Организация исследовательской деятельности младших школьников
опыты и эксперименты на тему

          Современный мир очень динамичен, и меняется он стремительно. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Исследовательское поведение в современном мире - это стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области

Организация

исследовательской деятельности

младших школьников.

                                                                 Подготовила: Тахтарова Т. Г.

                                                                  учитель начальных классов

                                                                            (из опыта работы)

г. Пролетарск

2017

Слайд 2                                           

                                                «Только те знания прочны и ценны,

                               которые вы добыли сами.                                              
                                                        Всякое знание должно быть открытием,

                                которое вы сделали сами.»
                                                                                                К. И. Чуковский

          Современный мир очень динамичен, и меняется он стремительно. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Исследовательское поведение в современном мире - это стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

    Слайд 3  Китайская пословица гласит:

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне  - и я запомню.

Вовлеки меня  - и я научусь»

       Это созвучно с принципами современной школы. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные.

     Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Почему? Какое это? У любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение.  Если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

     «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» -  говорил Л.Н. Толстой

     Исследование, один из видов познавательной деятельности. В отличие от стихийных форм познания окружающего мира, оно всегда основано на научном методе.

      Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. 

Слайд 4 Однако, исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, вызывает интерес, удивляет. Как оказалось эта мысль не нова. Ещё древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления».

     Слайд 5 Формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, вот цель исследовательского обучения.

     Слайд 6 Исследования можно классифицировать по-разному:

· по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

· по месту проведения (урочные и внеурочные);

· по времени (кратковременные и долговременные);

· по теме (предметные или свободные),

· по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

     Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

    Слайд 7 Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

· поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

· развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

     Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

    Слайд 8 Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

     На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

    Слайд 9 Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

     Слайд 10 Итогом исследовательской работы может быть макет, книга, отчёт статья, видеофильм с текстовым сопровождением, реферат, художественные поделки и т.д. Не забывая о том, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

      Венцом исследовательской работы и одним из главных этапов обучения является защита исследования, которая, как правило, происходит в форме доклада (устного выступления, презентации) в течение 5 – 10 минут. Защита исследовательской работы – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление. От урока к уроку, юные исследователи  набираются опыта, учатся оценивать себя и выступление одноклассников.

Таким образом, в результате организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС под руководством учителя происходит процесс самосовершенствования, самопознания, самовоспитания.

Как говорил Антуан - де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.

       

           В настоящее время я работаю по УМК "Школа России". Темы исследовательских работ представлены на страницах учебников.  Школьник осваивает совершенно другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся.

   

    Слайд 11 Моя задача как учителя при этом:

• помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию специальных занятий и игр;

• развивать умение работать с различными источниками информации и представлять результаты своих исследований на публичных выступлениях;

• развивать творческие и интеллектуальные способности младших школьников.

Неизбежно первыми моими помощниками в данном направлении являются

родители.

 

   Слайд 12  С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся использую:

  • загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей;
  • игры - исследования, фантастические исследования;
  • ролевые игры;
  • игры - путешествия.

    Слайд 13  С первого класса я постепенно вовлекаю своих учеников в мини-исследования на уроках. Конечно, в 1 классе нашу работу  еще и не назовешь исследованием, но все-таки. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел.

   Слайд 14 Например, с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы создавали «свою» азбуку, делая её  «живой», искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. Получилась у каждого своя азбука.

  Особенно широко использую методику исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Эти работы называются «Наши маленькие исследования» и идут по темам. В первом классе почти все работы носят коллективный характер.

    Слайд15  Позже, те дети, которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации - словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, чтобы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Так по теме «Как развивается растение» была проведена исследовательская работа, в которой в домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков.

     Слайд 16  Интересным был проект "Загадки". Ребята провели работу по сбору загадок. Каждый представил отдельную страницу общего альбома. Загадки сопровождались рисунками-подсказками, которые дети подбирали, наклеивали и рисовали сами.

     Слайд 17 Накануне Дня победы мы много знакомились с историей Великой Отечественной войны, и мои второклассники увлеклись темой «Военная слава России», стали искать материал о своих дедушках, участниках Великой Отечественной войны.

   Слайд 18 Защита работ состоялась на классном часе «Они сражались за Родину». В класс вошла живая история вместе с этим проектом, где ребята собрали материалы об участниках ВОв своей семьи. После такой работы акция возложения цветов к памятнику воинам-освободителям приобрела личностную значимость для каждого ребёнка.  

    Слайд 19  И на уроках доноведения ребятами была проведена исследовательская работа. Они рассказывали интересные факты из истории одежды, посуды с помощью рисунков, картинок, а так же показали костюмы казаков и казачек.

   Слайд 20-21 Интересно прошла защита проектов «Моё генеалогическое дерево», «Станица Великокняжеская».

     Своим достижением в работе считаю вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с применением ИКТ.

    Слайд 22  Работы моих учеников были представлены не только на школьных научно-практических конференциях на уровне лицея,  Слайд 23, но и на районном конкурсе исследовательских работ «Знайка -2014» с темой «Берегите зрение»

         Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание, возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе.

          Человек, который обрёл уверенность в своих силах, пополнил знания лично увиденным, услышанным, освоенным, утвердился в правильности своих изысканий, получив положительный результат, уже никогда не остановиться на достигнутом – его всегда будет манить новое, неизведанное, непознанное. Не это ли будет лучшим результатом труда педагога, отправляющего «в дорогу» маленького, любопытного, пока не уверенного в своих силах и возможностях исследователя?

  Слайд 24

                                   Пусть исследуют!

                                   Пусть открывают!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

Организация исследовательской деятельности школьников (материал вебинара)

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции ...