Первый опыт реализации ФГОС 2 в общеобразовательном процессе
статья на тему

Педсообщество "Территория творчества"

 Все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.А. Араканцева» г. Семикаракорска Ростовской области»

Первый опыт реализации ФГОС 2  в общеобразовательном процессе

Автор: учитель  Стельмашова Л.П.

 Первый опыт реализации новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы .

 Все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.

Функция школы – корректирующая.

Учитель – направляющая сила для ребенка.

Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.

Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.

Требования  сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.

УУД включают в себя:

- личностные умения – позволяют сделать обучения более осмысленными;

- социальные – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;

- коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях безотметочного   обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью «волшебных линеечек», где они отмечают качество своей работы по следующим критериям:

К – красота

П – правильность

Б - быстрота

На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа , тем выше  крестик)

х      х      х

К      П     Б

Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе,  корректируем оценку (красным цветом). С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу.

Таким образом современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.

Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях.

В 1 классе наряду с традиционным письмом мои первоклассники осваивают клавиатурный набор текста. И у них это очень даже неплохо получается.

В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.

Идет работа над словом «осень».

Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».

На уроке музыки – слушание произведений.

На уроке ИЗО – рисуем осень.

На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.

В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.

Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах,  широко применяю в своей практике.

Проекты различны по форме, теме, содержанию.

В 1 классе – это рисунки, поделки,

    2 классе -                мини-сочинения, книжки-малышки

В 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.

В этом учебном году мои первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Расскажи мне о себе».

В форме рисунков на тему: «Режим дня», «Моя семья», «Школа будущего», «Мои друзья», «Мои первые впечатления о школе»

В форме  макетов «Современная школа» . Готовили сценки из школьной жизни.

Работаем над коллективным проектом «Город Алфавитинск»

В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую  использую в своей практике.

Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.

Максимум – может узнать

Минимум – должен освоить

Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.

Я постараюсь это показать на практике:

Фрагмент урока: Звук и буква Э.

  1. -  произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.

Что общего в этих словах?

- назовите мне этот звук (Э)

-  чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?

-  для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)

- что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?

- как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.

- какой карточкой в схеме обозначим этот звук.

Это минимум. Дальше максимум.

  1. Словарно-логическое упражнение

- что еще общего заметили в этих словах?

- это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.

- сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы и т.д.

- на какие 2 группы можно разделить эти слова?

- 2 слога                                                                     - 3 слога

- начинается с ударного                                        - начинается с безударн

- имена девочек                                                      - имена мальчиков

- с удвоенной согласной                                        - без нее

Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.

В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание.

Никогда не даю знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких вопросов.

Например: - Перечислите отличие растения от животного?

Я организую работу по-другому:

Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»

Или:

Можно сказать: Определите площадь?

Я стараюсь задать этот вопрос по-другому:

- «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?»

Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.

На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

В предложенных ситуациях, опираюсь на общие простые правила поведения, учу детей делать выбор, какой поступок совершить. И Полина Метелева может мне так аргументировано обо всем рассказать, что и добавить нечего.

Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.

И все та же Полина объясняет маме, что она отвечает за все в классе, даже за Людмилу Петровну.

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.

Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована  деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?

Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?

  • Инициативный
  • Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
  • Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
  • Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
  • Любознательный
  • Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
  • Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
  • Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
  • Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

 Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».

Используемая литература:

  1. Вакрушев А.А. Козлова С.А. Пронина О.В. «Образовательная система Школа 2100». «Реализация федерального государственного образовательного стандарта». Пособие для учителя. Москва, Баласс, 2011
  2. Сундукова А.Х. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы» Ростов-на-Дону ИПК и ПРО 2011г.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

/Под ред. В.В. Козлова,А.М. Кондакова

  1. Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе

универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....

Опыт реализации ФГОС НОО в сельской школе.

В 2010 году наша школа стала участником ИНКО "Образовательные стандарты нового поколения"....

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...

Статья на тему: "Роль педагога в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной организации".

Современная  школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Образовательные приоритеты и положения ФГОС требуют большого внимания к личнос...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Инновационный педагогический опыт. "Реализация ФГОС НОО как условие повышения мотивации учащихся к учёбе"

В данном материале предлагаются различные методы мотивации учащихся к учёбе....