Описание опыта работы
статья (3 класс) по теме

Описание опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_rabota.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное

 бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 12

пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области

(ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск)

446219, Россия, Самарская область, г.о.Новокуйбышевск, пос  Шмидта, ул. Школьная, д. 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,

тел.-факс структурного подразделения «Детский сад «Берёзка» – 3  – 17 – 66,

электронная почта: scyool12@mail.ru, адрес сайта: http://novshkola12.ucoz.ru/

 

Обобщение педагогического инновационного опыта

Парамзиной Татьяны Петровны

учителя начальных классов ГБОУ ООШ №12

пос. Шмидта городского округа Новокуйбышевск Самарской области

 «Метод учебных проектов в начальных классах»

г.Новокуйбышевск, 2013

1.Введение

Программа «Перспективная начальная школа», по которой я работаю девятый год, использует методики, предлагаемые стандартами нового поколения. Я работаю, применяя методы проблемно - поискового обучения,  детей  учу работать в парах, группах, учу  сотрудничеству.

Актуальность педагогического опыта в том, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем в реальной жизни. Этот проект решает такие задачи:

- учит учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых познавательных и практических задач;

- учит учащихся планированию учебной деятельности исходя из возникшей проблемы;

- формирует умения и навыки работы в парах, в группах;

- развивает коммуникативные навыки и умения;

-развивает умение ориентироваться в информационном пространстве.

2. Инновационная направленность педагогического опыта

Инновационная направленность опыта заключается в том, что:

- уроки-проекты введены с первого класса, что актуально для классов с хорошей познавательной активностью;

- уроки-проекты разработаны для уроков математики, тогда как авторские программы предлагают их в основном для уроков окружающего мира, технологии и в основном, начиная с 3-его класса;

- первые уроки-проекты проводятся при тьюторской поддержке родителей. Заинтересованные родители привлекались для помощи в организации групповой работы с первоклассниками.

Соответствие педагогического опыта критериям инновации  в прикладном плане обеспечило и то, что созданные и реализованные нетрадиционные уроки-проекты, решали такие задачи, как развитие у учащихся с первого класса:

- умения планировать, анализировать свои действия;

- умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;

- способности к сотрудничеству;

- чувства ответственности за конечный результат.

3.  Методологическая база педагогического опыта

Методологической базой моего опыта стала работа по методу проектов. В основу уроков - проектов положены такие принципы, как мотивированность на результат, значимость и актуальность выдвинутых проблем, позитивная взаимозависимость участников группы (по общей цели, по распределению ролей, по ресурсам, справедливому распределению объёма работы). Структура урока-проекта перекликается с этапами работы над долгосрочными проектами.

Коротко можно расписать этапы урока по пунктам в таблице, здесь же можно сравнить этапы урока над проектом и уроком с применением метода проектов:

Работа над проектом

Урок по методу проектов

1. Выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования.

2. Выдвижение гипотезы и её решения (Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи)

3. Обсуждение методов исследования.

4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.

5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.

6. Подведение итогов, оформление результата.

7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок.

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний

III.Постановка проблемы

IV.Планирование работы

V.Открытие нового знания, разрешение проблемы

VI.Оформление результата

VII.Первичное закрепление

VIII.Рефлексия

 Поэтому важно обеспечить требования:

- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;

- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;

- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;

- дети сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть добрым.

          4. Педагогическая целесообразность опыта

Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.

Уроки-проекты включают в себя различные методы оценивания. Ученики с самого начала урока знают, что от них ожидается, учитель встраивает возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки. Особое внимание  уделяется  формированию у учащихся коммуникативных умений, к которым относятся:

- умение спрашивать, делать «запрос»;

- умение управлять голосом, умение говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;

- умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;

         - умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.

Успешное осуществление проектов зависит от использования передовых современных технологий. Достижение планируемых результатов возможно только при введении в педагогическую практику элементов образовательных инновационных методов и приёмов. Я использую различные педагогические технологии:

 

№ п\п

Название используемой технологии

Имеющийся или прогнозируемый результат

1

Исследовательская деятельность

Самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

2

Проблемное обучение

Приобретение ЗУН.

Усвоение способов самостоятельной деятельности.

Развитие познавательных и творческих способностей.

3

Технология развития критического мышления

Осваиваемый учащимися материал является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.

Тем самым развивается способность учащихся саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.

4

Технология
уровневой дифференциации
«Лестница достижений»

Установка для ученика: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

Вся система планируемых обязательных результатов  известна и понятна школьнику.

Мотивация, а не констатация.

Предупредить, а не наказывать незнание.

Признание права ученика на выбор уровня обучения.

Ученик  испытывает  учебный успех.

С первых дней ребёнка в школе начинаю формировать коммуникативные умения.

5. Психологическая целесообразность опыта

Главной целью для меня является воспитание успешного ученика. Ведь неуспешный ученик – это человек,  у которого могут быть возможные проблемы в самореализации во взрослой жизни. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя начал уважать. Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей. Мне близки слова великих педагогов Шалвы Амонашвили: «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!», Плутарха: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Всё, что я  сделаю, останется жить в ребёнке, передастся из поколения в поколение как незримое духовное богатство. Многому можно научить ребёнка, но не привить ему чувства справедливости, милосердия, принципиальности, не сформировать любознательность, самостоятельность, организованность. Дети младшего школьного возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им любовь, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Вместе с детьми радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам.

Бланк опроса для ведения мониторинга

рефлексии учащихся 

 (можно трансформировать в различные игровые формы)

Палитра

Закрасьте каждое поле цветом палитры,

соответствующим значению ответа

Уровень

достижения

результата

Умение

планировать работу

Умение принимать решения

Умение работать в группе,

готовность к

сотруднтичесту

Умение применять полученные знания, ответсвенность за конечный результат

Я могу

Я с трудом

могу

Я не умею, но хотел бы научиться

В первый класс пришли дети с разным уровнем подготовки, с разным опытом коллективной деятельности. Труднее всего приходится детям, которые не посещали детский сад.  Поэтому я обращаюсь к помощи родителей. Неоценимую помощь оказывают родители при организации групповых работ, коллективных проектов. Помогая мне, родители открывают в своих детях что-то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, коммуникативные способности, видят проблемы, с которыми сталкивается ребёнок и это даёт им возможность своевременно оказывать ребёнку помощь.  В классе есть дети испытывающие различного рода трудности в процессе обучения. Эти проблемы возникают по разным причинам: снижение уровня общего развития ребёнка, нарушения памяти и моторики, неразвитость интеллекта, отсутствие навыков коммуникабельности, инфантилизм, полное отсутствие речевой культуры, невнимательность и многое другое. Здоровьесбережение – необходимый компонент современного урока, особенно для учащихся начальных классов. Физкультминутки, динамические паузы помогают снять напряженность, усталость, переключиться. После короткого перерыва учащиеся более активно включаются в учебно–познавательную деятельность. На уроках  применяю  пальчиковую гимнастику. 

Организовывая проектные работы, проводя интересные групповые мероприятия, можно дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.

Учитывая возрастные особенности учащихся, я активно использую игровые моменты. Вовлекая учащихся в учебную деятельность в игровой форме, мне удаётся избегать шаблонности уроков, пассивности некоторых детей. Игра позволяет активизировать субъектный опыт;  создаёт атмосферу заинтересованности; стимулирует учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощряет стремление находить свой способ решения учебной задачи.

6. Социальная направленность опыта

Осуществление педагогической деятельности невозможно без взаимодействия с общественностью. Реализация моего педагогического опыта стала возможной, потому, что в ней  были заинтересованы:

- учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;

- родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;

- учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы;

9.Ресурсное обеспечение

Оснащение учебного процесса на начальной образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые  спецификой обучения и воспитания младших школьников.

Работа по методу проектов закладывает основы для последующего обучения в среднем звене.  Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность обеспечивает возможность учёта возрастных и психологических особенностей младших школьников.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) раздаточные материалы - наборы геометрических фигур;

2) наборное полотно;

3) иллюстрации героев-сказок;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи овощей и фруктов и др.;

5) таблицы и схемы;

6) карточки для работы в парах, группах.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.)

Применение разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет оптимально организовать исследовательскую работу на уроках.

В ходе работы над проектами младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами работы с измерительными приборами и инструментами, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, сантиметровыми линейками, циркулем.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер уроков-проектов, а также использование разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....