Статья на тему: "Развитие универсальных учебных действий в начальной школе как условие формирования самостоятельной и успешной личности".
статья

Махова Ирина Павловна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 Статья на тему: «Развитие универсальных учебных действий в начальной школе как условие формирования самостоятельной и успешной личности»

 

Выполнила:

учитель начальных классов

Махова Ирина Павловна

Санкт-Петербург

2021

Современное обучение в школе требует новых знаний, умений, навыков, компетенций не только от учителя, но и также определённые требования предъявляются и к учащимся.  С введением ФГОС многое в образовательном процессе поменялось. Теперь главная цель образования – не получение конкретных знаний по предмету, а развитие универсальных учебных действий, которые помогут учащемся стать самостоятельными, научиться быть успешным  современном обществе и мире, научить учиться самостоятельно, работать с информацией, а также уметь работать в коллективе.

В соответствии с ФГОС образовательное учреждение развитие  личности учащегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что и является основной целью получения образования в современном мире.

Для ого, чтобы учащихся стал успешным и самостоятельным, учителя в школе и педагоги ОДОД должны развивать такие личностные качества, как:

  • патриотизм;
  • толерантность к окружающим людям и имеющих уважение к  ценностям семьи и общества;
  • любознательность,
  • познавательный интерес и активность;
  • умение самостоятельно учиться и планировать свою деятельность;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательность;
  • умение высказывать свое мнение, слушать и слышать;
  • любовь и заботу к себе, своему здоровью и благополучию.

Развитие универсальных учебных действий (УУД) будет способствовать развитию вышеперечисленных качеств личности учащихся.

Что же скрывается за понятием «универсальные учебные действия»?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, способность осуществлять учебную деятельность

Данные умения будут способствовать не только успешному получению знаний и формированию умений, но и будут способствовать развитию умений и в других областях, осознании целей обучения, смыслового содержания, познавательных способностей, а также в формировании личностных ценностей и ориентиров.

Что же именно педагог должен «развить» в обучающемся?

Существует несколько видов универсальных учебных действий, которыми должен владеть обучающийся.

  1. Личностные универсальные учебные действия

Они формируют у учащегося умение соотносить поступки и события с принятыми принципами и нормами, знание моральных норм и умение понимать нравственную составляющую поступка и поступать «по совести», умение ориентироваться межличностных и социальных  отношениях .

В учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление;
  • смыслообразование - понимание смысла и значение обучения
  • нравственно-этическая ориентация- умение оценивать содержание образования и осознание личностного выбор
  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Данные действия помогают учащимся организовать свою учебную деятельность.

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • саморегуляция
  1. Познавательные универсальные учебные действия

Данные учебные действия подразумевают под собой

  • общеучебные;
  • логические;
  • постановку и решение проблемы.
  1. Общеучебные универсальные действия:
  • формулирование цели самостоятельно;
  • работа  информацией (поиск и выделение);
  • применение ИКТ-технологий;
  • логичное построение речевого высказывание;
  • эффективные способы решения задач;
  • рефлексия, контроль и оценка деятельности;
  • смысловое чтение;
  • постановка и формулирование проблемы
  • самостоятельное планирование;
  • моделирование
  1. Логические универсальные действия:
  • выделение признаков объектов;
  • составление целого из частей (синтез);
  • критерии для сравнения и классификации объектов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • последовательное и логичное построение рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • постановка и решение проблемы

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Данные УУД подразумевают умение слушать и вести диалог; работать в группе и парах; взаимодействовать с педагогами и учащимися  коллективе.

  • взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и планирование общей деятельности;
  • умение задавать вопросы;

умение действовать во время конфликтов – понимать и искать способы решения;

  • умение четко выражать свои мысли.

Развитие универсальных учебных действий в начальной школе  помогает сформировать успешную, здоровую и самостоятельную личность, готовую к дальнейшему обучению в средней и старшей школе, развить  психологические способности личности, познавательную и творческую  активность.

Фундамент умений, который заложит педагог в начальной школе, будет прекрасной «базой» для дальнейшего развития личности и способностей учащихся.

Развитие универсальных учебных действий -  это целостная система компетенций, которая способствует формированию личности ребенка.

Важно, чтобы педагог ставил перед собой целью развитие УУД, а не только предметных знаний, и постоянно обновлял «базу» своих профессиональных умений и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

Статья раскрывает сущность и способы формирования УУД в начальной школе....

Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"

Данный материал может быть использован педагогами, работающими по ФГОС....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы"

В статье раскрывается актуальность данной темы, даётся классификация УУД, не примере различных учебных дисциплин доказывается возможность формирования различных УУД....

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Научная статья Дневник младшего школьника как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.

Статья содержит исследование, основанное на опыте использования "Дневника младшего школьника" Ю.Ясеня....