от света оба глаза или только один);

- он щурится или закрывает глаза, когда подходит к дверям, выходящим на улицу;

- протягивает руки к любимой игрушке;

- поворачивает голову к свету или отворачивается;

- наклоняет голову определенным образом;

- предпочитает двигаться только в одну сторону, или реагирует на предметы, находящиеся только по одну сторону от него или на определенном расстоянии от него;

- подходит к определенным предметам (быстро, медленно, настороженно);

- следит за движущимися предметами только глазами или поворачивает голову;

- разглядывает предметы (на каком расстоянии от глаза) или обследует их руками.

  В таких случаях целесообразно:

-наблюдать за ребенком и анализировать, поступает он таким образом всегда или время от времени, или только при определенных условиях (например, когда свет очень яркий, или когда вы помогаете ему);

- когда ребенок повзрослеет, вам удастся узнать больше об уровне его зрения, наблюдая за тем, как он будет реагировать на книги, картинки, карандаши и бумагу. Эти наблюдения помогут определить, станет ли ребенок в будущем читать плоскопечатные тексты или его необходимо учить рельефно-точечному шрифту Брайля;

- по мере взросления ребенок начинает эффективнее использовать зрение. Это не означает, что зрение улучшается, просто ребенок приобретает определенный опыт и лучше понимает, что происходит вокруг. Но если родители  не будут создавать коррекционно-развивающие условия для развития зрительно-моторной координации, ребенок не сможет приобрести этот опыт.

   

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18

Мастер – класс

 «Я хочу увидеть мир»

                                        Составитель:

    Шагина О.С., учитель

пос. Октябрьский, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-клас для родителей первоклассников

Мастер-класс, проведённый для родителей первоклассников - это совместное практическое занятие, которое представляется  гораздо полезнее лекций  на родительских собраниях.Мастер-класс на...

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Я хочу увидеть музыку"

Мероприятие проводилось в рамках недели музыки; призвано приобщать детей к эстетическому восприятию окружающего мира, воспитывать в детях чувство прекрасного, расширять их музыкальный кругозор....

Я хочу увидеть музыку...

Я хочу увидеть музыку,Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом...

Мастер-класс «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы...

мастер - клас "Смысловое чтение"

как научить 3-классников навыкам смыслового чтения. Мастер-класс...

мастер - клас "Смысловое чтение" выступление

Мастер-класс по смысловому чтению в 3 классе...

Мастер-клас

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки"...