Статья на тему: "Проектная деятельность как метод формирования успешной личности в начальной школе"
статья

Шахворостова Раиса Федосеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1_1.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность

     C появлением новых технологий изменились все сферы школьного образования начиная от принципов обучения до подхода к ним. Развивающиеся новые принципы  образования и подхода  в обучении потребовали в первую очередь новых методов решения ситуации.    
    Одним из ведущих методов является метод проектов.
   Перспективы проектных методов развития социализации и личностных качеств школьников выявляются через деятельность учителя и ученика, которая на корню отличается от традиционных методов обучения.

      Основа метода проектов кроется в предоставлении ученикам возможности самостоятельно приобретать знаний в процессе решения поставленных задач.
    Специфические особенности проектной деятельности кроются в том, что при работе над проектом существенно повышается вовлечённость в процесс изучения что влечёт за собой, более глубокое усвоение и осмысление материла. Полученный результат всегда можно подвергнуть критике и дальнейшему осмыслению.
          Метод проектов оказывает положительное влияние на развитие личности на любом этапе обучения, а его применение начинается уже на этапе начальных классов. Возраст естественно накладывает ограничение на организацию и усвоение материала , однако не влияет на общую вовлечённость. Суть кроется в том что именно в младшем возрасте формируется ряд  установок и качеств. Если игнорировать и не принимать во внимание возрастные рамки, это может нарушить поэтапное развитие в усвоении о достижении необходимых результатов проектной деятельности.

     Занимаясь организацией проектной деятельности в начальной школе следует учитывать психологические и физические особенности младших школьников.
    Основной фактор наибольшей вовлеченности в процесс изучения у младших школьник кроется именно их возрасте, так как  из-за стремления познавать и изучать мир появляется мотив к усвоению материала. Задача учителя  направить чрезмерное любопытство и желание изучать,  при этом не ущемляя его всевозможными запретами.  Проектная деятельность прекрасное средство  для реализации этого непосредственно в учебной работе.
    Проектная деятельность в начальной школе может проходить в форме
небольшого исследования. Основой содержания могут стать извечные детские вопросы: ,,зачем?” ,,как?” ,,почему?” Осуществляя
такую деятельность, ребенок самостоятельно находит ответы на поставленные вопросы. Рассмотрим один из примеров:

  • Кто мы? Что мы? Зачем? Почему именно так?  Ответы на эти вопросы можно найти в изучении природы
  • Где мы во времени и пространстве? Ответы на эти вопросы кроются в изучении истории и астрономии.
  • Как мы выражаем свои мысли и чувства? Для этого дети исследуют способы выражения своих чувств и эмоций, изучают идеалы, верования и ценности других людей.
  • Каким образом мы живём на  планете? Дети изучают  проблему загрязнения атмосферы, глобального потепления и использования природных ресурсов..

Любой из этих вопросов способен наполнить и разукрасить эмоциональное состояние ученика.

     Целями проектной деятельности в начальной школе является формирование теоретических знаний и понимания основ. Однако здесь имеется определенная специфика. Предметные знания воспринимаются как взаимосвязанные обстоятельства и факты, которые формируют в голове ребёнка единую картину мира у ребенка единую картину мира. Весь пласт теоретической информации воспринимается как универсальное средство для решения всех поставленных задач и возникающих трудностей.

К ним относятся:

1) Социальные позволяющие в должной мере ощутить работу в коллективе и иди на компромисс с другими учащимися.

2) Коммуникативные позволяющие научиться слушать, принимать и уважать  чужое мнение.

3) Мыслительные позволяющие  сделать подход к изучению более созидательным, давая намёки на получения той или иной информации.

4) Исследовательские позволяющие наблюдать различные предметы и явления, мелкие детали , видеть результаты  изучения.    

Оценивание проектов в начальной школе также осуществляется при помощи критериев. Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе и осваивает в результате работы. Оценка проекта по критериям осуществляется и взрослым,

     Особенностью проектной деятельности в начальной школе является не продолжительность или степень нагрузки а, вовлечение родителей. Роль родителей очень важна т.к его пример старшего и более мудрого человека может благоприятно повлиять на процесс обучения.   

Но основная роль и ответственность остаётся на учителе, он даёт ученику возможность осваивать  что-то новое и постигать всё новые вершины..

    Применение проектной деятельности  даёт возможность преобразовать процесс простого потребления теоретического материала в увлекательный  процесс  активного поиска и применения новых знаний. Эти умения, знания и навыки будут наполнять  в личный жизненный опыт учащегося, и в дальнейшем помогут ему в освоении нового учебного или внеучебного материала, а так же в дальнейшем развитии себя как личности в социуме.
    В начальных классах  участие учителя максимально влияет на стимуляцию и стремление к дальнейшему развитию, а так же участие в оказание помощи и руководит на всех этапах работы над проектом.
   Осилив такую серьёзную работу как проект, ребенок получает ценный опыт. Он сам увидит свой успех, почувствует свою компетентность. Ему захочется двигаться дальше в своем развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

Технология  проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...

Приёмы и методы, способствующие успешной социализации учащихся начальной школы.

Проблемы социализации младшего школьника постепенно выходят на первый план. Социализация ученика является одной из непреходящих проблем начального образования, но внедрение и реализация ФГОС НОО прида...

Формирование гармоничной личности в начальной школе

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внес...

Факторы и условия влияющие на становление успешной личности в начальной школе

В настоящее время современная школа должна помогать детям развиваться и получать нужную информацию в ситуации успеха. Учитель нацеливает свою работу на личностный рост и развитие каждого ученика и кла...

Статья по теме " Опыт использования современных методов обучения и воспитания в начальной школе"

В статье представлен опыт работы по использованию современных методов обучения и воспитания в начальной школе...

Инновационно-экспериментальная деятельность по теме: «Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД».

Инновационно-экспериментальная деятельность по теме:«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД»....