Родительское собрание "О физическом наказании"
статья на тему

Антоненкова Татьяна Леонидовна

Материал предназначен учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_fizicheskom_nakazanii.doc352 КБ
Office presentation icon o_fizicheskom_nakazanii.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:

                                                         Родительское собрание

                                « О физическом наказании»                     1 слайд

(собрание – обмен мнениями)

Цели: обсудить с родителями проблему наказания ребенка в семье, формировать культуру наказания ребенка.

Оборудование: листочки бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Ход собрания:

Я снова рада вас приветствовать в нашем классе. Устраивайтесь удобнее, а поговорим мы сегодня о наказаниях. Очень часто ребенок становится агрессивным, нервным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело, а порой грубо используют по отношению к нему методы наказания. Коснемся мы сегодня только физического наказания. И я предлагаю вам следующую повестку собрания:                                                          2 слайд

  1. Вред или польза?
  2. Поощрение хорошего поведения ребенка.
  3. Когда ваш ребенок ведет себя плохо.
  4. Памятка для родителей.
  5. Зарубка на носу.
  6. Родителям на заметку.
  7. Тренинг «А как у вас?»
  8. Анкета «Моя семья»
  9. Ошибки родителей.
  10. Ценные указания в области наказания.
  11. Решение собрания.

Прежде чем перейти к активному анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказыванию, которое стало эпиграфом собрания.                               3 слайд

          «Физическое наказание

причиняет вашему ребенку                      

больше боли, чем вы думаете.

Быть родителем – непросто.

Но ваше родительство не должно

причинять боль вашим детям».

  1. Итак, физическое наказание может причинить вашему ребенку вред:                4 слайд
  • физический,
  • эмоциональный,
  • социальный.

-А кто думает иначе? (родители обмениваются  мнениями)

  1. Что вы можете сделать для поощрения хорошего поведения вашего ребенка:                                                                                                                        5 слайд

  • Установите несколько простых правил, справедливых и понятных вашему ребенку;
  • Убедитесь в том, что дети понимают, чего от них ожидают, чтобы им было проще сотрудничать с вами;
  • Планируйте заранее каждый выход из дома с вашим ребенком; например, отправляясь за покупками, возьмите из дома какую-нибудь игрушку или лакомство;
  • Дайте детям возможность закончить то, чем они занимаются; детям требуется время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой;
  • Слушайте внимательно и старайтесь понять точку зрения собственного ребенка; помогайте своему ребенку подобрать нужные слова, чтобы он смог выразить свои чувства;
  • Шутите со своим ребенком, старайтесь развеселить его; сделайте так, чтобы он получал удовольствие от того, что вы просите его выполнить;
  • Предлагайте ребенку несколько вариантов, у него должен быть выбор;
  • Хвалите ребенка за хорошее поведение и за попытки сделать что-то полезное.

  1. Когда ваш ребенок ведет себя плохо:                                                  6 слайд

  • Будьте примером для подражания собственному ребенку;
  • Покажите ему, как справляться с гневом без крика, ругани и насилия;
  • Берите паузу, чтобы успокоиться;
  • Прежде, чем наказать, остановитесь и подумайте, как физическое наказание  

      повлияет на вашего ребенка;

  • Выбирайте наказание, которое соответствует действиям вашего ребенка и возрасту.          Например, если ваш малыш бросает игрушку, ненадолго отберите ее у него;
  • Если ребенок капризничает, дайте ему время успокоиться, прежде чем начать обсуждать случившееся;
  • Примите для себя решение – не применять к ребенку физическое наказание».

  1.  Памятка для родителей.                                                                    7 слайд
  • Ваши дети все слышат.
  • Ваши разговоры и поступки оказывают огромное влияние на вашего ребенка, на то, как он относится к питанию и к физической активности.
  • Ваши слова и поступки могут повлиять на самооценку вашего ребенка. Вы – главный пример для подражания для своего ребенка.
  • У детей ко всему формируется свое собственное отношение в раннем возрасте.
  • Большая часть усвоенного ими до 6 лет будет сопровождать их всегда.

  1. Зарубка на носу:                                                                                     8 слайд
  • Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в  вашем ребенке, в вас самих и других людях;
  • Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребенка и других людей;
  • Позвольте вашему ребенку самому решать, сколько ему есть.  Вы же решайте,      какую пищу предложить, где и когда кушать;
  • Никогда не используйте пищу в качестве поощрения или наказания;
  • Ограничивайте время вашего ребенка, проводимое у телевизора, за компьютером и с видеоиграми;
  • Лучше пойдите с ним на свежий воздух и поиграйте;
  • Чаще хвалите своего ребенка за его поступки, поведение и способности.

  1. Родителям на заметку:                                                                             9 слайд

  • У активных родителей – активные дети. Вместо того, чтобы наблюдать, как играет      ваш ребенок, играйте вместе с ним;
  • Объясняйте своему ребенку, что имидж человеческого тела, навязываемый СМИ, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм;
  • Отмечайте то,  что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы ее тела.  
  • Исследования показывают, что важную роль в самооценке дочерей играют их отцы;
  • Дети перенимают привычки ЗОЖ от своих родителей.
  • Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребенку образцом для подражания».

7.   А как у вас?                                                                                         10 слайд

C:\Users\Пользователь\Desktop\шарик.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\кнопка.jpg            C:\Users\Пользователь\Desktop\4-5.gifC:\Users\Пользователь\Desktop\ножницы.jpg

Ребенок                Родитель                          Ребенок         Родитель

C:\Users\Пользователь\Desktop\солнышко.gifC:\Users\Пользователь\Desktop\туча.jpg                                               ?

Рассмотрите внимательно картинки. Так  дети представляют себя и родителей, которые их наказывают. А как в вашей семье? Нарисуйте, пожалуйста,  в пустых прямоугольниках. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

 (Родители рисуют, а учитель выбирает образец, противоположный представленным на экране, цветок и облачко -  возможный пример)

 Молодцы! А теперь попросим автора данной работы поделиться с нами секретами бесконфликтного общежития с ребенком.

                                               11 слайд

  1. Ребята перед собранием заполнили анкету, в которой были следующие вопросы:
  • Какими ласковыми именами тебя часто называют твои родители?
  • Какими грубыми словами обзывают тебя часто твои родители?

А теперь я прошу вас поставить себя на место вашего ребенка и попытаться ответить за него. Если, выполняя данное задание, вы почувствовали неловкость, значит,  нам есть о чем задуматься.                                                                                                                    

 12 слайд                    «Опыт учит ребенка относиться ко взрослым

как к прирученным диким зверям,

на которых никогда нельзя вполне положиться…»

Януш Корчак

  А теперь я предлагаю вам истории из жизни со смыслом.

  1. Юрик что-то натворил. Отец снял со стены ремень. «Ты меня хочешь бить?» - закричал Юра папе.  «Хорошо, бей. Но знай, что я отыграюсь на твоих внуках».
  2. Четырехлетний сын загадывает отцу:

- Что такое: дзынь-дзынь, мяу-мяу?

            - Не знаю.

      - Это кошка в трамвае приехала.

-  А что такое: дзынь-дзынь, гав-гав?

      - Это собачка в трамвае приехала.

            - Нет, это мама с работы пришла.

  1.  Ценные указания в области наказания                         13 слайд
  • Не вреди здоровью ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит, однако забывают подумать…
  • Лучше недожать, чем пережать. Если колеблешься, сомневаешься, наказывать или не наказывать – не наказывай! Попробуй иначе…
  • За один раз – одно.  Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
  • Не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишай ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимай,  подаренного тобой или кем бы то ни было, – никогда! – подарки и награды священны. Даже если набезобразничал хуже некуда, если поднял на тебя руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого…   Не мешай ребенку быть разным!
  • Не казни вдогонку.  Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения, поэтому не ругать детей и не наказывать за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год. Напомнить со словами прощения – или лучше совсем оставить! Запоздалые наказания внушают ребенку его прежнее состояние, держат его в прошлом и не дают стать другим.
  • Наказан – прощен.  Страница перевернута.  Не мешайте начинать жизнь сначала.
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком, как торжество твоей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что наказание несправедливо, оно подействует только в обратную сторону.
  • Соблюдай неприкосновенность личности. Выражая неодобрение, не определяй человека, не прикасайся к личности. Не изрекай диагноз. Определяй только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», лишь поступил, повел себя…
  • Не судите, да не судимы будете.  Воспитатель не ошибется, намеренно приписав ребенку побуждения лучшие, чем на самом деле. Украл – твердо глядя в глаза, утверждаем, что взял по глупости, что и сам хочет, чтобы этого больше не повторялось. Солгал из трусости или выгоды ради – обнаружив обман, объясняем его поведение недоверием  к самому себе. Уверены, что ему хочется быть правдивым, внушаем это. И вероятность успеха растет!..
  1. Самые обычные, самые нелепые и трагичные ошибки.                    14 слайд

Ругая ребенка (и взрослого!), то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, лоботряс, и т.д.,  мы это внушаем!

Ребенок верит этому. Ведь говорят затем, чтобы поверил, разве не так? Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается.  Оценивая - внушаем самооценку!

Если говорить: «Ничего из тебя никогда не выйдет!» «Ты совершенно неисправим!»

«Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери…), так оно и окажется…  Ведь это самое настоящее внушение, которое создает образ будущего, оно действует и спустя годы, даже напрочь забытое:

«Ты меня не любишь, ты нарочно меня изводишь, ты хочешь, чтобы я сошла с ума, ты хочешь моей смерти…» Если такое повторить раз, другой, третий – то… Ребенок такому не хочет верить, не может поверить!.. Душа его легка и упруго подвижна, душа жизнерадостна!.. Но уже посеяны семена внутреннего разлада. Уже надломленность в самой хрупкой основе – в ощущении своего достоинства, своего права жить, права быть самим собой… «Да ведь как с гуся вода, как об стенку горох! Забывает через секунду! И опять за свое!..»- твердят порой родители.  Это  толкает ребенка в отчуждение, озлобление, разврат, воровство, наркоту, криминал, во тьму…

Если ребенок не воспринимает наши слова, если и угрозы, и ругань пропускает мимо ушей, если не действуют и наказания, значит, ребенок из последних сил защищает свою самооценку. Грубит в ответ, делает назло, издевается?  Защищает самооценку. Обещает исправиться, а продолжает?.. Защищается и беззащитен. А для защиты лишь две возможности. Либо поверить, принять навязанный образ, войти в него и жить в нем…  Либо – не принять, не поверить. Бороться! Как? Как угодно, только не так, как хочется нам.

Дальнейшие указания в области наказания                  15 слайд

НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ РЕБЕНКА НЕЛЬЗЯ:

  • Когда болен, недомогает или еще не оправился после болезни;
  • Когда ест;
  • После и перед сном;
  • Во время игры, учебы, работы;
  • Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, любая неудача);
  • Когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
  • Когда сами мы не в себе; устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

                     «Ребенок каждый день нуждается в знании,          16 слайд

что, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, он хороший.

И посему, несмотря ни на что, примем заповедь:

КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ  НАЧИНАЙ РАДОСТЬЮ,

ЗАКАНЧИВАЙ МИРОМ!»

Не допускайте дефицита любви, иначе наказанием станет сама жизнь, потому что тогда наказание ищется как последний шанс на любовь, своеобразная порция ласки.

  1. Решение собрания:                                                                         17 слайд

Примем реальность: ребенок, не будучи совершенством, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Защищается от этого страха. По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами. Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. Удачи вам в нелегком деле воспитания. До новых встреч!

(18 и 19 слайды  - в конце собрания)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Вред или польза? 2 Поощрение хорошего поведения. 3. Когда ребенок ведет себя плохо. 4. Памятка для родителей. 5. Зарубка на носу. 6. Родителям на заметку. 7. Тренинг. 8. Анкета для детей. 9. Ошибки родителей. 10. Ценные указания в области наказания. 11. Решение собрания.

Слайд 3

«Физическое наказание причиняет вашему ребенку больше боли, чем вы думаете. Быть родителем – непросто. Но ваше родительство не должно причинять боль вашим детям» .

Слайд 4

Физическое наказание Физический вред Эмоциональный вред Социальный вред

Слайд 5

Установите несколько простых правил, справедливых и понятных вашему ребенку; Убедитесь в том, что дети понимают, чего от них ожидают; Планируйте заранее каждый выход из дома с вашим ребенком; Дайте детям возможность закончить то, чем они занимаются; Слушайте внимательно и старайтесь понять точку зрения собственного ребенка; Шутите со своим ребенком, сделайте так, чтобы он получал удовольствие от того, что вы просите его выполнить; Предлагайте ребенку несколько вариантов, у него должен быть выбор; Хвалите ребенка за хорошее поведение и за попытки сделать что-то полезное.

Слайд 6

Выбирайте наказание, которое соответствует действиям вашего ребенка и возрасту. Если ребенок капризничает, дайте ему время успокоиться, прежде чем начать обсуждать случившееся; Примите для себя решение – «не применять к ребенку физическое наказание». Будьте примером для подражания собственному ребенку; Покажите ему, как справляться с гневом без крика, ругани и насилия; Берите паузу, чтобы успокоиться; Прежде, чем наказать, остановитесь и подумайте, как физическое наказание повлияет на вашего ребенка.

Слайд 7

«Ваши дети все слышат. Ваши разговоры и поступки оказывают огромное влияние на вашего ребенка, на то, как он относится к питанию и к физической активности. Ваши слова и поступки могут повлиять на самооценку вашего ребенка. Вы – главный пример для подражания для своего ребенка. У детей ко всему формируется свое собственное отношение в раннем возрасте. Большая часть усвоенного ими до 6 лет будет сопровождать их всю жизнь».

Слайд 8

Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в вашем ребенке, в вас самих и других людях; Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребенка и других людей; Позвольте вашему ребенку самому решать, сколько ему есть. Вы же решайте, какую пищу предложить, где и когда кушать; Никогда не используйте пищу в качестве поощрения или наказания; Ограничивайте время вашего ребенка, проводимое у телевизора, за компьютером и с видеоиграми; Лучше пойдите с ним на свежий воздух и поиграйте; Чаще хвалите своего ребенка за его поступки, поведение и способности.

Слайд 9

У активных родителей – активные дети. Вместо того, чтобы наблюдать, как играет ваш ребенок, играйте вместе с ним. Объясняйте своему ребенку, что имидж человеческого тела, навязываемый СМИ, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. Отмечайте то, что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы ее тела. Исследования показывают, что важную роль в самооценке дочерей играют их отцы. Дети перенимают привычки ЗОЖ от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребенку образцом для подражания.

Слайд 11

Какими ласковыми именами тебя часто называют твои родители? Какими грубыми словами обзывают тебя часто твои родители?

Слайд 12

«Опыт учит ребенка относиться ко взрослым как к прирученным диким зверям, на которых никогда нельзя вполне положиться…» Януш Корчак

Слайд 13

Без унижения Наказан - прощен Не судите, да не судимы будете Соблюдай неприкосновенность личности Не казни вдогонку Не за счет любви Не вреди здоровью Лучше недожать, чем пережать За один раз – одно

Слайд 14

Ругая ребенка (и взрослого!), то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, лоботряс, идиот, подлец и т.д ., МЫ ЭТО ВНУШАЕМ . Оценивая – внушаем самооценку . Если говорить: «Ничего из тебя никогда не выйдет!» «Ты совершенно неисправим!», «Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери…), ТАК ОНО И ОКАЖЕТСЯ … Если ребенок не воспринимает наши слова, если и угрозы, и ругань пропускает мимо ушей, если не действуют и наказания значит, ребенок из последних сил ЗАЩИЩАЕТ СВОЮ САМООЦЕНКУ . Грубит в ответ, делает назло, издевается? ЗАЩИЩАЕТ САМООЦЕНКУ ! Обещает исправиться, а продолжает?.. ЗАЩИЩАЕТСЯ И БЕЗЗАЩИТЕН . А для защиты лишь две возможности. Либо поверить, принять навязанный образ, войти в него и жить в нем… Либо – не принять, не поверить. Бороться! Как? Как угодно, только не так, как хочется нам.

Слайд 15

Когда болен, недомогает или еще не оправился после болезни; Когда ест; После и перед сном; Во время игры, учебы, работы; Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, любая неудача); Когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны; Когда сами мы не в себе; устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам. Наказывать и ругать ребенка нельзя :

Слайд 17

Примем реальность: ребенок, не будучи совершенством, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Защищается от этого страха. По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Обсуждаются с родителями  виды наказаний и поощрений в семье.  При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

Физическое наказание детей в семье.

Уважаемые коллеги, решила поделиться с вами материалом для работы с родителями. По этой непростой теме нашла много материала и попыталась обобщить его в виде небольшого рассказа-размышления. Может быт...

Родительское собрание "Физическое развитие младших школьников" 3 класс

Данное собрание предполагает выступление не только классного руководителя, но и учителя физкультуры; анализ отношения учеников к данным урокам....

Конспект родительского собрания по теме "Родительская любовь. Поощрение и наказание".

В конспектер рассматривается вопрос эффективног применения родителями методов воспитания, таких как поощрение и наказание....