Статья "Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации"
статья


Предварительный просмотр:

Рыжкова Г.И.,

ГБОУ школа №432 Колпинского района

Санкт-Петербург

Статья «Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации»

Одной из наиболее эффективных методик гармоничного развития детей считается сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

При кажущейся простоте данная методика имеет серьезные цели:

  • овладение родным языком как средством приобщения к культурным ценностям человечества;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • расширение словарного запаса, совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование коммуникативной направленности речи;
  • развитие творческих способностей ребенка.

В соответствии с целями определяется круг задач, решаемых с помощью сказкотерапии:

  • стимулирование познавательной деятельности, накопление и систематизация представлений об окружающем мире;
  • развитие воображения, творческого мышления;
  • развитие связной фразовой речи, ее логическое, лексико грамматическое и фонетическое оформление;
  • развитие образности, выразительности речи;
  • эмоциональное оформление речи: использование интонации и силы голоса, управление темпом речи, паузами, мимикой, жестами, движениями.
  • снятие эмоционального напряжения.

Другими словами, «сказочные» занятия как творчески организованный вид образовательной и воспитательной деятельности, расширяя кругозор, обогащая словарный запас, тренируя речевые навыки, способствуют раскрепощению ребенка, росту его уверенности в себе. Это важно для всех детей без исключения, но особенно работе с детьми с общим нарушением речи, заиканием, агрессивностью, гиперактивностью, энурезом и т.д. Когда ребенок перестает переживать по поводу дефектов речи, укрепляется его психика, корректируется поведение, улучшается социальная адаптация.

Сказкотерапия, как любая методика, неэффективна при использовании от случая к случаю. Как система занятий она опирается на положение, принятое в психолингвистике, о том, что речь формируется поэтапно из отдельных речевых действий. Важно соблюдать при этом следующие принципы:

  • постепенно переходить от простого к более сложному;
  • создавать оптимальные условия для того, чтобы каждый ребенок в процессе получения знаний мог проявить свои познавательные способности, использовать накопленный опыт, эмоционально самовыразиться;
  • организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы он постоянно находился в процессе получения новых знаний и умений;
  • сделать процесс развития связной речи непрерывным и интегративным, чтобы, начавшись с деятельности педагога, он продолжился в совместной деятельности ребенка и родителей.

Диапазон методов работы со сказкой очень велик. Сказки можно просто рассказывать и слушать, можно обсуждать, анализировать, додумывать, переиначивать, рисовать, сочинять, проигрывать. Соответственно весьма разнообразны виды деятельности:

  • чтение и обсуждение сказок во время занятий и в свободное время;
  • рассматривание иллюстраций со словесным описанием;
  • рисование иллюстраций, лепка, аппликация, создание книжек и лэпбуков;
  • разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации;
  • кукольные мини-театры: пальчиковые, настольные, бибабо;
  • прослушивание музыки для усиления эмоциональных впечатлений, развития слухового восприятия, пробуждения фантазии.

Принцип от простого к сложному наиболее важен. Опираясь, прежде всего, на возраст дошкольников и на уровень их речевого развития, его необходимо соблюдать и в отборе сказочного материала, и в выборе видов деятельности, и непосредственно в работе над каждой сказкой. Как правило, она проходит в три этапа: 

  1. Познавательно-эмоциональное ориентирование

Цель этого этапа – осмысление сюжета с помощью средств выразительности, эмоционально-чувственное освоение содержания сказки через характеры и эмоциональные состояния ее героев.

На этом этапе важно эмоциональное рассказывание (чтение) сказки с использованием эмоциональных средств. Следует выделять интонационно образные выражения, использовать мимику, пантомимику, жесты. Можно использовать игрушки, яркие иллюстрации, фигурки и аппликации, выполненные самими детьми. Можно слушать музыку для установления ассоциативной связи с характером и состоянием персонажей. Во время беседы по содержанию сказки уточняется последовательность событий, задаются вопросы для выяснения понимания особенностей сказки, при этом поощряются высказывания детей, обращение к их личному опыту.

  1. Словесное воспроизведение сказки

Цель этого этапа – развитие у детей умения излагать сказку связно, логично, отбирать для пересказа основные моменты; расширение знания о выразительных средствах языка; усвоение детьми изобразительных средств раскрытия сказочного образа и применение их в собственном изложении сказки, построение самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами.

Данный этап включает составление плана сказочного произведения, использование сюжетных картинок, коллажей, мнемотаблиц, с помощью которых дети учатся моделировать текст. Эффективным приемом активизации речевого творчества детей может быть эмпатическое рассказывание, когда дети представляют себя на месте сказочных персонажей, рассматривая иллюстрации, и описывают, что они услышали, увидели, почувствовали. Используются также игры-драматизации, кукольный театр, настольный театр, инсценирование отрывков, театральная постановка. Двигательная активность, изготовление кукол, участие в изготовлении костюмов и реквизита развивают моторику, речь и коммуникативные навыки.

Сказкотерапия для ребенка – сотворчество, в ходе которого личность дошкольника развивается в полной гармонии с успешным овладением грамотной и связной речью. Расширяется словарный запас ребенка, развивается логическое мышление, эстетические чувства, формируется культура речи, совершенствуется ее образность и эмоциональность.

В «сказочной» деятельности для детей очень важно участие взрослых. Так же, как и для самих взрослых. Педагоги и родители ни в коем случае не могут быть просто наблюдателями. Они не только руководители, вдохновители, организаторы – они непосредственные участники процесса превращения сказки в живое действо. И самые строгие требования они должны предъявлять к себе: к своей речи, к своим манерам, к собственному контролю над своими эмоциями и настроениями.

Практически в любой сказке заложено важное психологическое содержание, которое дает ребенку представление о любви, добре и счастье. Также ребенок через сказку учится познавать реальный мир, а трансформация сказочного героя из слабого в сильного, наивного в умного, маленького во взрослого позволяет открыть перед ним перспективы собственного роста.

Превращение хотя бы на некоторое время жизни ребенка в игру, волшебство, сказку позволяет и взрослым ощутить прилив вдохновения, получить удовольствие от общения с ребенком на равных, а может быть, помогает расстаться с собственными сомнениями и страхами для того, чтобы жить-поживать да добра наживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности

Из опыта работы  по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...

Проектная деятельность является одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий.

        Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не дост...

МО Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.

Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации....

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье идёт речь о целесообразности и эффективности групповой работы в коллективе младших школьников, благодаря которой учитель имеет возможность профессионально формировать и совершенствовать униве...