Учебная нагрузка в первом классе
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Хворонова Елена Александровна

Учебная нагрузка в первом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_nagruzka_1klassov.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная нагрузка обучающихся первых классов

Продолжительность учебного года для обучающихся первых классов – 33 учебных недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки (п.10.5). Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 1. Таблица 1. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки Максимально допустимая недельная нагрузка академических часах Классы При 6-дневной неделе, При 5-дневной неделе, не более не более 1 21 2-4 26 23 Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры (п.10.6). Особенности расписания уроков первоклассников Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. Обучение первоклассников должно быть организовано в первую смену (п.10.4). Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п.10.7). При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма отмечается с 10 до 12 часов, поэтому для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке. 1 В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках (п. 10.8). Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу (п. 10.11). Согласно «Гигиеническим рекомендациям к расписанию уроков» (Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10) при правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. На основании выше сказанного можем сделать вывод, что в 1 классе 5 уроков проводим в середине недели (во вторник или среду). Также в этот день обязателен урок физической культуры. Дополнительные требования к обучению в 1-м классе В п. 10.10. перечислены дополнительные требования к обучению в 1-м классе: − учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; − обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; − дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении; − организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня; − рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; − использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:  в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый;  в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;  январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый. Профилактика переутомления С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10) . Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 классе не должна превышать 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см (п.10.18). Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно 2 следующим требованиям:  Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не более 10 мин.  Просмотр телепередач не более 15 мин.  Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не более 15 мин.  Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не более 15 мин.  Прослушивание аудиозаписи не более 20 мин.  Прослушивание аудиозаписи в наушниках не более 10 мин. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10). Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательноактивного характера: хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм (п.10.21). Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, может обеспечиваться за счет:  физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10);  организованных подвижных игр на переменах;  спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;  внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;  самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах (п.10.22). Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе). Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале (п.10.23). Особенности организации обучения в адаптационный период 3 В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в первых классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки Согласно п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «29» декабря 2010 г. № 189 в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «...в сентябре октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса. В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроковимпровизаицй и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. Использование «ступенчатого» режима обучения в 1-ом классе приводит к расхождению в количестве часов фактически реализованных учителем и протарифицированных ему на начало учебного года. Согласно п. 2.17 методических рекомендаций по ведению классных журналов в общеобразовательных учреждениях Саратовской области (Письмо министерства образования Саратовской области от 18.02.2008г. № 1143) в 1-ых классах в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми, поэтому тема 4-ого урока в графе «что пройдено на уроке» записывается в нетрадиционной форме, например, «Поле чудес. Музыка вокруг нас», «Игра-путешествие. Знакомство с мастером изображения» и т.д. Уроки физической культуры в течение первых двух месяцев (24 урока, по три урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти 48 часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно и один день в неделю – 2 урока) можно распланировать следующим образом: 24 урока физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. К примеру: 4 - 4 урока окружающего мира (экскурсии); - 4 урока изобразительного искусства (экскурсии, игры, импровизации, театрализации и т.п.); - 8 уроков технологии (экскурсии, игры, импровизации, конкурсы и т.п.); - 4 урока музыки (театрализации, импровизации и т.п.); - 4 урока математики (игры, экскурсии). Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам. ЛИТЕРАТУРА 1. Административный регламент Министерства образования и науки РФ по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утверженный Приказом Минобрнауки России от 11.01.2007 г. № 5. 2. Готовность Образовательной системы «Школа 2100» к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (по материалам сайта издательства «Баласс»/ http://www.school2100.ru/upload/pedagogam/docs/Rekomend_uchitelyam_1kl.do c. 3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-105 от 10.02.2011 г. «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе». 4. Положение о порядке проведения экспертизы учебников, утверженное Приказом Минобрнауки России от 23.04.2007 г. № 428. 5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с. – (Стандарты второго поколения). 6. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами Образовательной системы «Школа 2100» (пособие для учителя 1го класса) http://www.school2100.ru/pedagogam/umk/ 7. Управление начальной школой: Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 240 с. 8. Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию, на 2011/20112 учебный год, утверженные Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 г. № 2080. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). 5 И.И. Многоаспектность математики // Практика образования. — 2004. — № 2. 11. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «29» декабря 2010 г. № 189. 12. Методические рекомендации по ведению классных журналов в общеобразовательных учреждениях Саратовской области (Письмо министерства образования Саратовской области от 18.02.2008г. № 1143) 13. Современные подходы к начальному образованию: Учебнометодическое пособие./ Под редакцией Н.Н. Ценаревой. – Саратов: Издательство ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 148 с. 14. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы Методическое письмо Министерства образования России от 25.09.2000 г. № 2012/11-13. 15. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (дополнение к письму от 20.04.2001 г. № 20.04.2011 г.) 10. Аргинская 6 Ценарёва Н.Н. Лабутина Н.В. Марчук С.В. Парасотченко Т.В. Переходникова Н.В. Текучёва Е.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБР

Анкета для родителей.

Ответьте, пожалуйста, да или нет на следующие вопросы.

Вопрос

Вариант ответа

1

Считаете ли Вы, что Ваш ребенок общителен?

2

Способен ли ребенок выполнить устное поручение?

3

Может ли он заниматься каким – либо делом самостоятельно?

4

Убирает ли ребенок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания?

5

Если, выполняя задание взрослого, ребенок не может сам справиться с чем – либо, обратится ли он за помощью?

6

Сформированы ли у Вашего ребенка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи)?

7

Умеет ли ребенок слушать других, не перебивая?

8

Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой деятельности?

9

Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми, оказавшись в новом месте  (на детской площадке)?

10

Может ли он справиться с гневом и раздражением. Когда его чем – то обидели?

11

Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого – либо дела в процессе общения со сверстниками?

12

Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратится за помощью?

13

Есть ли у вашего ребенка друзья?

14

Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми?

15

Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми?

16

Адекватно ли ребенок воспринимает замечание в свой адрес?

За каждый положительный ответ начисляется 1 балл.

Интерпретация ответов.

10-15 баллов - достаточно (хороший – высокий) уровень личностной готовности к школе.

6 – 9 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.

0-5 баллов – низкий уровень личностной готовности к школе

АЗОВАНИЯ Методические рекомендации 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВС РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

В работе представлены результаты изучения адаптационного потенциала и антистрессорных реакций у дошкольников и первоклассников с разными типами профиля латеральной организации мозга. Установлено, что ...

Праздник прощания с первой учебной книгой для первого класса

Познавательное мероприятия, посвящённое прощанию с первым учебником «Азбукой»....

План- конспект урока литературное чтение, русский язык "Азбука первая учебная книга", Пропись -первая учебная тетрадь"

предлагаю конспект первого урока интегрированного литературное чтение русский язык, расписаны метапредметные результаты , составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье?1. Соблюдать режим дняСправляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет встават...

Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки

Презентация об особенностях работоспособности школьника на уроке, ее динамике в течение, способах эффективной организации урока для повышения работоспособности учащихся....

«Азбука» — первая учебная книга. Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки (2ч).

laquo;Азбука» — первая учебная книга. Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки (2ч). Водное учебное занятиеЗдравствуй, школа. Речь устная и п...