Описание опыта работы
статья (4 класс) по теме

Петрова Татьяна Николаевна
Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_petrovoy_t.n._gbou_oosh_12.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы работы учителя начальных классов

ГБОУ ООШ № 12 пос.Шмидта г.о.Новокуйбышевск

Петровой Татьяны Николаевны, участницы

первого (территориального) этапа

всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России» - «Учитель года Поволжского управления»

Компетентностный подход к обучению школьников

сотрудничеству в процессе интерактивного  общения

План  описания опыта работы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Целеполагание.
  3. Задачи.
  4. Содержание.

1. Пояснительная записка

Я иду на работу с радостью, а возвращаюсь с чувством глубокого удовлетворения, потому что в моём классе порядок и уют после капитального ремонта здания школы, а замечательный коллектив учеников регулярно радует меня своими успехами, а родители, законные представители моих школьников,-  постоянные помощники наших нужных и важных дел. И все мы  живем в комфортной для нас атмосфере понимания, сотрудничества, поддержки.

Важной составляющей качества образования, имеющей принципиальную новизну для современного российского образования, выступают ключевые компетенции. Сегодня компетентный школьник должен быть способен мобилизовать в данной конкретной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетентностях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации: непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей,  является не компетенцией, а скрытой возможностью. Но компетентный выпускник не сформируется как личность в условиях использования наглядно – демонстрационных методов обучения, когда в большей степени активен учитель. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием  в человеческой практике.

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции  в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. Задача развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками очень важна. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Взаимодействие – это совместная деятельность людей для достижения определенной цели. Ядром ситуации взаимодействия является совместное принятие решения. По классификации стилей взаимодействия К.У.Томаса и Р.Х. Килменна только сотрудничество ориентировано на наиболее полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

Условием возникновения и становления опыта явилось то, что в эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в образовательном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации в социуме. Ученые, методисты и учителя-практики отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к увеличению конфликтности  среди учеников в процессе школьного образования. Педагоги испытывают большие сложности во время формирования толерантного общения у детей, а именно в этом формате ученик может добиться позитивных результатов образовательной деятельности.

Вместе с тем, современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от учителя реализации идей сотрудничества в условиях массового образования.

За основу системы работы принята технология интерактивного обучения, основанная на принципах погружения в общение. Используется важнейшая особенность интерактивного обучения – процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Цель групповой работы  заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт человек мог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

Обучение осуществляется через использование групповых форм  творческой деятельности, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Творческая деятельность – это процесс, у которого нет единственно верного результата, и существует несколько путей достижения поставленной цели. При выполнении творческих заданий не создаются    условия, провоцирующие развитие соперничества (конкуренции) внутри групп и между ними. Конкуренция лишь возникает в тех условиях, когда ход и результаты работы можно сравнить с некоторым эталоном. Это порождает соперничество. Основной критерий оценки творческой работы состоит в том, что ее продукт оценивается, прежде всего, своей уникальностью. .

Таким образом, творческую групповую деятельность младших школьников объединяет основная функциональная направленность:

  1. творчество как процесс получения положительных эмоций;
  2. творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;
  3. творчество как источник переживания;
  4. творчество как способ познания окружающего мира;
  5. творчество как канал передачи общественного опыта.

Компетенция взаимоотношений и сотрудничества включает в себя два важных и равноценных блока: технологию интерактивного обучения и обучение через творчество.

  1. Целеполагание.

Цель системы работы: Организация деятельности, способствующей формированию и развитию у детей навыков общения, эффективного бесконфликтного взаимодействия и результативного сотрудничества.

В основе лежит использование групповой творческой деятельности во внеурочное время. Работа проводится с учениками начальных классов школы, классным руководителем которых я являюсь.

  1. Задачи.

Задачи системы работы:

  1. Сформировать коллектив единомышленников в процессе эмоциально положительного сотрудничества.
  2. Обеспечить выработку привычек у младших школьников по согласованию личных интересов с интересами других.
  3. Обучить детей правилам эффективной организации совместной работы.
  4. Продолжить результативное сотрудничество учащихся через увеличение количества призовых мест и благодарностей за участие в областных, окружных, региональных и всероссийских мероприятиях в целом по классному коллективу.
  1. Содержание.

Используемые принципы:

  1. Обучение в деятельности.
  1. Участие детей в групповых работах дает им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя пополнить.
  1. Предоставление возможности самостоятельности в деятельности
  1. Лишение учеников права на инициативу снимает с них ответственность за происходящее. Тогда у детей не возникает потребности вникать в суть человеческих отношений и учиться их налаживать и поддерживать.
  1. Обеспечение позитивного опыта деятельности.
  1. Позитивный опыт это тот, при котором удовлетворение, полученное от участия в групповой работе, компенсирует чувство напряжения и негативные эмоции, которые могут возникнуть в ее процессе.
  1. Обеспечение результативного сотрудничества учащихся.
  1. Анализ результатов контрольных работ учеников, сочинений, проектные работы, рост задействованности во внеклассных мероприятиях, а также процентное соотношение уровня обученности школьников, количества призовых мест по итогам различных дел  в начале учётного периода (цикл, триместр, полугодие, учебный год) и на последующих этапах школьной жизни, позволяет сделать следующий вывод: у детей качественно улучшается техника чтения и письма, счёта, увлечения информационными технологиями способствуют расширению круга общения, в том числе по сети Интернет, формируется коллектив единомышленников.
  1. Использование сотруднических техник
  1. Учитель действует совместно с коллективом, уважает мнения и решения школьников.
  1. Приоритетное внимание педагога к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.
  1. Привлекательность содержания деятельности.

Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме, также используются такие формы как:  экскурсия, консультирование учащихся, научно-исследовательская конференция, кружки, занятия в клубе выходного дня «Здоровье-это мы». Занятия проводятся не менее одного раза в неделю. Начинается работа с занятий- приветствий в начале учебного дня, которые позволяют быстрее познакомиться.  Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы и становление эмоциональной сферы.

В ходе занятий учащимся предлагаются задания различных видов:

Тренинги общения

Проведение тренингов общения, направленных на знакомство, установление контакта, выработку правил поведения в группе, обучение корректному выражению собственных чувств, эмоций,  «Я – высказывание».

Задания совместно – индивидуального характера

Предлагаются для выполнения индивидуальные задания, которые потом объединяют так, что они образуют единое целое. С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать одну из поставленных задач – создание у детей мотивации взаимодействия. Выполняя данные задания, ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. Возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.

Задания совместно – последовательного характера

Группа детей получает задание создать общее произведение, текст, сообщение, выполняя работу пошагово, в порядке очередности. Выполняя такие задания, дети учатся принимать тот факт, что другие участники вносят свой вклад в разработку и реализацию замысла; убеждаются, что результат совместного творчества привлекателен; получают эмоциональный опыт взаимодействия; испытывают чувство принадлежности к группе.

Задания  на создание совместных композиций

Работа состоит из двух последовательных этапов: выполнения каждым ребенком индивидуального задания и совместной деятельности по объединению личных результатов в одно целое. Поиск способа композиционного объединения элементов в одно целое составляет содержание взаимодействия ребят.

Задания на конструирование из модулей

Данные задания состоят из нескольких этапов. На первом этапе каждый ребенок в группе изготавливает по установленному образцу определенное количество одинаковых модулей – элементов будущей общей работы. Далее все модули объединяются в общую работу. Найти способ сложения элементов в единое целое – основное содержание работы. Выполняя задания данного типа,  ребенок осваивает элементарные навыки руководства – подчинения, пробует себя в ролях организатора, исполнителя.

Задания на коллективное принятие решений (усложненные задания)

Выполняя задания такого типа, дети учатся: получать опыт коллективного обсуждения и осваивать соответствующие правила; обосновывать свою точку зрения; уступать друг другу.

Предлагаемые задания характеризуются:

- большим объемом работы;

-направленностью на развитие творческого мышления, в которых генерируется максимальное количество оригинальных идей;

- требованием принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности группы.

Занятия проводятся в соответствии с тематическим планированием педагога. Контроль и оценивание учебной деятельности школьников основывается на критериях уровня и качества выполняемых творческих работ: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.  В ходе реализации данной системы работы возможно использование различных форм контроля достижений учащихся:

  1. анкетирование,
  2. беседа,
  3. оценка работы в группах,
  4. контроль выполнения творческой работы
  5. презентация работы, проекта,
  6. представление работы на школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и другие.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через:

  1. вербальную,
  2. содержательную,
  3. прогностическую оценку,
  4. оценку по конечному результату,
  5. рецензирование,
  6. проблемную ситуацию,
  7. самооценку,
  8. взаимооценку,
  9. создание определенного общественного мнения,
  10. самоконтроль,
  11. взаимоконтроль.      

С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.

Лист контроля ученика «___» класса

даты

Критерии / оценки

сентябрь

октябрь

ноябрь

Самооценка

Оценка работы в группе

Оценка педагога

Комфортность во время работы

Цветовое решение оценивания:

1. Самооценка:

  1. красный цвет-         любопытная информация,
  2. жёлтый цвет-         интересные сведения,
  3. синий цвет-         полезная информация.

2. Оценка работы группы:

  1. серый цвет-         не очень активен,
  2. зелёный цвет-         достаточный уровень активности,
  3. жёлтый цвет-         согласованная оценка, хорошая активность.

3. Оценка педагога:

+ 1, +2 балла-                 

за активный интерес к занятию и бесконфликтное, толерантное общение,  

0 баллов-         

за пассивность на занятии, не участие в общем деле

- 1, -2 балла-

ученик получает за создание конфликтной ситуации на занятии, неумение конструктивно решать возникающие проблемные ситуации.                

4. Комфортность во время работы (впечатление от урока, занятия)

  1. очень доволен
  2. равнодушное отношение
  3. я огорчён

В конце каждого урока, занятия проводится  анализ. Педагог по методике профессора П.И.Третьякова предполагает детям провести самоанализ своей деятельности. Анализ производится на различных уровнях:

- на  репродуктивном уровне ученик ищет ответы на вопросы:

  1. Что я делал?
  2. Что для этого сделал?
  3. Как нужно было сделать?

- на конструктивном  уровне  находит ответы на вопросы:

  1. Какую модель сделал?
  1. Для чего она нужна?
  1. Как сделать лучше?
  1. Какие варианты могут быть?

- на творческом уровне:

  1. Что я сделал нового?
  2. Как сделать по - новому?

Занятия в первом классе безотметочные, далее проводятся как по системе «зачет – незачет», так и по привычной для всех системе. Результаты образовательной деятельности школьника заносятся в портфолио ученика и в сводную рейтинговую таблицу. Применение такой системы оценивания повышает интерес учащихся к занятиям, стимулирует их активность, позволяет осуществлять рейтингование.

Методическим обеспечением системы работы выступают:

  1. ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый,  исследовательский, беседа, метод проектов.
  2. приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной  деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
  3.  технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД  Н.Е.Щурковой;
  4.  организационные формы обучения: классная,   индивидуально-групповая, групповая, коллективная.

Использование данной системы работы учит детей рецензировать групповые творческие работы своих одноклассников, постоянно заниматься самооценкой, совершенствовать коммуникативные функции речи.

Таким образом осуществляется компетентностный подход: ребенок становится субъектом обучения, реализуется в творческом процессе; формируется положительная  «Я- концепция»: я - могу, я- умею, я- нравлюсь, я- думаю, я- добиваюсь хороших результатов, я- участник полезных дел…» Работа в группе способствует развитию действия целеполагания, выбору оптимального пути достижения цели,  построению алгоритма действий, выполнению , анализу,  оцениванию, коррекции и т. д.

Используемая система работы направлена на достижение главного результата- личности школьника в соответствии с миссией школы № 12: реализация образовательных услуг в интересах воспитанника и обучающегося, общества и государства, воспитание социально-адаптированной личности, готовой к продолжению образования, мотивированной к здоровому образу жизни, имеющей возможности к обучению и обладающей сформированными базовыми компетенциями.

А именно:

Компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности

  1. Усвоение способов приобретаемых знаний из различных источников информации.
  2. Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном  уровне.
  3. Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.

Компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности

  1. Выполнение различных ролей.
  2. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.

Компетенции в сфере социальной деятельности

  1. Умение оценивать собственные возможности
  2. Умение ориентироваться в ориентироваться нормах и этике взаимоотношений.

Компетенции в бытовой сфере

  1. Осознанное отношение к собственному здоровью
  2. Овладение антистрессовой защитой
  3. Способность действовать сообща

Компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности

  1. Умение сделать выбор путей и способов использования свободного времени
  2. Формирование гуманистического мировоззрения
  3. Формирование коммуникативности, культуры общения

Результативностью использования системы работы является:

1. Стабильно высокие результаты итоговой аттестации учащихся за последние 3 года:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

 "5"

"4"

"3"

Средний балл 2008-2009 уч.год

 "5"

"4"

"3"

Средний балл 2009-2010 уч.год

 "5"

"4"

"3"

Средний балл 2010-2011 уч.год

Русский язык

3

4

6

3,8

3

3

7

3,7

3

3

7

3,7

Математика

4

4

5

3,9

5

3

5

4

5

3

5

4

Чтение

3

6

4

3,9

6

3

4

4,2

6

3

4

4,2

Окруж.мир

7

3

3

4,3

8

2

3

4,4

8

2

3

4,4

средний балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

за год

 

 

 

4

 

 

 

4,1

 

 

 

4,1

  1. Снижение уровня заболеваемости в 3 классе с 7,8 дней (учитель Петрова Т.Н.) в 2009-2010 учебном году до 6 дней в 2010-2011 учебном году.
  2. Показатель уровня сплоченности  данного классного коллектива находится на отметке 6,3 балла по 10-бальной шкале оценивания, степень активности обучающихся в делах класса и школы – 6,2 балла, уровень актуальности, нужности и полезности проводимых  мероприятий ученики оценивают на 9,3 балла, что соответствует оптимальному результату.
  3. Наблюдается увеличение количества участников и качественная составляющая работ- победителей учащихся, представляемых в заочном формате на всероссийском и международном уровне и в очных территориальных, областных и городских мероприятиях:
  1. 2009-2010 учебный год – 3 лауреата в разных номинациях,
  2. 2010-2011 учебный год – 4 победителя Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» Национальная образовательная программа «Интеллектуально- творческий потенциал России» (одно второе место и три третьих места) в различных номинациях «Я знаю русский язык», «Лингвистическая археология», «Тайны животного мира»; два третьих места в Территориальном компьютерном интеллектуальном марафоне «Инфотешка» у Селезнёвой Анастасии, ученицы 3 класса (номинации русский язык  и окружающий мир); 1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Сказочная страна детства» в номинации «Литературное творчество» (май, 2011)  у Зяблова Юрия, ученика 3 класса,
  3. 2011-2012 учебный год – 1 победитель и 1 участник Всероссийского заочного конкурса «Интеллект- экспресс» (первое место у Зяблова Юрия, ученика 4 класса); Селезнёва Анастасия, ученица 4 класса - победитель Всероссийского творческого конкурса «Моё увлечение», организованного заочным консультативно-психологическим центром «Талант с колыбели»; Командное участие  в IV Летнем Чемпионате студентов и школьников «Эрудиты планеты – лето-2011», из них 3 победителя (1,2 и 3 места) у учеников 4 класса (Зяблов Юрий, Прокофьева Анастасия, Бескрылова Арина); 6 участников  VIII Международной олимпиады по основам наук (начальная школа) по русскому языку, математике и окружающему миру; участие 7 школьников во Всероссийской олимпиаде «Олимпус» (итоги неизвестны); Первое место во Втором Территориальном компьютерном интеллектуальном марафоне «Инфотешка» у Селезнёвой Анастасии, ученицы 4 класса (номинация - окружающий мир);
  1. участие в областном конкурсе «Война глазами детей» (май, 2011)
  2. участие в областном конкурсе литературных работ «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» (ноябрь, 2011)
  3. участие в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка» (декабрь, 2010)
  4. участие в областном конкурсе детского творчества «Мое любимое животное» (декабрь, 2010)
  5. участие в областном конкурсе детского прикладного творчества «Зеркало природы» (декабрь, 2011).  
  1. Участие в проектно-исследовательской деятельности на уровне школьной научно-практической конференции, бессменным организатором которой на протяжении трёх лет для всех дошкольников и школьников сельского учреждения является Петрова Т.Н.:
  1. 2009 год- два диплома за участие у первоклассников;
  2. 2010 год- первое место у Зяблова Юрия, ученика 2 класса;
  3. 2011 год- два первых места и сертификат участника у учеников 3 класса.
  1. Позитивный опыт представления своих исследовательских работ и творческих проектов на школьном уровне позволяет достойно представлять  ученикам Татьяны Николаевны сельское образовательное учреждение на городских мероприятиях. По итогам муниципального этапа областного конкурса «Зелёная планета - 2010» в конкурсе исследовательских работ «Природа - бесценный дар, один на всех» первое  место у Зяблова Юрия, 3 класс. Дети под руководством своего педагога:
  1. участвовали в городском конкурсе научно – исследовательских работ «Космос: настоящее, прошлое, будущее» (апрель, 2011)
  2. участвовали в фотовыставке в рамках городского фестиваля «Мы дети твои, Земля!» (апрель, 2011)
  3. участвовали в XII городских Серафимовских чтениях (январь, 2011)
  4. в конкурсе литературных публикаций «Жизнь леса и судьбы людей» 2 место у Прокофьевой Анастасии, 3класс.
  1. Ученики Татьяны Николаевны Петровой активные участники школьных мероприятий и победители городских конкурсов:
  1. Диплом за 1 место в конкурсе социальной рекламы «Молодёжь за здоровый образ жизни!», 2009
  2. Дипломы за 1 место и за 3 место в городском  конкурсе карнавального костюма  «В гостях у сказки», 2009
  3. Диплом за 1 место в городском конкурсе литературных произведений «Что такое культура здоровья?» в рамках экологического фестиваля «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», 2010
  1. Татьяна Николаевна Петрова распространяет свой положительный опыт работы в сети Интернет на портале http://zavuch.info/mladshie_klassy/index.html и www.proshkolu.ru. Постоянно совершенствуя своё педагогическое мастерство, педагог уделяет большое внимание самообразованию, упорно работает над повышением своей квалификации, делится опытом с коллегами на различных уровнях. В её активе:
  1. Участие во Всероссийских видеоконференциях  «Портрет выпускника» (апрель 2011), «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений» (ноябрь, 2011)
  2. Сертификат за организацию, проведение, руководство и активное участие в IV Летнем Чемпионате студентов и школьников «Эрудиты планеты», сентябрь, 2011
  3. Диплом за 3 место в областном и территориальном этапе Всероссийского конкурса методических материалов «Растим патриотов России», 2010
  4. Участие в областном конкурсе проектов «Идея. Действие. Успех», 2010
  5. Участие в областном конкурсе профилактических программ и проектов «Строим будущее вместе», 2009
  6. Участие в областном конкурсе профилактических программ и проектов (проект «Здоровое поколение 21 века»), 2010
  7. Диплом за 3 место в  Первом территориальном конкурсе «Виртуальная библиотека XXI века», декабрь 2010
  8. Сертификат участника территориального конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России», апрель 2011
  9. Благодарственное письмо  за участие в XII городских Серафимовских чтениях, январь 2011
  10. Благодарственное письмо Администрации городского округа Новокуйбышевск за значительные успехи в учебно-воспитательном процессе школы 2010-2011 учебного года и добросовестный труд, май, 2011.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Описание опыта работы

Описание опыта работы...