Формирование коммуникативной компетенции младших школьников
учебно-методический материал на тему

Бойко Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов Бойко Н.В.)

Обоснование ведущих идей деятельности

Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д.Ушинский

   Время скоротечно. Вслед за переменами в обществе, кардинально  меняются представлении о целях образования и путях их реализации.

  Обучение и воспитание рассматривается  как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную гражданскую позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через  формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

      При организации  учебно-воспитательного процесса  в системе «Школа России»  (я работаю по этой системе) у ребенка одновременно формируются и совершенствуются  все виды УУД.

 Развитие  коммуникативных  умений происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.  

       В учебниках по литературному чтению для 1–4 классов  представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится.  

   

  Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи.

   Задача  учителя:      Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.  Поэтому на каждом уроке  особое внимание я уделяю формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

   Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: Опыт народной культуры. Знание языков общения, используемых народной культурой. Опыт межличностного общения. Опыт восприятия искусства.  

      Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих Коммуникативная способность

 Коммуникативное знание

 Коммуникативные умения  

К коммуникативным действиям  относятся:

•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

•постановка вопросов;

•инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•разрешение конфликтов;

•принятие решения и его реализация;

•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

•владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

      Основные формы учебной коммуникации. (Видите на слайде) Монологические формы речевой деятельности

Диалогические формы речевой деятельности

Учебная беседа в группах

Выступать с готовой заранее речью

Сотрудничество в группах

Ролевая игра   и сюда конечно  еще входят:

Дискуссия

Учебная беседа учителя и ученика

Сообщения на заданную тему

Презентации

Защита проектов

Блиц-турниры.

Но что стоит  у истоков  данных форм учебных коммуникаций?

ПЕРЕСКАЗ! Старый, добрый пересказ!

 В первом классе уже на втором родительском собрании  обязательно провожу беседу с родителями на тему «Как научить ребенка пересказывать текст?»

 Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать. Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

  Уже во 2-3, 4 классах, продолжая  работу с родителями по данной ключевой теме, делая акцент на то, что программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе. Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста. А лучше справится с изложением или сочинением (в том числе при сдаче итоговой гос.аттестации в 9, 11 классах) тот, кому навык этот прививали учитель и родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Огромное значение имеют шрифт и иллюстрации.

 Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам,- рекомендую родителям, - обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе. С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?» Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, говорится в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит. Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе. Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя. Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимание, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека. Спросите ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?». Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать. А вы наверняка что-то упустите. Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?». И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся! В следующий раз у нас обязательно всё получится!

Очень важно  настроить родителей на ПРАВИЛЬНУЮ волну. Мне бывает отрадно, что на собрания родители приходят с блокнотами и для себя что-то обязательно помечают. Задают вопросы. Советуются.

По окончании каждого года обучения  готовлю список  литературы для чтения на летних каникулах. Конечно, пользуюсь при этом  ресурсами Интернета. Но обязательно перерабатываю, дополняю. Но сейчас нам облегчена эта задача и есть официальный перечень литературы для чтения в  1-11 классах, рекомендуемой Министерством образования РФ.

В этом году своим выпускникам я дала  список, который попросила составить будущего учителя  литературы, который будет работать  с детьми в 5 классе. Он очень обширный. Но многие произведения мои дети уже читали, и были рады своим  маленьким читательским победам.

   

Вернемся  к основной теме.

  Коммуникативная компетентность формируется:  

  Через обучение содержанию предмета;

  Через развитие прикладных исследовательских умений;

  Через развитие социально- коммуникативных умений;

 Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.  

      Наиболее активно все же  приходится  осваивать следующие  коммуникативной направленности обучения:

•речевая направленность (обучение через общение); - на первом месте стоит!

•функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);

ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

•новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);

•принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.

•личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

       На уроках и во внеклассной работе я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода.

 Цель  уроков  на основе деятельностного  подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

    Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

   Существует Концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:

1 Э Т А П Умения, отрабатываемые под руководством учителя. - Готовность учащихся участвовать в урочном общении. - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. - Комментировать вопросы или ответы. - Делать сообщения. - Рассказывать логично и последовательно

   Развитие школьной коммуникации.

2 Э Т А П Простота и чёткость речевого высказывания. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. Умение использовать риторические вопросы. Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания, интонацию.  

  Развитие школьной коммуникации

   3 Э Т А П Умение вести беседу в паре, в группе. Умение поддерживать беседу. Умение вести конструктивный диалог. Умение построить дискуссию. Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.  

     Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский

Для создания эмоционально- благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы. 2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения  .

 Как только мы последовательно прошли первых 2 этапа,  вы заметите сразу, как дети выйдут на новый уровень-3 этап. Последний этап-это самый высокий уровень. Когда дети успешно справляются с Заданиями, направленными  на развитие литературных способностей и творческого воображения. 

НАПРИМЕР. !!!!!!!!!!!!!!!!!!(папки с творч. раб.-зачитать отд. раб.)

     Виды заданий, которые очень нравятся моим ученикам:

 Рассказ от первого лица. Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля; или Повествование от имени предмета(неодушевленного!!!)

 Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою)

Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа)

Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)  

    Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.

Далее. Расскажи о своем товарище в стихах. В итоге на свет  рождаются вот такие строки: (из проекта «Стихи другу») –мы подарили эти строки ребятам на совместном празднике вместе с дипломами об окончании нач. школы.

 Если вы скучаете, если грустно вам,

К  Шпакова Алеши прислушайтесь словам!

В них задор и юмор, шутка, добрый смех,

И в учебе Леше сопутствует успех!

Не болтливый он, и не шумный,

Рассудительный,  всегда разумный.

И в почете он у всех -

Ждет Сереженьку успех!

Она кокетлива, порой  упряма,

Но с виду кажется такой.

На самом деле наша Валя

С огромной светлою душой!

Тихая походка, умный, скромный взгляд,

Это же Кристина, мудрых мыслей клад!

Речь ее спокойна, ровный, добрый тон.

Такою ее знают все, кто с ней знаком!

Сильный, добрый и серьезный,

Лучший друг и добрый брат.

Любой на месте Гулакова

Оказаться был бы рад!

 Он честный, добрый, симпатичный,

За класс  «болеет» он душой.

Спортивный, ловкий, энергичный,

Во всем авторитет большой! ( Бурак Данила)

Ямочки на щёчке, в ленточке коса.

Товарища и друга  не выдаст никогда!

Силы воли Ксюши хватит  на всех нас!

Ну а если кратко-

Девчонка просто класс!

Про нее скажу я:  русская краса…

Даша Краснобай -до пояса коса…

Если улыбнется-станет всем светлей,

Добрым теплом веет от ее речей!

Симпатична и скромна, стоит порой в сторонке,

Имя  звучное  Полина, носит та девчонка.

Всегда с нею интересно, и в грозу, и в дождик.

Знают все ребята в классе, что она художник!

Самолет летит по небу,

Плывут низко облака,

Где-то там и в них «витает»

Паша наш наверняка.

Фантазер он в классе первый,

Иногда и баловник.

Но отвечает всегда верно

Этот славный ученик!

В порядке все тетрадки

У нашего Максима.

Нет лишнего в портфеле, лишь что необходимо.

«Острый ум и зоркий взгляд»-

Так про Максима говорят!

Уважают парня в классе,

Много у него друзей,

Он и выдумщик, и мастер разных шуточных идей.

Смел  и  честен, во всем точен

Симпатичный Артем Рощин!

Застенчивый  и добрый,

Тактичен, вежлив, мил.

Только с позитивом

В школу приходил!

Скажите, это кто же?

Наш  Бурак Алёша!

Ровным почерком буквы ложатся,

Все в порядке: дневник и тетрадь,

Нам осталось лишь удивляться,

Как все может она успевать?

Лучше всех выступает на сцене,

Знает ноты, прекрасно поет.

В Тельных Лизу мы очень верим,

Что до звездных  дойдет до высот!

Солнце смотрит в окна класса,

За собой зовет весна,

Во дворе друзей так много

У Ильи Волковича.

Но сожмет в  кулак он волю.

Возьмет книги и тетрадь,

И ответит урок в школе

Обязательно на «пять»!

Если в классе все в порядке,

Чисто вымыта доска,

Это значит, что дежурный

Женя Пипченко!

А в глазах  задора столько,

Что на целый хватит класс!

Даже если очень грустно,

Рассмешить он сможет вас!

Всем он дорог, всем он люб,

Так про Богдана я скажу.

Этот добрый ученик-

Настоящий золотник!

Не болтлива, и не шумна,

Рассудительна  Юля Салова.

Любим слушать как пересказывает,

Речь рекой течет…

Складно связывает!

Эта милая улыбка и пшеничная коса,

В помощи друзьям-подругам не откажет никогда!

И художник, и дизайнер-

Мы такою Настю знаем!

Если вы не в курсе

Про «модные» дела,

Спросите Юлю Васенко,

Ответит вам она.

Пожалуй, самый милый

 У нее щенок!

И не мешает  Юле

Учить все   на зубок!

Красота, добро и скромность

Нашим  девочкам  не в новость.

Нет их краше в школе нашей!

В их числе – и  Стешец Даша!

Не болтлива, и не шумна,

Рассудительна  Юля Салова.

Любим слушать как пересказывает,

Речь рекой течет…

Складно связывает!

Добра, активна и внимательна,

И очень-очень любознательна!

И словно ягодка малина

Положенцева  Арина.

В  этом году  наш класс принял участие в  проекте  «Золотой юбилей». Совместными усилиями сочинили стихи к  «Гимну родной школе».

Широкий простор для учебы и знаний

Открыла любимая школа для нас.

Шагаем мы смело, шагаем мы прямо,

Тут светлые классы открыты для нас.

Славься, школа наша третья!

Рады каждой новой встрече!

Заливистый школьный веселый звонок

Зовет на урок, где нас ждет педагог.

Ни  трудности нам не страшны, не преграды,

Мы крепкою школьною дружбой сильны!

И часто за то получаем награды,

Они нам за труд и старанье даны.

А школьные годы летят очень быстро,

В стенах лучшей школы проходят они!

Со школой любимой мы в думах и в мыслях,

И снова сюда возвращаемся мы!

Детям очень нравится , чтобы их слушали другие товарищи. Конечно. У одних ребят получается лучше. У других немного слабее. Но сильные, что отрадно, поддерживают таких ребят и со вниманием их выслушивают.

Даже часто на переменах вижу как дети обмениваются «рукописями» с рассказами, которые сочиняют самостоятельно дома.

(показ рукописи).

На выпускном одна из учениц вручила мне в подарок книгу, которую ее родители издали в честь дня рождения дочери (показ книги).

Считаю очень важным приучать ребят  с 1 класса к 

Правилам ведения диалога:

 Любое мнение ценно;

Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

Хочешь говорить- подними руку;

Обращение начинается с имени;

 Критика должна быть тактичной;

Голос - твой божественный дар, умей им владеть.  

        Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.

В итоге учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).

    Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры. Игры учебного характера

Детские игры

 Ролевые игры

 Игры, имитирующие телевизионные игры  (в 3 классе мы проводили один из классных часов  в форме ток-шоу «Пусть говорят» на тему  детской дружбы.

Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

     Речевые упражнения: придумай продолжение текста;  рассказ, где все слова на одну букву ( Всем известные «Тавтограммы»)

• Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты.                                                      

• Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёстная.

                 Большое значение в развитии коммуникативных компетенций младших школьников  имеет проектно-исследовательская деятельность.

     Одним из видов групповой  работы учащихся на уроках литературного чтения является  создание творческих проектов.

    Задачи проектов:

1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;

2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;

3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.

В первом классе по литературному чтению мы реализовали следующие проекты:

«Живая азбука»

«Азбуку загадок     В проектах представлены пословицы, афоризмы, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей.

Продукты проекта: проектная папка, урок-утренник «Прощание с азбукой».

Работа каждой группы оценивалась самими обучающимися по следующим критериям:

•        качество выполнения работы по теме;

•        самостоятельность работы над проектом;

•        артистизм и выразительность выступления;

•        умение отвечать на вопросы;

•        убедительность презентации.

Были определены: самая творческая, самая дружная и самая трудолюбивая группа. На уроках литературного чтения применяю следующие виды работ в паре, группе: разучивание, пересказ, инсценирование, составление плана, сочинение, проверка письменных работ, составление тестов, презентаций по зад. теме. Обучение учащихся работе в паре начинаем в период обучения грамоте в 1 классе при пересказе сказки по иллюстрации, используя следующий алгоритм:

•        Постановка цели работы перед учащимися.

•        Распределение  ролей. (Рассказчик и слушатель.)

•        Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)

•        Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах.

•        Самоанализ (обязательно!!!)

-Что получилось?

-Когда было легко?

-Когда было трудно?

             Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

•желание вступать в контакт с окружающими;

•знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

•умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

•умение решать конфликтные ситуации;

•умение работать в группе.

       Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.  

     Используя  различные  упражнения в системе,  я стараюсь формировать  у учащихся коммуникативную компетентность. Замечаю, что качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие  все дети класса. Мои ученики с желанием работают в группах. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования. 

Далее приведу результаты исследования коммуникативных компетенций учащихся моего класса.

Использовала  тест «Самооценки коммуникативного развития», составленный  Фотековой Т.А. Учащиеся должны были ответить на вопросы «да» или «нет». Вопросы теста помогли  определять: хорошим ли собеседником является ребёнок, умеет ли поддержать разговор, знает ли правила вежливого общения, испытывает ли  боязнь перед выступлением.

Тест подводит учащихся к пониманию, что надо знать речевую этику и приобретать  знания о хороших манерах в общении, уметь слушать партнёра, поддерживать беседу.  По результатам диагностики видно, что 50% учащихся считает, что он может общаться, 40% считают, что они не слишком общительны, но умеют слушать и знают некоторые правила общения. А 10% учащихся (2 ученика)считают, что они не всегда общительны, избегают общения с незнакомыми людьми, испытывают трудности в коллективных выступлениях.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников.

http://www.schoolint5v.ru/images/stories/1111.bmp

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников

В статье рассказывается об аспектах коммуникативной компетентности; о необходимости формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте  для поэтапного развития в дальнейшем....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...