Развитие исследовательских умений младших школьников
презентация к уроку на тему

Васильева Оксана Николаевна

Развитие исследовательских умений младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon issledovatelskaya_rabota.ppt592 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие исследовательских умений младших школьников» (Из опыта работы учителя начальных классов Мошковская ООШ Васильевой Оксаны Николаевны)

Слайд 2

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Слайд 3

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Слайд 4

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Слайд 5

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Слайд 6

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.

Слайд 7

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» – Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?». С. Я. Маршак

Слайд 8

Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем я мог бы гордиться?

Слайд 9

Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); экспериментальной; изобретательской; теоретической.

Слайд 10

План работы: Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? Цель. Что я хочу исследовать? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования. Методика работы . Каким образом я проводил исследование? Описание работы. Мои результаты исследования. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Использованная литература. Приложени е .

Слайд 11

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Слайд 12

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Слайд 13

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Слайд 14

1.Прием ключевых слов -свойства -цвет -размер -форма -функции (индуктивный метод)

Слайд 15

2. Прием загадки- интерпретации (дедуктивный метод) 3. Выполнимое/ невыполнимое действие ( индуктивный и дедуктивный метод) Переживание радости познания – важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения и творчества.

Слайд 16

Шаг 1. Определить количество групп и количество учеников в каждой группе В группе 4-5 человек Групп не более 5 ( от количества учеников в классе)

Слайд 17

Шаг 2. Определить состав каждой рабочей группы. (сильная, слабая или смешанная) -гомогенные ( где все участники равны по уровню развития) -гетерогенные ( смешанные группы)

Слайд 18

Шаг 3. Спланировать организацию работы каждой группы. Инструкционная карта

Слайд 19

Шаг 4. Спланировать представление результатов работы каждой группой. «Помощник ответа» - конверт

Слайд 20

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» В.А.Сухомлинский

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Развитие исследовательских умений младших школьников (практический аспект)

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития лич...

Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения межд...

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

Развитие исследовательских умений младших школьников

В современном мире очень важно, чтобы ребёнок умел добывать знания самостоятельно из различных источников, пользовался добытой информацией. Эту задачу ставит перед нами ФГОС. Всем известно, что знание...

Развитие исследовательских умений младших школьников

Целью  данной работы является выявление путей развития универсальных учебных действий.Рассмотрены задачи, связанные с формированием умения учиться и развити-ем способности к саморазвитию.Представ...