Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя
статья на тему

Елена Николаевна Куркина

Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurkina_e.n._doklad_na_pedsovete.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя

     Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

      Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

    На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к организации образовательного процесса выявлена возможность взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов к организации учебно-исследовательской деятельности в современной начальной школе.

   С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

     Задачный подход к организации учебно-исследовательской деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности. Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.

     Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие ее субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно- исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

     Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и заданного подходов предполагает:

•тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих;

•создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем; •конструирование системы учебно-исследовательских задач, сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

    Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы, средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов.

     Теоретический анализ позволили определить, что поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника предполагает:

  • выделение этапов обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;
  • определение совокупности задач, способов и форм организации учебно- исследовательской деятельности;
  • распределение задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
  • определение предполагаемых результатов деятельности;
  • отбор содержания и составление учебно-исследовательских задач и заданий.

    Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

     Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

     Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

     Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

  •  на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  •  на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  •  на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

     На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:

в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования;

во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

     Третий этап соответствует третьему и четвёртому классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини- исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.

     Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. В процессе включения младших школьников в учебно- исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

      Работая с классом, я предлагаю ребятам различные темы исследовательских проектов. После обсуждения тем, мы выбираем ту тему, которая наиболее интересна ребятам.

          Ребята моего класса приняли участие в краевом конкурсе научно-исследовательских проектов детей и молодёжи, и в номинации «Творческие проекты детей от 7 до 14 лет» мы заняли первое место.

        В мае 2007 года коллектив класса принимал участие в краевом Фестивале технического творчества, где в номинации «Дизайн предметно-пространственной среды»  был удостоен диплома 1 степени за  коллективную разработку детской игровой площадки «Безопасный городок»

      В 2007-2008 учебном году наш класс стал лауреатом школьного конкурса «Лучший класс года»

      В 2008-2009 учебном году ребята были награждены дипломом 3 степени в краевом конкурсе «Перекрёсток»;  Диплом 1 степени в номинации «Защита проекта «Машина будущего»; Диплом 1 степени в номинации «Конкурс «Листовка» (Приложение 4)

      Команда «Светофорик», которая состоит из учащихся класса, получила диплом 1 степени в краевом конкурсе – смотре «Лучший отряд юных инспекторов движения»

       Наш класс принимает активное участие в реализации программы пилотного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности со школьниками по привитию культуры личной безопасности».

       Когда мои ученики перешли в 5 класс, то они продолжили активное участие в районных и краевых мероприятиях, направленных на профилактику детского дорожно – транспортного травматизма. В 2009 – 2010 учебном году они стали лауреатами 2 степени в муниципальном  и краевых конкурсах «Безопасное колесо»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся под руководством учителя начальных классов

Данная исследовательская работа явилась результатом выполнения проекта «Моя малая родина» группой обучающихся 4 «А», 2 «А» классов под руководством Ломако Людмилы Степановны. Помощь в работе ока...

Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"

Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

статья: «ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ»

Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учител...

Критерии исследовательских работ

Представлены критерии оценки исследовательских работ ученического конкурса "Я - исследователь"....

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование,- писал в свое время Добролюбов,- это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».Ушинский писал, что «недостаточно понять слова,...

Исследовательская работа. Мониторинг родителей.Критерии выбора образовательного учреждения для ребёнка.

Проанализировать критерии выбора родителей образовательного учреждения для ребёнка....