«Безотметочного оценивания в 1 классе для детей с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС».
материал (1 класс) на тему

Титова Елена Аркадьевна

Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление   на МО учителей начальных классов.

Подготовила Титова Е.А.

«Безотметочного оценивания в 1 классе для детей с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС».

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения ООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.

Являясь классным руководителем и учителем 1 класса для меня возникла проблема: как оценить результаты освоения общеобразовательной программы без отметок?

Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1 классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов .

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования.

Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования, и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника.

Новые подходы и идеи всегда интересны, а тем более, когда они способствуют индивидуальному росту учащегося. Кто сказал, что дети с ОВЗ не обучаются и не развиваются? Пусть они делают это медленнее других и в меньшем объеме, но они также образовываются.

Основные принципы без отметочного обучения:

1.Непрерывность.

2.Приоритет самооценки.

3.Естественность процесса контроля и оценки.

4.Гибкость и вариативность инструментария оценки.

5.Дифференцированый подход.

Цели без отметочного обучения:

1.Сделать оценку обучающихся более содержательной, объективной и дифференцированной.

2.Сформировать т развивать оценочную деятельность у обучающихся.

Я бы хотела привести приёмы без отметочного оценивания знаний и умений:


• Волшебные знаки

+ справился, всё верно; + - есть недочёты, доработать; - неверно.


• Словесное оценивание

В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами: 
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. 
Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой. 
Хвалить самого ребёнка, а не его работу. 
Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком. 
Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!»
Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение». 

• «Светофор» 

Красный- не верно, ошибка.

Жёлтый- надо ещё работать ,есть ошибки

Зелёный - верно, молодец. 

• Портфолио

Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности .

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Наличие портфолио это не просто альтернативный способ оценивания или собрание работ, это целая образовательная философия. Самым главным является не портфолио, как таковое, а так называемый, «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с созданием портфолио. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания - новая культура учения. Именно оно должно стать инструментом повышения качеств обучения особенно при работе с детьми с ОВЗ. Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.Основной смысл школьного портфолио: "Показать все, на что способен ученик". Это особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностям.

Основные цели и задачи портфолио:
--создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
 -- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

Для решения этих задач для детей с ОВЗ в начальных классах необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным.

Портфолио при работе с детьми с ОВЗ необходимо для отслеживания динамики развития каждого учащегося, оно будет помогать проектировать его «зону ближайшего развития», коррекции отклонений и оказания ему посильной помощи в адаптации к нашей современной сложной действительности, с целью отслеживания результатов совместной работы всех специалистов и педагогов школы по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Как выглядит портфолио ученика начальной школы? Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует. Поэтому работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче. Ведь именно творчество должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Основные термины

ФГОС НОО ОВЗ — федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС О у/о — федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ООП НОО — основная образовательная программа начального общего образования

ОО — общеобразовательная организация

АООП — адаптированная основная общеобразовательная программа

ПАООП НОО — примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

ПАООП — примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

СИПР- специальная индивидуальная программа развития

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум

ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Презентация портфолиоПортфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста   в рамках внедрения ФГОС

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста  в рамках внедрения ФГОС...

"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен­ной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС

Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО .

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:— созд...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО

Портфолио ученика начальной школыкак метод оценивания личностного ростав рамках внедрения ФГОС НОО...