Статья «Методические особенности использования метода проектов"
статья на тему

Павленко Светлана Николаевна

Статья «Методические особенности использования метода проектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaja_dejatelnost_1.docx13.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методические особенности использования метода проектов

Главный закон истории изобретений: изобретении приходят в процессе работы.

Ален

В условиях модернизации образования учитель должен научить ребёнка учить себя самого. Это требует специального содержания, дидактических методов и средств (организация деятельности моделирования, обучение общим способам деятельности, предоставление возможности осваивать алгоритмы действий), следовательно, необходимы проектная деятельность ученика и тьюториальное сопровождение учителем школьников, участвующих в проектной деятельности.

Очень важно правильно организовать руководство проектно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником — обучающегося, в процессе проведения проектно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы в равных условиях с учеником и одновременно обучает методике исследования. Необходимо помнить, что исследовательская деятельность, проект разрабатывается и выполняется при содействии тьютора (координатора), но самими учащимися, это продукт их творческой деятельности. Как сделать так, чтобы работа учащихся была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта — это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча или просмотренный видеосюжет. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта. 

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

На третьем этапе учитель вообще может стать «наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. 

Благодаря использованию проектов происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся.

Список литературы:

1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000

2.Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования

// Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика 2004 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

Особенности использования метода проектов в начальных классам школы VIII вида

Ведущим  принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности. Деятельностный подход в обучении позволя...

Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значит...

Особенности использования метода проектов в начальной школе.

Для реализации принципов личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны:Формировать активную, самостоятельную и иници...

Статья "Использование метода проектов во внеурочное время"

Включение учащихся в проектную деятельность позволяет каждому ребенку раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и уме...

Методический семинар «Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»

Сегодня много говорится и пишется о методе проектов. Проект – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окру­жающего нас мира, в...