статья: «ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ»
статья на тему

Иванова Ольга Валерьевна

Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Актуальна задача подготовки учителя нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребёнка, организации общения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.

   Учитель сохраняет моральное право учить до тех пор, пока учится сам, пока, служит примером высокой нравственности.  Он должен не только превосходно знать свой предмет, но и быть пропагандистом, обладать чутьём, постоянно искать пути к детскому сердцу, быть образцом в поведении в делах своих питомцев. Инструмента, которым можно измерить бла­городство души, неповторимые частицы творчества в по­вторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача моей  статьи выявить, что нужно для того, чтобы учитель рабо­тал успешно и качественно.

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №13»

г. Мурома  Владимирской области

Тема: «ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ»

                                                               

                                                                   Иванова Ольга Валерьевна,

                                                                    учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №13»

Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Актуальна задача подготовки учителя нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребёнка, организации общения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.

   Учитель сохраняет моральное право учить до тех пор, пока учится сам, пока, служит примером высокой нравственности.  Он должен не только превосходно знать свой предмет, но и быть пропагандистом, обладать чутьём, постоянно искать пути к детскому сердцу, быть образцом в поведении в делах своих питомцев. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача моей  статьи выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно. 

В современном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться и др.

В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии успешности учителя можно разделить на три группы:

  • педагогические;
  • психологические;
  • личностные.

Педагогические критерии успешности учителя

О работе учителя судят по конечному результату, поэтому первый критерий — это уровень обученности учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти, по итогам окружных, городских контрольных работ.

Второй критерий — уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Третий критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерий — образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый критерий — способность к самоанализу, рефлексии.

Шестой критерий — инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя

1. Первый критерий — интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.

Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?

Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

2. Второй критерий сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться — долг ребенка. Конечно, первоклассник, второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?

Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.

Формальное преподавание — это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

3.        Третий критерий взаимоотношения в системе «учитель — ученик».

В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменой процесса обучения и обуславливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее — к подражанию и самообучению.

С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

4.        Четвертый критерий учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие — эмоциональный, третьи — вербальный, четвертые — движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.

Личностные  критерии успешности учителя

Личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Выделим такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1.        Эмоциональность.

2.        Выразительность речи.

3.        Творческое начало личности.

4.        Организаторские способности.

5. Чувство юмора.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

 Российский педагог В.Н.Сорока – Росинский разделил учителей на несколько категорий:

  • Учитель «теоретист» – в котором преобладает теория, идея в ущерб реальному миру вещей и практике. У них на первом месте отвлечённая мысль, которую они пытаются воплотить в реальность. Сильная сторона их, это хорошее знание методики, добросовестная подготовка к уроку, постоянная работа по специальности.  Они сильны в теории, слабы в практике,  плохо чувствуют учеников».
  • Педагоги – реалисты  - хорошо разбираются в мире вещей, они тонко чувствуют настроение ребёнка, умеют вместе с ними и радоваться и горевать и жить интересами каждого из них.  Слабой стороной является теоретическая подготовка, иногда их близкие отношения с ребятами носят характер панибратства.
  • Педагоги – утилитаристы – умеют хорошо ориентироваться и в вещах и людях, для него учащиеся – объект обучения и воспитания для получения высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Его конёк – всякие тренировки, его ученики прекрасно знают все определения и правила. Как автоматы производят разные разборы, грамотно пишут. Но затрудняются в изложении своих мыслей.
  • Педагоги – артисты (вдохновители). Они действуют по вдохновению, по наитию, по интуиции. Дети их любят. Уроки зависят от его настроения, поэтому у них бывают посредственные уроки. Таким учителям следует более критически относиться к себе. [1]

Современной школе нужен такой учитель, который ценит и уважает ребёнка, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание так, чтобы подрастающее поколение стало в будущем опорой нашего государства, гордостью  современной России.  Ш.А. Амонашвили говорил: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сорока-Росинский В.Н.  Школа имени Достоевского// Педагогические сочинения
  2. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990
  3. МакаренкоА.С.  Соч.-т.5-М.1958

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"

Статья "Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя"...

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование,- писал в свое время Добролюбов,- это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».Ушинский писал, что «недостаточно понять слова,...

Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя

Исследовательская работа - основной критерий успешности учителя...

Статья "Профессиональная компетентность как ресурс совершенствования учебно-педагогического процесса: новые инструменты развития личности учителя и ученика." (текст +презентация)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Статья "Личность воспитывает личность"

Нельзя сказать, что на развитие личности влияет только родитель или только учитель, но можно сказать, что педагог способен повлиять на многие аспекты становления личности....