Использование интерактивных методов и приемов обучения
статья на тему

Беган Марина Александровна

Использование интерактивных методов и приемов на уроках окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_interaktivnyh_metodov_i_priemov_obucheniya.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов и приемов обучения

для формирования познавательных универсальных учебных действий

на уроках окружающего мира в начальной школе

Разработка концепции универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Согласно новому образовательному стандарту на протяжении обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить релевантную информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. К познавательным УУД относятся:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения;
  2. формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы и действия;
  3. использование различных способов поиска информации (в справочных источниках, у взрослого), ее сбора, анализа; участие в подготовке проекта, исследовании;
  4. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия;
  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Решение данной задачи не представляется возможным без использования интерактивных методов и приемов обучения в современном учебном процессе. В настоящее время в педагогической копилке учителя находится достаточно большой и разнообразный арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод критического мышления, мини-исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, метод анкетирования, проектную деятельность и др.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от учителя, а в процессе собственной активности и сотрудничества с другими учениками. Учебный процесс с использованием интерактивных приемов обучения проходит в режиме ученик – ученик, ученик – класс, ученик – группа, группа учащихся – класс, анкетирование и др.

С другой стороны, ученик в процессе взаимодействия на уроке с другими учениками, педагогом овладевает системой уже испытанных способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Таким образом, знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания и т.о. строить процесс обучения и познания мира. Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики вовлечены в учебный процесс одновременно, а учитель является организатором и руководителем этого процесса.

Основным источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник. Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки: «Что узнаем, чему научимся», «Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми», «Атлас-определитель», «Электронное приложение к учебнику»; учатся воспринимать и анализировать информацию, выделять главное, находить причинно-следственные связи, выявлять достоверную (противоречивую) информацию, делать обобщение и выводы. Такие задания по географической карте как сравни озера (горы, реки, города и т.д.) нашей страны, способствуют формированию необходимых познавательных УУД. Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой формируют и развивают универсальные учебные действия не только на базовом, но и на продвинутом уровне.

Начиная со 2- го класса, ученики работают с дополнительными источниками информации: учебными пособиями А. А. Плешакова: «Атлас-определитель», «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне» и любой другой справочной литературой. Уже на этом этапе обучения, используя работу в парах, стараюсь вовлечь всех учащихся в активное обсуждение и решение поставленной задачи.

Начиная с 3 - го класса, школьники учатся составлять компьютерные презентации, электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи. Эффективно проходит работа в группах по 4-6 человек. Задания для групп могут быть самые разнообразные:

  1. Расскажите о нашем городе;
  2. Расскажите о самой нужной профессии;
  3. Расскажите, как работают различные отрасли экономики в нашем крае;
  4. Составьте меню лицеиста;

Следующая группа заданий требует от учащихся создание плаката или памятки:

  1. Значение домашних животных для жизни человека;
  2. Собака – друг человека;
  3. Кошки в жизни человека;
  4. Правила друзей природы;
  5. Правила безопасного поведения на улице зимой;
  6. Планете больна (экологические проблемы).

Проектная деятельность – наиболее эффективный метод формирования УУД. Темы проектов для учащихся 3-4 классов:

  1. Фото-рассказ о родном городе;
  2. Редкие растения и животные;
  3. Профессии наших родителей;
  4. Музеи нашего города;
  5. Рекорды Земли (самая большая река, гора и др. географические объекты);
  6. Решаем экологические проблемы: как защитить океан от загрязнения, как спасти тропические леса, как изба виться от мусора;
  7. Культурное наследие (памятники ЮНЕСКО);
  8. Природное наследие (одно из природных «чудес» планеты);
  9. Заповедники России;
  10. Интервью с историческим персонажем (Петр I, Екатерина Великая, Дмитрий Донской, Христофор Колумб и др.).

Урок в форме пресс-конференции также является одним из самых эффективных интерактивных методов обучения в моей работе. Приведу примеры тем, по которым мы с учениками проводим пресс-конференции:

  1. Экологические проблемы нашего края;
  2. Как сохранить крепкое здоровье;
  3. Надо ли спасать болото;
  4. Как сохранить леса.

На канале «Россия – К» уже много лет идет ток-шоу «Культурная революция». Формат этой передачи я использую на своих уроках под названием «Ищем истину». Темы наших «ток-шоу»:

  1. Крепостное право на Руси принесло пользу;
  2. Москву не надо было сдавать Наполеону;
  3. Реформы Петра-I России были не нужны.

Следующая эффективная форма проведения уроков окружающего мира в 4 классе – репортаж с места действия исторического события. Ученики находят видеофрагмент, отображающий историческое событие, а затем берут интервью у «участников» этих событий. На пример, рассказывая о Куликовской битве, «репортер» берет интервью у Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и других участников Куликовской битвы.

Все вышеперечисленные формы работы могут быть не только подготовленными заранее, когда дети получают задание на дом, собирают материал из разных источников, делают дубли (репетируют), выбирают лучший, но и спонтанными, когда учитель использует эти формы непосредственно на уроке, без длительной подготовки. В этом случае ученикам приходится пользоваться уже имеющимся у них запасом знаний и опыта. Так происходит формирование и развитие УУД на продвинутом уровне.

Для активного и успешного участия младших школьников в проектах, презентациях и т.п. необходима большая совместная работа учителя и учащихся не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Экскурсии – традиционная форма познания окружающего мира, но и здесь я использую приемы интерактивного обучения:

  1. предварительный сбор информации группой учащихся (4-6 человек) по теме экскурсии (до экскурсии);
  2. ролевая игра (спикеры от каждой группы исполняют роль экскурсовода и делают небольшие по времени сообщения об интересных фактах о культуре, истории, искусстве, промышленности той местности, где проходит экскурсия (во время поездки на экскурсию);
  3. конкурс на самый интересный вопрос экскурсоводу (во время экскурсии);
  4. конкурс на лучший устный рассказ по теме «Самый интересный экспонат музея» (после экскурсии) и т.д.

Различные экскурсии, проводимые в течение 4-х лет обучения, (в природу, музеи города, предприятия города, другие города страны) создают необходимую базу для дальнейшей работы в классе по формированию УУД.

Формирование познавательных УУД тесно связано с формированием и развитием умений пользоваться Интернет- и цифровыми ресурсами. Готовясь к урокам окружающего мира, ученики пользуются текстовым редактором, выполняют основные операции с текстом, сохраняют информацию, копируют, передают, выводят в печать, создают графические изображения, работают в программе Power Point, пользуются поисковиками Интернет, электронными энциклопедиями и справочниками. Эта работа также проходит в группах, ученики оказывают необходимую помощь друг другу.

Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности учеников, а также создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ под ред. А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2010.
  3. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков Программа интегрированного курса окружающий мир. Издательский дом «Федоров» 2011.
  4. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2010.
  5. Петрова Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова// Практика образования. 2010 № 1.
  6. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как “дети с задержкой психического развития”. Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди не...

Использование интерактивных методов и приемов для активации учебной деятельности в начальной школе.

   В последнее время  многие педагоги пытаются восстановить старые и создать новые формы работы. Но, «новое-это давно забытое старое.» Одним из возможных направлений ...

Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....

Использование интерактивных методов и приемов обучения

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.В этой статье пойдет речь об интерактивных методах....