Доклад
статья (4 класс) на тему

Пикулева Светлана Анатольевна

Два доклада представлены на методическом объединении в ГКОУ СКОШИ 52 в 2015-16 и 2016-17 учебных годах.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Доклад

«Пути формирования здорового образа жизни

учащихся начальных классов»

Воспитатель

Пикулева С.А.

Москва 2016

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,

бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

                 В.А.Сухомлинский

 

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

        Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. 

         Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для  реализации себя во всех сферах жизни.

   Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе,  в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.

ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.

 Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Цель моей педагогической деятельности —  внедрение  здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно воспитатель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют  культуру здоровья, имидж   здорового образа жизни.    

Для достижения поставленной цели я определила задачи:

- Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период

- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся    в образовательно-воспитательном процессе

- Формировать мотивацию  к здоровому образу жизни

Основные направления воспитательной работы по решению задач.

1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни (факты, аргументы, примеры, задачи).

2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание  своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних  высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.

3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.

Факторы, определяющие особенности

профилактической работы с младшими школьниками.

Воспитатель  является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: « хорошо — плохо», «правильно — неправильно», «плохой – хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.

Образность мышления ребенка позволяет ему видеть то, что говорит учитель, более ярко, образно, сказочно. Стимуляция представлений ребенка – важный элемент его воспитания и развития.

Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

Большая, чем у старших классов, связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности этого пути для формирования здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:

беседы (учителя, воспитателя, родителей);

работа с книгой (чтение и обсуждение);

утренники, праздники здоровья («Веселые старты во время прогулки»)

презентации  («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);

конкурсы: рисунков, плакатов( «Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый,  зеленый»);

викторина  загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;

практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;

обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;

занятия по ОБЖ и ПДД;

открытия занятия «Мы зв здоровый образ жизни»   

 Воспитательную работу  планирую с учетом основных сфер жизнедеятельности ребенка.

1.Сфера познания – учеба, чтение, восприятие информации;

2. Сфера отношений – познание себя, людей, взаимодействие с ними;

3. Сфера практической деятельности – труд, умения, навыки;

4.Сфера физического воспитания – реализация физических возможностей;

5.Сфера игры – реализация потребности общения, развитие фантазии, развлечения.

Воспитательная программа «Здоровье»

Основным в  воспитательной программе  является раздел «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»  разработанный для детей 7-11летнего возраста с учетом психологических, физических, индивидуальных особенностей.

Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: - познакомить с формами  активного отдыха и их влиянием на здоровье человека;

учить соблюдать  гигиенические нормы и культуру  быта;

осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек.

формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;

1 класс «В гостях у Мойдодыра»

Беседа «Надо, надо умываться».

Беседа « Режимные моменты моей жизни».

Урок здоровья « Моя красивая осанка».

Игры на школьной площадке.

Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец и т.д.

Занятие по ОБЖ «Огонь – друг или враг?».

Урок здоровья « Здоровые зубы – здоровью любы».

Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».

Урок здоровья «Моя семья».

Веселые старты.

Урок здоровья « Глаза – окна в мир»

 Занятие по ОБЖ «Огонь – друг или враг?».

Урок здоровья « Здоровые зубы – здоровью любы».

Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».

Урок здоровья «Моя семья».

Веселые старты.

Урок здоровья « Глаза – окна в мир»

Утренник «К нам приехал Мойдодыр!»

Конкурс загадок о здоровье «Угадай-ка!

Беседа «Минутка – не шутка»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!

Урок здоровья «Табак и пассивное курение»

Родительское собрание «Режим дня школьника»

Родительское собрание «Учите детей беречь здоровье»

Занятие по ПДД «Зеленый огонек»

Дни здоровья( осенью, зимой, весной)

Родительское собрание «Школа пешеходных паук»

2 класс «Румяные щечки»

Беседа «Что такое здоровье?»

Занятие по ОБЖ «Безопасность в доме»

2 класс «Румяные щечки»

Беседа «Что такое здоровье?»

Занятие по ОБЖ «Безопасность в доме»

Урок здоровья «О вреде пассивного курения»

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

Урок здоровья «Полезная пища»

Беседа «Минута час бережет»

Родительское собрание «О детских шалостях и родительской ответственности»

Беседы: «Одеваюсь по погоде», « Нужна ли сменная обувь?»

Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Беседа «Мой режим дня»

Занятие по ПДД «Мой друг светофор»

Игра по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»

Встреча со школьным врачом: «Как уберечься от простуды»

Конкурс стихов «Здоровому — все здорово»

Клуб «Почемучка»  (Почему нельзя пить сырую воду? Почему нельзя ходить в дождь без зонта?)

Дни здоровья.

3 класс «Неболейка»

 Конкурс плакатов «Еще раз о здоровье»

Урок здоровья «За» и «Против» курения.

Выступления агитбригады « Дорожная сказка»

Веселые старты.

Занятия по ОБЖ «Солнце и опасность»,  «Термические ожоги»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Клуб «Почемучка»

Урок здоровья «Красивые зубы – красивая улыбка»

Беседа «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные»

Беседа «Делу время – потехе час»

Советы доктора Айболита.

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Тебе предложили сигарету»

Родительское собрание «Не допустите беды»(профилактика наркозависимости)

Беседа «Зачем человеку сон?»

Урок здоровья « В лес за здоровьем»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Дни здоровья.

4 класс «Если хочешь быть здоров»

Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство»

Конкурс плакатов  «Безопасное колесо»

Конкурс рисунков «Что нужно для здоровья?»

Веселые старты.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья.

Практикум. Первая помощь при несчастных случаях.

Урок-конференция « О вреде курения»

Выступления  агитбригады по ПДД.

Диспут «Правда и ложь об алкоголизме»

Игра «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»

Беседа «Что нужно знать о лекарствах»

Конкурс сочинений «В здоровом теле – здоровый дух!»

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Ты оказался в дурной компании»

Беседа «Я – мальчик. Я – девочка»

Проводится родительский всеобуч по темам:

-         Курение и статистика;

-         Алкоголь — яд и обман;

 Наркомания — дело не личное;

-         Проблема здоровья детей.

-         Как сохранить здоровье ребенка?

-         Режим дня и его значение.

-         Путь к здоровью, силе, бодрости.

-         Физкультура и спорт в жизни школьника.

Составленная программа помогает:

проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний;

уменьшить количество случаев заболевания в школьном коллективе;

научить детей ответственному отношению к своему здоровью;

обучать и закреплять полученный опыт на практике;

Главное – сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса.

               «Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» -когда-то сказал  Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

Воспитатель:

Пикулева С.А.



Предварительный просмотр:

Доклад

«Здоровьесберегающие технологии по ФГОСу

в начальной школе»

Воспитатель

Пикулева С.А.

Москва, 2016 г.

Внедрение здоровьесберегающих технологий  в учебно-воспитательный процесс по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

        Под здоровьесберегающими технологиями подразумевается все те технологии, которые идут на пользу здоровья учащихся во время учебы и внеурочное время. Если говорить конкретнее, это те педагогические приемы, методы и технологии, которые не приносит вреда ни обучающимся, ни педагогам, а наоборот, способствует комфортному обучению и работе в образовательной среде.

        По ФГОСу АООП НОО (вариант 2.3.) для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. (4.2.4.) разработана программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Эта программа должна обеспечивать:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил ЗОЖ и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование установок на ЗОЖ, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя и т.д.

-  формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков, личной гигиены;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

- развитие умений использовать сформированные навыки умений и письменной коммуникаций, слухового восприятия (с помощью слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантов),

         Программа содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организованных форм.

Направления по формированию ЗОЖ:

  1. Создание экологической безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации
  2. Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся
  3. Организация физкультурно-оздоровительной работы
  4. Реализация дополнительных образовательных курсов
  5. Организация работы с родителями.

На данный момент в классах, в которых работают по адаптированной программе для детей с ОВЗ, находятся дети с быстрой утомляемостью, с нарушенной концентрацией внимания и другие. Такое разнообразие нарушений в одном классе затрудняет образовательный процесс. Ведь педагог должен находить подход к каждому ребенку, учитывать индивидуальные особенности, но и не отрывать ребенка от коллективной работы.        

Кроме этого, работа педагога должна проходить в тесном контакте с родителями. Родители должны помогать педагогу в организации учебного процесса (не утаивать истинные диагнозы ребенка, помогать вовлечь своего ребенка в образовательный процесс и т.д.). Взрослым необходимо искать резервы в собственной деятельности для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье учащихся с ОВЗ.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является следующих принципов:

- учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

- осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя (воспитателя) посвящают беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, открытых занятий, спортивных мероприятий, на которые решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе педагог выступает в новую для себя позицию – быть одновременно и учителем, и психологом. Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что это значит? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Благодаря ему, можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

Педагогу во время учебно-воспитательного процесса нужно учитывать следующее (при домашнем выполнении заданий родителям и воспитателям также необходимо знать и выполнять данные ответы):

- гигиенические условия в классе (освещение класса и доски, комфортная температура, свежесть воздуха, организация рабочего места);

- разнообразие видов учебной деятельности (норма – 4-7 видов за урок)

- комфортная смена методов учебной деятельности (норма – не позднее, чем через 10-15 мин);

- использование методов, направленных на самовыражение учащихся (методов свободного выбора, ролевые игры, диспуты, дискуссии и т.д.);

- использование методов, направленных на самопознание обучающихся (самооценивание);

- использование индивидуальных заданий для неуспевающих учеников;

- позы учащихся;

- физкультминутки (норма – в середине урока)

- зрительная гимнастика (норма- после напряженной работы);

- методы повышения мотивации учащихся;

- проведение бесед, связанных со здоровьем и ЗОЖ;

- доброжелательная обстановка на уроке, использование эмоциональных разрядок.

Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и в школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

        Вывод. Только комплексная работа учителя, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей приведет к развитию гармонической личности, к сохранению здоровья ребенка, но не навредит.

Источники литературы:

  1. ФГОС АООП НОО  (вариант 2.3., п.4.2.4.)
  2. Nsportal.ru …Здоровьесберегающие технологии в школе. Автор: Никитина. Н.Б.
  3. Festival.1sentember.ru. Здоровьесберегающие технологии
  4. Доклад воспитателя (КГБОУ Детский дом № 34, Комсомольск-на Амуре) Ходячих Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....