Описание опыта
материал на тему

Шевкунова Наталья Леонидовна

 

В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                                                        В.А. Сухомлинский

В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка. 

  • Развитие творческих способностей -  важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,  привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
  •  Если посмотреть на современное состояние образования , то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творческой познавательной и общественной деятельности.

Своеобразие моего опыта заключается в определении  обучающегося главной действующей фигурой  учебно–воспитательного процесса, реализации  проблем творческого развития личности, разработке  педагогических технологий, целью которых не является накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формированием  механизма самоорганизации каждого ученика.

     Что такое способности?

Под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у ребенка.

Способности человека можно представить в виде дерева:

•корни — природные задатки человека;

•ствол — общие способности;

•ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
     

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей. 

Творчество-деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей.

 Творчество
-деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающее неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

Творческие способности младших школьников реализуются в разных видах деятельности, в игре, обучении, общении, трудовой деятельности. Я воспринимаю творчество не только как конечный результат деятельности, а и как приёмы, операции, при помощи которых оно свершается.

Придерживаясь позиции учёных, выделю компоненты творческих способностей младших школьников:

  • Творческое мышление;
  • Творческое воображение;
  • Применение методов организации творческой деятельности.

Для формирования творческой личности использую такие технологии:

  • Технология проектирования;
  • Технология формирования продуктивной познавательной атмосферы;
  • Технология создания психологических условий подготовки школьников к творческой деятельности;
  • Технология учебно-воспитательного процесса как моделирование его содержания, форм, методов в соответствии поставленной цели.

Технология формирования продуктивной познавательной атмосферы основанная в творческой деятельности, которая начинается с проблемы или вопроса, с удивления. Основой творчества считаю поисковую активность, которая способствует саморазвитию и самоусовершенствованию ребёнка. Когда первоклассник приходит в школу, у него сияют глаза, возникает уйма вопросов.

Свою роль вижу в том, чтобы способствовать развитию способности ребёнка осознавать себя личностью, осмысливать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

Я постоянно ищу способы оживления урока:

  • Увлечённое преподавание.
  • Новизна учебного материала.
  • Связь знаний с судьбами людей
  • Показ практического применения знаний
  • Проблемное обучение.
  • Обучение с компьютерной поддержкой.
  • Взаимообучение.
  • Тестирование знаний.
  • Создание ситуации успеха.
  • Соревнование.

Практика показывает, что более продуктивными, крепкими, осознанными стают те знания, которые ученик получает сам. Созданию условий для самостоятельного получения знаний на моих уроках способствуют проблемные ситуации.

При изучении нового материала предлагаю обучающимся выполнить задание, для решения которых необходимы новые знания, которые и становятся предметом изучения на уроке. Именно так я и создаю проблемные ситуации, ситуации усложнения.

Например, при изучении в 1 классе предмета «Окружающий мир» темы «Откуда берутся снег и лёд?» детям предлагаю такую ситуацию:

«Мы совсем не слышим как падают снежинки. Они бесшумно опускаются на ветви, землю, крыши. А почему же являясь такими лёгкими, они скрипят под ногами?..»

Ученики, после некоторых раздумий, высказывают своё мнение, рассуждение. Их ответы: « Снег скрипит, потому что снежинки под весом человеческого тела ломаются. А так как их очень много падает под давлением, то и звук скрипа слышно».

Очень часто во время обсуждения проблемной ситуации у ребёнка возникает гипотеза о возможном пути её решения. Она зачастую появляется как озарение, как вспышка, как внезапный прыжок от определённого незнания к пониманию. Каждый ученик получает удовольствие от успешного решения проблемы. Как правило радость познания передаётся в выкриках «Да! Понял!». И эту радость я обязательно поддерживаю.

С развитием творческой личности тесно связываю технологию использования на уроках учебных и учебно-творческих заданий. В процессе решения творческих заданий мои ученики создают конкретный творческий продукт. Творческим продуктом является оформленный результат деятельности ученика, например написание текстов, сказок, стихотворений, создание рисунков. В каждом цикле предметов виды творческих заданий отличаются, так как это обусловлено особенностями отдельного предмета: его содержания, средств, которые используются во время выполнения творческих заданий, но все подобные задания стимулируют творчество.

В практике я использую такие методы стимулирования творчества:

  •  Метод эврестической загадки
  • Метод комбинированных вопросов (ученику предлагается совокупность вопросов, при помощи которых он даёт конкретную информацию. Например: Кто? Что? Когда? Куда? Зачем? С кем? Как долго?)
  • Метод фокальных объектов (свойства отдельных объектов переносятся на тот, который должен быть усовершенствованным. Например : усовершенствуется «кисточка». Случайный объект «лисица». Получаем «рыжая кисточка», «хитрая кисточка»).
  • Метод ликвидации безвыходных ситуаций (например: как заставить лентяя выполнять утреннюю зарядку, как приучить не открывать мусор и т.д.)
  • Метод «Техника силы разума». ( Упражнения «Универсальность предмета» ( придумать, например, где бы можно использовать данный предмет), «Игры на пропажу» (что было бы, если б пропали учителя? Сахар?)).

При подготовке   к проведению нестандартных уроков приходится решать разные педагогические задания:

  • Как лучше соединить методы и приёмы во время объяснения материала?
  • Как дифференцировать самостоятельную работу?
  • Как выучить личность ученика?
  • Как повлиять на безразличие детей?
  • Как найти продолжительные стимулы к работе?
  • Как организовать работу над обширным текстом и по объёму жемчужинкой пейзажной лирики?
  • Как преодолеть речевую неразвитость учеников?

Этих проблем бесконечность.

Нестандартные или нетрадиционные уроки действительно отличаются от обычных комбинированных уроков и целью, в которых преобладает ориентация на развитие творческих способностей, интересов, увлечений учеников, их специфических умений, отсутствие последовательности элементов урока, предусмотренной общепринятой типологией уроков; наличием в структуре урока признаков других форм обучения.

Для нестандартных уроков характерны:

  • Коллективные способы работы
  • Активизация познавательной деятельности
  • Партнёрский стиль взаимоотношений
  • Интерес к учебному материалу
  • Большая творческая составляющая
  • Нестандартные подходы к оцениванию

Нестандартные уроки способствуют готовности ребёнка к жизни, что составляет такие качества:

  • Умение принимать решение
  • Всегда работать качественно
  • Проявлять инициативу
  • Быть толерантным
  • Уметь сотрудничать
  • Научиться работать самостоятельно
  • Быть осознанным гражданином и патриотом

Нестандартный урок – это последний этап учебного цикла; вершина айсберга, так как основная учебная деятельность совершается на стадии подготовки к нему.

Я использую комплексный подход: работаю над обогащением активного словаря школьника, помогаю им овладеть семантикой и грамматикой родного языка, развиваю связную речь и словесное творчество школьника. Обучающиеся ведут тетради творческих работ – «словесные шкатулки». Открытия детей используются на разных уроках. Дома, в свободное время, эта тетрадь предусматривает свободное сочинительство: стихи, песни, загадки, юмористические рассказы – и его художественное оформление. Таким образом, активируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:

  • Подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу
  • Придумать слова, словосочетания на тему
  • Составить предложения с заданным словом
  • Составить предложение по картинке, схеме
  • Составить рассказ по вопросам, картинкам
  • Нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения
  • Озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения обучающихся в посильную для них творческую деятельность.

Предлагаю систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

“Составь слово”.

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

Глухой – ф, звонкий -…

Предпоследняя буква в слове “ветер”.

Стоит за буквой Р.

Суффикс в слове “речной”.

Первая буква алфавита.

Ответ: ВЕСНА.

“Цифровой диктант”.

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.

Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.

“Числовой диктант”.

В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами.

Пример: к числу букв в слове “молоко” прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).

Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.

Номер буквы “Е” в алфавите разделите на число месяцев во времени года.

“Буквенный диктант”.

Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).

Как называется часть суток после ночи? (утро – У)

Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)

“Четвёртое лишнее”.

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для развития логического мышления.

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

Корова, медведь, лиса, заяц.

Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.

“Ребусы, анаграммы”.

Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.

Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:

У

ШКА        

(подушка)                

100Л (стол)

Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…

Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.

“Развивающий канон”.

Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

1.Дикие животные.

Хитрая        Л

Злой        В

Косой        ?

2. Род имени существительного.

Земля        ?

Стол        М

Окно        С

Важным элементом творческих способностей есть чувство цвета. Использую его как средство, при помощи которого можно точнее передать, выразить свои мысли. Иногда у ребёнка есть потребность изобразить что-нибудь через рисунок, который может «сказать» больше, чем слова. Развивая чувство цвета, который символически выражает эмоции, переживания, чувства, у детей развивается творческий потенциал.

Всеми возможными средствами я стимулирую творческую активность учеников, так как основное задание учителя – быть проводником. Проводником – доброго, светлого, вечного.

Итак, есть реальная потребность в интенсивном развитии интеллектуального развития каждого человека. И самое важное место в этом процессе принадлежит школе.

Школа в переводе с латинского языка означает – лестница, которая имеет свои ступени. Эта лестница не строится, она создана для восхождения личности каждого ученика, а я помогаю своим ученикам подняться на ступеньку выше. Особую роль школы вижу в создании условий для становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, творческой. Творческая личность не может не быть патриотом своей Родины.

Сократ считал, что поставить ребёнка в безвыходную ситуацию – значит поставить её в более сильную позицию, так как тогда он захочет узнать про что-нибудь новое и не сможет быть удовлетворённым, будучи в состоянии незнания, он непременно захочет выйти из такого состояния, то есть – узнать.

Я учу создавать

Светлый мир без тревог,

Без обид, лишений и бед!

Я учу выбирать себе ту из дорог,

Где горит всем зелёный свет!

Не стоит – уныло

Брести сквозь жизнь,

Соблюдая чужой устав.

Надо – навстречу

Открытий нестись,

Раскрывая объятья мечтам!

Я учу бежать по роскошной траве.  

Улыбаться, смеяться и петь!

И кудрявым облаком плыть в синеве,

И капелью весны звенеть!

Этими мудрыми словами руководствуюсь с первых лет педагогической деятельности.

Литература.
1. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже – М., 1971 
2. Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978- 76с. 
3. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр. 
4. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр. 
5. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 
1994. 62 стр. 
6. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр

7. Винокурова Н.К., 5000 игр и головоломок для школьников, М. АСТ Астрель, 2004

8. Екимова М.А., Кукин Г.П., Задачи на разрезание, М.МЦНМО, 2002

9. Сухин И.Г., 1200 головоломок с неповторяющимися цифрами, М. Астрель ЕРМАК, 2005

Министерство образования и науки

Отдел образования администрации г.Снежное

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа  №5

 г.Снежное ДНР

Обобщение опыта педагогической работы

учителя начальных классов

Шевкуновой Натальи Леонидовны

по проблеме:

«Организация творческих компетентностей младших школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта .Использование гимнастики для глаз

В своей работе использую гимнастику для глаз, разработанную группой профессора, доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. Возникает вопрос: почему именно гимнастикой для глаз?...

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...