Факторы и условия влияющие на становление успешной личности в начальной школе
статья

Киселева Галина Владимировна

В настоящее время современная школа должна помогать детям развиваться и получать нужную информацию в ситуации успеха. Учитель нацеливает свою работу на личностный рост и развитие каждого ученика и класса в целом. Положительное воздействие на ребёнка, оказывает поле свободного выбора, создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Насколько будет убедительным сам педагог в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiseleva_g.v.litsey_no8_vystuplenie_litsey_4_-_kopiya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Киселева Галина Владимировна

                                                                                                Учитель начальных классов

                                                                                                                    МБОУ Лицей №8

                                                                                                                                г.Воронеж

Факторы и условия влияющие на становление успешной личности в начальной школе

Аннотация: В настоящее время современная школа должна помогать детям развиваться и получать нужную информацию в ситуации успеха. Учитель нацеливает свою работу на личностный рост и развитие каждого ученика и класса в целом. Положительное воздействие на ребёнка, оказывает поле свободного выбора, создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Насколько будет убедительным сам педагог в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися.

Ключевые слова: вариативность, поле свободного выбора, ситуация успеха, критериальный характер, инициативность, непрерывность, гибкость, мотивация.

                                                 « Ребёнок, не познавший радости труда в учении,

                                                  не переживший гордости от того, что трудности

                                                  преодолены, глубоко несчастен.

                                                  Интерес к учению появляется только тогда,

                                                  когда есть вдохновение, рождающееся от успеха

                                                   в овладении знаниями; без вдохновения учение

                                                  превращается для детей в тягость»

                                                                                    В. А. Сухомлинский

И современная начальная школа стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. Начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Положительное воздействие на ребёнка, оказывает поле свободного выбора. Выбор дает им возможность почувствовать свободу в учебе. Все факторы и условия, воздействующие на мотивы, ведут к повышению у ребенка чувства собственного достоинства и значимости, тем самым повышая мотивацию на успех, а привычная система оценивания не мотивирует ученика к успеху, не развивает способность к самоорганизации, самооцениванию и рефлексии.

 Но в последнее время встала проблема адекватного оценивания со стороны ученика. Это неудивительно, ведь оценка – это не только показатель уровня обученности учащихся, но ещё и один из способов стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на его личность.

 Первоочередной проблемой у учителей, которые работают в 1-х классах, является завышенная самооценка детей, которая в случае «не успеха» влияет на положительную мотивацию к обучению, вследствии чего у учащихся возникают трудности. На этапе безотметочного обучения педагогам сложно настроить и смотивировать детей на «умение учиться».

 Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, по которой я работаю, предусматривает методы, позволяющие мотивировать учащихся к изучению предмета, а именно: создание ситуаций «успеха» и «разрыва» в знаниях, выбор «места на оценку» и «места на сомнение» на уроке при выполнении задания, безотметочное обучение на критериальной основе.  Применение безотметочного обучения на критериальной основе позволяет точно диагностировать затруднения учащихся, наметить индивидуальную помощь, организовать коррекцию знаний по индивидуальным траекториям. Впоследствии (3-4 кл.), параллельно с традиционным оцениванием я использую в своей деятельности элементы формирующей оценки, которая также носит критериальный характер. Каждый вид деятельности на уроке по освоению и закреплению учебного материала может предоставить информацию для формирующего оценивания. Итоговые работы и текущие контрольные работы необходимо оценивать в таком случае по традиционной пятибалльной шкале, как результат сравнения с неким эталоном, в данном случае, со стандартом образования по предмету, т.е. используя внешнюю оценку. Естественный интерес ребёнка к собственным учебным результатам, вызванный применением формирующего оценивания на уроке, и сравнение результатов работы со стандартами, позволяет не только повысить качество образования, но и поддерживать интерес учащихся к изучению школьных предметов.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
  • критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
  • приоритет самооценки – формируется способность учащихся  самостоятельно  оценивать  результаты своей деятельности.  Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - оценка предстоящей работы и оценка выполненной работы. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
  • непрерывность – с учетом непрерывности  процесса  обучения,
    предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
  • гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
  • сочетание качественной и количественной составляющих оценки–качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных достижений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • естественность процесса контроля и оценки – контроль оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

 При осуществлении контроля знаний, учителю необходимо придерживаться следующих принципов:

  • дифференциация заданий по трудности для учащихся с разной подготовкой;
  • свобода выбора уровня трудности заданий (ученик сам выбирает уровень трудности задания, осознавая ответственность за результат деятельности);
  • отсутствие ограничений по времени и способам работы, подлежащей оцениванию;
  • возможность учащегося всегда улучшить собственные достижения.

Мониторинг реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществляется через различные способы контроля каждого учащегося на основе:

- разработанных оценочных карт и таблиц учителя;

- самооценки;

- взаимооценивания со стороны одноклассников;

- рейтинговой системы;

- использование разнообразных оценочных шкал ;

-ведение портфолио ученика и класса вцелом.

 Главная задача каждого педагога – это создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Правильно организованная мотивация – это залог успешного обучения, а изучение индивидуальных особенностей учеников и организация индивидуального подхода приобретают всё большее значение (разные семьи, разные подходы – в одной с малых лет приучают к самостоятельности, дисциплине, труду; в другой – избалован, ничего не хочет делать самостоятельно без помощи и советов взрослых; в третьей – ребёнок предоставлен самому себе и в его воспитании многое зависит от той группы ребят, с которыми он дружит).

 Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются: планомерные, систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы .Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ученика и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. Такая работа позволяет:  выбирать оптимальные формы и темп обучения; применять способы учения, которые соответствуют особенностям ребенка; рефлексивно осознавать полученные результаты; осуществлять оценку и корректировку деятельности уч-ся.

 Я со своими учениками с 1 класса веду активную работу с  образовательными интернет ресурсами, дистанционными онлайн-тренажерами, различными образовательными платформами, социальными проектами, провожу работу по участию ребят в различных очных и заочных конкурсах и олимпиадах , творческих проектах , а далее ребята продолжают движение в данном направлении и на следующей ступени обучения в школе, т.к. у них с каждым годом возрастает потребность в поиске новой информации и новых знаний. Ребятам  важно заниматься своим саморазвитием, обмениваться  опытом с другими учениками, делиться своими победами, взаимными переживаниями удач и неудач , способами их решения. Всё это будет только лишь стимулировать учащихся на их дальнейшее развитие.

Отслеживая динамику результативности детей можно сделать вывод о том, что поле их выбора со временем расширяется и возрастает уровень результативности класса вцелом. Я считаю, что насколько будет убедительным сам педагог в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися.

Список литературы:

1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение",2011-

2.Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение",2006.

3.Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 2009

4.Кочетов А. И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.:"Просвещение", 2006

5.Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 2008- №6.

6.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.М.: "Владос",

2015

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное

образование", 2008-53.

8.Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев, 1960

Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников,2007-№2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

На пути становления механизма чтения в начальной школе.

Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот,...

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлен опыт работы с учащимися начальной школы по организации условий самоорганизации личности  обучающихся.  авторы предлагают ряд приёмов  психологического изучени...