Главные вкладки

    «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Иванкина Наталья Владимировна

    «Если мы поставим правильно дошкольное

    воспитание ребят, мы тем самым

    поднимем школу на более высокую ступень...».

    Н. К. Крупская

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Иванкина Наталья Владимировна

    учитель начальных классов

    МКОУ Копанищенская СОШ

    с. Копанище

    «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

    «Если мы поставим правильно дошкольное

    воспитание ребят, мы тем самым

    поднимем школу на более высокую ступень...».

    Н. К. Крупская

    Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.  « От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». В.А. Сухомлинский. 

    По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

    Преемственность дошкольного образования подразумевает под собой обеспечение плавного перехода одного этапа образования к другому.

    Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру.

    В ней можно выделить следующие составляющие:

    1.  Преемственность в содержании обучения и воспитания.

    2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

    3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

    Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. В любом случае, преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот момент, когда ребёнка начинают специально готовить к поступлению в школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое урок, рисовать ему картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в школу. Но всё же, у детей, которые посещают детский сад, адаптация к школе происходит гораздо легче, а значит и преемственность дошкольного образования достигается на качественно высшем уровне.

    Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, я знакомлюсь с формами, методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

    Как осуществляется преемственность МКОУ Копанищенская СОШ и МКДОУ Копанищенский детский сад.

    1. Взаимодействие педагогов

     • совместные педагогические советы (дошкольных групп и школа);

    • семинары, мастер- классы;

    • круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы;

    • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

    • проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;

    • взаимодействие медицинских работников, психологов дошкольных групп и школы;

    • открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе;

    • педагогические и психологические наблюдения.

    2. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

    • совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями школы;

    • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

    • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

    • консультации с педагогами дошкольных групп и школы;

    • встречи родителей с будущими учителями;

    • дни открытых дверей;

    • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

    • семейные вечера, тематические досуги;

    3. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский .  Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. С этой целью с дошкольниками проводятся:

    • экскурсии в школу;

    • посещение школьного музея, библиотеки;

    • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

    • выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и дошкольных групп;

    • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

    • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    • участие в театрализованной деятельности;

    • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

    Закончить свою статью хочу словами  В.А.Сухомлинского

    «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

    Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

    Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

                                                                                                 В.А. Сухомлинский 

    Литература:

    1. И.Н.Калганова, Н.Е. Шевчугова «Преемственность дошкольного и начального образования» //Н.Ш. №2, 2007,с.6.

    2. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008

    3. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 учебный год

    Представлен план работы Школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 уч.г....

    «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

    Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.Н. И. Крупская...

    Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

    Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...