Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников.
статья на тему

Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1111111.docx283.66 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников.

Цыганкова Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №1.

Практически, на каждом уроке русского языка в начальных классах проводится работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Вполне разумно совмещать эту работу с работой по формированию читательской компетентнсти.

Языковой материал по каждому слову с непроверяемыми орфограммами включает такие

разделы: 1)толкование слова ; 2)к истокам слова (этимологическая справка)

Здесь возможно использование текстов - раздаточный материал или демонстрация на экране ,с учетом возрастных особенностей( размер шрифта, деление трудных слов на слоги для1 класса)

Предлагаю варианты текстов для слов медведь и топор.

Топор -орудие для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.

        

К истокам слова . Правописание этого слова без знания его этимологии непросто установить.  Языковеды связывают его со словом « топать»  ,как и « тяпать» .Глагол этот некогда значил «ударять»,   «сечь», «рубить».Топор – буквально «топало», «рубило».

В дальнейшем можно предлагать задания для самостоятельных поисков этимологической справки  определенных слов.

Нельзя забывать об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах,  с целью обогащения словарного запаса учеников ,а так же можно поупражнять в формировании читательской компетентности.

На примере слова топор можно предложить детям уже готовый подбор однокоренных слов и поупражняться в чтении.

3)однокоренные слова. Топор, топорик ,топорок , топоришко ,топорище – а) большой топор, б) рукоятка топора. .(слова записать столбиком).

4)Сочетаемость слов. Хороший, плохой, старый, новый, острый, тупой, ржавый, легкий, тяжелый ,настоящий, игрушечный ,нужный, необходимый…  топор (слова записать столбиком).

Назначение топора. Лезвие топора. Набор топоров.

Купить ,хранить ,применять топор.

Топор рубит,лежит,упал.

Работа над написанием слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми словами не заканчивается на одном уроке .Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово ,осмыслить его ,составить с ним словосочетания ,подобрать синонимы, антонимы (для наречий и прилагательных),употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, предложения и тексты.

Пословицы и поговорки.

1)Без топора не плотник, без иглы не портной.

2)Взял топор – возьми и топорище.

3)Топор острее ,так и дело спорее.

4)Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5)Без топора по дрова не ходят.

6)Где не возьмет топор, там возьмет смекалка.

7)Что написано пером , того не вырубишь топором.

Загадки.

1)Мужик идет из лесу, зеркало за поясом.

2)В лес идешь – домой глядит, из лесу идешь – в лес глядит.

3) Захочу – так поклонюсь, поленюсь – так поваляюсь.

Скороговорки.

1)Егор за топор ,а топор за забор.

2)Два дровосека  ,два дроворуба , два дровокола на дворе дрова топорами рубят.

Считалка.

Взял Егор в углу топор

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор…

Поищи и ты топор.        ( И.Демьянов)

Тексты.

  1. Вот и стал я столяром, заработал топором.

Я по этой части знаменитый мастер.     (С.Маршак )

2)В лесу раздавался топор дровосека.    (Н.Некрасов)

3)Песенка топора.

Вам стесать с бревна кору  ?        Не найти в селе двора,

Обращайтесь к топору! (Д.п.)        Где б не знали топора  !  ( Р.п.)

Нужен мост или паром -        С незапамятной поры

Надо ладить с топором. (Т.п.)        Служат людям топоры. (И.п.)     (В.Лифшиц)

Дети с удовольствием самостоятельно отыщут пословицы  ,поговорки ,загадки.

Предлагаю несколько упражнений по технике чтения.

1.Столбик слов. Поочередно читать слова в столбике слов, стараясь за 1 минуту прочитать большее количество слов.

2.Читать скороговорки ,с каждым разом увеличивая темп.

3.Выбрать из текста многосложные слова. Прочитать их несколько раз.

4.Найти нужную строку (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

5.Чтение на время (работа в паре).

Читательская компетентность – неотъемлемая часть современного образования. Нельзя упускать ни одного шанса для ее формирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

Научно- методическая статья. Тема: "Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами"

Работа учителя-воспитателя с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами на уроке и внеурочное время...

Приемы и формы работы над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в начальной школе.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача ...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

Методические рекомендации для педагогов по формированию читательской компетентности у младших школьников.

Успешность формирования читательской компетентности зависит от наличия у учащихся позитивного опыта читательской деятельности. Данные рекомендации позволят учителю грамотно построить свою работу в это...