Проектная деятельность в обучении.
статья на тему

Хромова Лариса Васильевна

В статье раскрывается технология и сущность методов проекта, а также представлен личный опыт использования проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников с НОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность в обучении».

План.

1. Введение.

2. Технология проектной деятельности в обучении.

2.1 Сущность метода проектов.

2.2 Виды проектов.

2.3 Технология проектного обучения.

2.4 Особенности учебных проектов младших школьников.

3. Использование проектно-исследовательской  деятельности в обучении детей с НОДА – из личного опыта работы.

4. Заключение.

5. Литература.

1. Введение

   В современном обществе возникает необходимость развития образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Метод проектов в обучении рассматривают сегодня, как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы и методики.

   Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.

2. Технология проектной деятельности в обучении.

2.1 Сущность метода проектов

   Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза».

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

  В современной педагогике проектное обучение используется  как компонент образовательных систем.

  Метод проектов предполагает решение проблемы, предусматривающей использование разнообразных приёмов и  интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

   В основе метода проектов лежит развитие познавательной активности обучающихся, умение самостоятельно добывать  знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

    Работа над проектом предполагает постановку гипотезы, планирование действий, распределение ролей  для каждого участника.

   Темы проектов могут быть различны и формулируются - специалистами органов образования в рамках утвержденных программ, - преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, - учащимися, ориентирующимися на собственные интересы.

        Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

  Проектная деятельность развивает у обучающихся группы умений:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь);

в) оценочные (оценивать ход, результат деятельности );

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?»,  адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности).

  Цели проектного обучения:

- Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

- Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

- Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

- Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

- Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

- Развитие аналитического, критического и творческого мышления учеников и учителя.

 - Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности:-брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; регулировать конфликты ненасильственным путем; оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; делать свой выбор; владеть устным и письменным общением; учиться всю жизнь.

  -Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

    Принципы Проектного обучения:

1) Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

2) Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.

3)Деятельностный подход . Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.

4) Принцип сотрудничества учеников и учителя.

5) Принцип четкого осознания значимости работы.

6) Принцип уважения к иной точке зрения .

7) Принцип обеспечения ответственности за результат.

Типы проектов:  — исследовательские, — творческие, — информационные,

социально значимые 

2.2 Виды проектов.

А) Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Б) Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выборочной, планирование, изготовление, оценка Форма представления результатов может быть различной.

В) Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Г) Информационные проекты  это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле конференция).

Д) Практико-ориентированные проекты – это проекты, предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Характер координации проектов:

- Непосредственный - учитель - участник проекта в собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

- Со скрытой координацией. Учитель - участник проекта, но не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств.

Характер контактов  

- Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети).

- Международные проекты с участием представителей различных стран.

По числу участников  - индивидуальные, парные и групповые.

Продолжительность проведения – краткосрочные, среднесрочным (до месяца); долгосрочным (до нескольких месяцев).

2.3 Технология проектного обучения.

     Технология организации проектной деятельности школьников  - это совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

    Работа над проектом включает в себя этапы:

  • Разработка проектного задания:

    - Определение проблемы: обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта.

     - Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, и как этого добиться?»)

     - Определение цели проекта и поэтапных задач.

  • Этап разработки плана работы:

    - Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

    - Выбор средств и методов выполнения.

    - Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

    - Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

    - Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

  • Реализация проекта:

     - Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

     - Проведение исследования, выполнение расчетов,

     - Подготовка наглядно-графического материала

     - Оформление материалов для презентации.

     - Контроль и коррекция промежуточных результатов.

  • Завершение проекта:        

- Общественная презентация проекта.

- Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

- Обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

2.4 Особенности учебных проектов младших школьников.

  При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

  Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.  Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить сдвоенными уроками или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете применять такие умения?

      Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

       Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

    Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

3. Использование проектно-исследовательской  деятельности в обучении детей с НОДА – из личного опыта работы.

  Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предполагает учет особенностей и возможностей обучающихся и реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлении, специальное  оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятии).

 Организуя проектную деятельность моих учеников, я не только преследую образовательные цели, но и решаю коррекционные задачи обучения. Это - прежде всего - коррекция всех психических процессов, мыслительных операций анализа и синтеза, речи. Для детей с НОДА проектная деятельность имеет особое значение в их адаптации и социализации в обществе.

  Наши проекты в основном длительные  и имеют урочно-внеурочную форму. В работе над проектами активное участие принимают родители детей.

  Приведу в пример проектную работу «Волшебный песок», которую мы выполняли всем классом. Работа проводилась с обучающимися 3-го класса с НОДА.   Вот как мы работали.

1.Постановка проблемы.

На уроке окружающего мира мы изучали песок – как полезное ископаемое.

Ребятам захотелось поближе познакомиться с этим чудесным материалом. Пришла идея выполнить проектную работу, связанную с песком. Я поддержала задумку детей.

  1. Постановка и обоснование цели проекта.

   Вместе мы наметили основную цель нашего проекта:

 - найти новые приёмы и способы работы с песком на уроках,  на индивидуальных занятиях и  в минуты отдыха  для коррекции мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развития фразовой речи, умения выступать перед сверстниками и взрослыми.

  1. Гипотеза и этапы работы над проектом.

Мы выдвинули гипотезу – с помощью песка ребята смогут преодолеть свои проблемы, связанные со здоровьем и в результате улучшить графические навыки! Только нужно ежедневно на каждом уроке работать с песком. Так же мы планирлвали найти свои способы работы с песком.

Вместе мы наметили этапы  работы над проектом:

  1. Знакомство с песком, как полезным ископаемым, исследование  свойств.
  2.  Самостоятельная поисковая работа  - подбор материала о применении песка в различных видах деятельности человека  – строительстве, медицине, дизайне, творчестве и т.д.
  3. Совместная творческо-исследовательская работа по применению песка    в различных видах учебной деятельности – на разных уроках,  сочинение чистоговорок, скороговорок и физкультминуток о песке, игр.
  4. Знакомство с музыкой П.И.Чайковского «Детский альбом» , рисование песочного настроения, представление своих рисунков учащимися.
  5. Оформление продуктов проекта -  альбома песочных рисунков «Музыка песка» и  альбома с играми и пальчиковыми физкультминутками с песком.
  1. Определение доступных ресурсов.

Для работы над проектом нам понадобились следующие материалы и оборудование: различные виды песка, пластиковые контейнеры для песка,

стол для песочной графики, настольные весы и набор гирек, пластиковые планшеты, пластмассовые совочки, магнитофон и аудиозапись «Детского альбома» П.И.Чайковского, набор бумаги для рисования, простые карандаши и фломастеры, клей-карандаш.

  1. Реализация поставленного плана.

А) Знакомство с песком и изучение его свойств.

      I этап нашего проекта,  на уроке Окружающего мира  мы  исследовали кварцевый песок и определяли свойства песка. С этой целью мы придумали игру «Теоретики и практики»:  Часть класса были теоретиками и описывали свойства песка. Затем практики проверяли  предположения теоретиков.

             Наши задания для практической работы:

  • С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки сухого и сырого песка. Дать им характеристику: цвет, форма песчинок.
  • Определить, какой наощупь сухой и сырой песок;
  • Проверить, как впитывает влагу сухой и сырой песок и растворим ли песок в воде?
  • Проверить вес одинакового объёма сухого и сырого песка;
  • Проверить сухой и сырой песок на сыпучесть;
  • Обследовать,  как  лепится сухой, сырой и совсем мокрый песок;
  • Понаблюдать, что происходит с песчаными фигурками при высыхании;
  • Проверить, может ли песок фильтровать воду;
  • Понаблюдать, как песок сохраняет тепло.

     Результаты нашего исследования мы занесли в таблицу.

 Б) Самостоятельная поисковая работа  - подбор материала о применении песка в различных видах деятельности человека.  

Дети  собрали о песке много интересного материала, который оформляли в виде докладов, и выступали с ними перед одноклассниками  (Приложение 2).

Оказывается, наша жизнь вообще невозможна без песка, ведь он необходим:

в строительстве, в производстве стекла, в сельском хозяйстве, в дорожных работах, в жилищном хозяйстве, в ландшафтном дизайне, в медицине, в спорте, в оборудовании аквариумов, в творчестве.                  

В)  Совместная творческо-исследовательская работа по применению песка в различных видах учебной деятельности.

   В ходе нашей работы над проектом, мы занимались с песком на разных уроках. Для этого отводилось 7-10 минут каждого урока. Заранее с учителем обсуждали темы предстоящих уроков и  сами предлагали упражнения с песком.   Вот как мы работали с песком на уроках:

Предмет

Виды упражнений с песком

Русский язык

Словарный диктант: учитель диктует слова. Дети на песке пальцем пишут непроверяемые гласные.

Окончания:  определить и записать на песке окончания имён прилагательных в разных падежах.

Схемы: начертить на песке схемы предложений разных видов (простых, сложных, с однородными членами).

Разбор слова по составу:  чертить на песке схемы данных слов или к данным схемам придумать и записать на песке слова.

Графический диктант:  чертить на песке схемы диктуемых слов и вписывать  в них изученные орфограммы.

Матем.

Арифметические диктанты: на песке записать ответы устных вычислений.

Геометрия: пальцем чертить на песке разные виды углов, треугольников и четырёхугольников.

Меры веса: насыпать песок в мешочки и взвешивать на настольных весах.

Чертежи-схемы: к задачам на движение.

Литер. чтение.

Выполнение рисунка-иллюстрации к прочитанному стихотворению.

Окруж.

мир.

Изучение песка, как полезного ископаемого. Знакомство с разными видами песка. Определение свойств сухого и сырого кварцевого песка.

Технол.

Песочные картинки – создавали творческие работы из готовых наборов.

Цветные бутылочки: насыпали цветной песок слоями в маленькие колбочки.

Ритмика.

Игры с песком: игры мы придумали сами и оформили альбомом. (Приложение 3).

Физкульт.

Упражнения на равновесие: ходьба с мешочком с песком на голове.

Дети очень увлеклись работой с песком и стали искать способы применения песка в самых разных видах деятельности.

Мы придумывали свои игры и упражнения с песком.

Нашли новый способ рисования песком – рисование на бумаге!

А вдохновила детей  музыка из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского, с которой  они знакомились на уроках музыки.  

  Музыка была очень красивая , никто не остался равнодушным. У каждого возникали свои образы и ощущения. Захотелось выразить свои эмоции и чувства, свой внутренний мир.

Мы пофантазировали и придумали создать песочные картинки.

 Каждый урок музыки мы слушали одно из произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского и рисовали.

Сначала делали набросок карандашом, потом смазывали клеем и посыпали песком. Мы использовали разную технологию рисования: сыпали песочек тонкой струйкой из кулачка или щепоткой, насыпали горкой и распределяли по всему рисунку.  В зависимости от характера музыки мы учились сыпать песок плавно или резкими движениями. сыпать песок по кругу, по вертикали  сверху вниз и снизу вверх, слева направо и наоборот.

    Рисунки мы выставляли на доску, рассматривали их, и каждый ребёнок рассказывал, что он почувствовал в музыке, какие эмоции и образы вызвала мелодия в его воображении.

    Было интересно, потому что одна и та же музыка рождала у всех разные фантазии.

 Работа над созданием песочных рисунков доставила ребятам огромное удовольствие. Они  научились не только слушать музыку и определять её характер, но также мы научились фантазировать, мечтать, выражать свои чувства и эмоции в рисунках.

  1. Оценка эффективности и результативности работы над проектом.

  Проектная работа оказалась для ребят очень интересной, познавательной и полезной. Как и намечалось – у ребят укрепились мышцы пальцев и кистей рук, а в результате улучшилось письмо, улучшилась работа анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного, развитие слуховых и ритмических ощущений.   Повысился познавательный интерес к музыке.

Дети стали более общительные, научились фантазировать, мечтать, выражать своё мироощущение.

  1. Продукты нашего проекта: Продуктом нашего проекта стали фотоальбомы с песочными рисунками и  пальчиковыми играми, чистоговорками и скороговорками, которые мы придумали сами.  ( печатную версию альбома «Музыка песка», выполненную по нашим работам, родители детей заказали отпечатать в типографии. Теперь у каждого ребёнка на память остался альбом с песочными рисунками )

    С проектной работой «Волшебный песок» ребята выступали на городском конкурсе проектных и исследовательских работ среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и заняли почётное второе место!

4. Заключение.

    Метод проектов – это гибкая модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированная  на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности

   Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс.

   Метод проекта в начальной школе охватывает  все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействует все аспекты жизни детей в школе и дома.

    Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

  Опыт работы с применением метода проектов позволяет утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.

5. Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. – 24 с.

2. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 2-3.

3. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы. –1995.— № 6, — с. 39 – 47.

4. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 8-11.

5. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006. – №1.

6. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование. –2005. – №2.

7. Макаров Ю. Метод проектов.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 4-7.

8. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2004.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.

10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. – 2004. – №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Проектная деятельность в обучении и развитии младших школьников.

В данной работе представлен проект на тему "Мои любимые игры и игрушки"....

Проектная деятельность в обучении младших школьников.

Что такое проект для учителя? Что такое проект для ученика? Какие общеобразовательные навыки развиваются в процессе выполнения проектов? Классификация проектов. К выступлению имеется презентация....

Проектная деятельность в обучении младших школьников

Отчет по самообразованию  "Проектная деятельность в обучении младших школьников"...

Проектная деятельность – основа обучения и развития школьников

На  современном  этапе развития образования выдвигаются новые требования к организации  учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей. Общество пост...

Проектная деятельность в обучении иностранному языку .

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у де...