Проектная деятельность в обучении и развитии младших школьников.
проект (3 класс) по теме

Фёдорова Ольга Анатольевна

В данной работе представлен проект на тему "Мои любимые игры и игрушки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_.otchyot.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

1. Тема эксперимента: Проектная деятельность в обучении и развитии младших школьников.

2. Содержание проекта. «Мои любимые игры и игрушки».

3.Актуальность проблемы.  Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

  Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерцию, телевизионные экраны наводят жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни,  потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития  школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

4.  Идея эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что мир игрушки удивительно многообразный. Что рядом живут сказка и реальность, современность и традиция. Что в игрушке отразился по-своему общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Что каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них своё мироощущение.

   Хочется показать и то, что игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны. При создании проекта постараюсь  познакомить ребят с историей развития игрушечного промысла в России, а именно с национальным сувениром «русской матрёшкой».

   Хочу,  чтобы дети поняли, что игрушки сопутствуют нам с детства, учат нас общаться, дружить, заботиться о близких, помогают узнавать окружающий мир, что игрушки нужны детям  не только для игры, а также для украшения жилища, для праздников, для театра. Познакомлю учащихся с историей создания игрушки и постараюсь показать им, что большим спросом сейчас  пользуются народные игрушки, несмотря на засилье китайских штамповок. Буду учить изготавливать их из глины, соломы, теста, меха, бумаги.    Познакомлю детей с технологией изготовления игрушек.  Идея создания  моего проекта состоит ещё и в том, чтобы дети могли  своими руками изготавливать игрушки и  дарить радость не только себе, но  и близким людям.

5. Замысел эксперимента состоит в том, чтобы воплотить эту идею на практике через уроки ИЗО технологии, классных часов с проведением бесед «История русской матрёшки», «Когда появились и как создавались кукольные театры», «История создания глиняной игрушки», «История создания куклы из соломы» (разучивание игр) внеклассных мероприятий, кружков. При этом буду использовать технологии: игровую, проектную, КСО. Всё это будет проходить с использованием групповой формы работы, индивидуальной, работа с родителями, сотрудничество с библиотекой. Всю собранную информацию собрать в одну папку.

6. Объектом эксперимента, конечно же, будут игры и игрушки. Предметом эксперимента в первую очередь будет история создания игрушек и их изготовление.

7. При создании проекта хочется показать мир детских игрушек в сравнении, исследование предметов и исследование связи времён.

8. Педагогическая цель  моего эксперимента:

В конце эксперимента хочется открыть каждого ученика как неповторимую личность, чтобы каждый ученик сумел самовыразиться, проявил оригинальность и артистизм, получил от своей работы удовольствие. При создании проекта буду развивать у них коммуникативные умения, сплачивать детский коллектив, самостоятельность, творческую активность, воспитывать коллективизм, развивать речь, воображение, фантазию.

9. Цель эксперимента, состоит в  создании моделей детской игрушки, как можно больше подобрать материала и узнать об играх и игрушках, укрепление связей с родителями, развитие коммуникативно-познавательной сферы ребёнка.

10. Задачи данного проекта: развивать умения общаться, собирать научно-популярную и художественно-публицистическую литературу об играх и игрушках, сравнивать собранный материал, развивать эстетические качества ребёнка, самостоятельность, дружеские отношения, умение работать коллективно, а также с партнером.

11. Гипотеза проекта. Это тесное взаимоотношение с родителями, библиотекой. Хочется реализовать исследовательскую деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий, коммуникативных навыков, через компетентностный подход.

12. Средства оценивания результатов

 Результаты проекта будут оцениваться с помощью тестов, анкет, бесед. При создании проекта будет оцениваться уровень коммуникативных навыков, познавательных навыков, комфортности, работа с источниками информации.

Критерии оценки проекта.

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем
  • Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов
  • Актуальность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
  • Коллективный характер принимаемых решений
  • Характер общения и взаимопомощи участников проекта
  • Умение аргументировать свои заключения, выводы
  • Эстетика оформления результатов проекта

13. Эксперимент будет продолжаться в течении года. Какие отрицательные последствия могут замедлить темп работы. Это не все дети и их родители будут добросовестно относиться к своей работе.

14. Этапы эксперимента:

Подготовительный. Представление проблемной ситуации

  • Опрос старших (разных поколений) в какие игры и игрушки играли в детстве.
  • Рассказы учащихся о своих любимых игрушках.
  • Подбор материала об игрушках.
  • Ознакомление с историей создания игрушек.

Практический

  • Тестирование
  • Изготовление игрушек руками учащихся.
  • Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
  • Дискуссии, сбор и обработка данных

Итоговый.

  • Оформление результатов проектной деятельности
  • Защита проекта, дискуссия.
  • Самооценка.

15. Способы коррекции.

За работу каждый ученик будет поощряться, стимулироваться.

16. Состав участников эксперимента.

 В эксперименте будут участвовать учащиеся 1-4 классов, родители, библиотекарь.

17. Обязанность.

 Дети будут отвечать за подбор материала, его оформление, а учитель за организацию проведения эксперимента.

18. База эксперимента.

Учащиеся 1-4 классов

19. Тип эксперимента: поисковый, формирующий.

20. Статус эксперимента -  внутрешкольный, индивидуальный, коллективный.

21.Форма представления результатов. Проведение родительского собрания, где пройдёт защита проекта. Ребята представят весь собранный материал по данной теме. (В виде отчёта)

1. Выступления детей.

2. Обсуждение вопросов и ответы по теме.

3. Подведение итогов прослушанных работ, выбор лучших.

22.Методическая литература при создании проекта: журнал «Начальная школа», Интернет, библиотека.

Реализация проекта.

Мероприятия

Степень реализации

Действия

Внеклассное занятие

подготовка

  1. Изготовление кукольного театра по сказке «Теремок»
  2. Распределение ролей участникам театрализованного представления по инсценированию русской народной сказки.
  3. Чтение детьми произведений.
  4. Разучивание игр.

Уроки  и кружки

  1. На уроках технологии и кружке «Умелые ручки» ребята шили мягкие игрушки, изготовляли игрушки из глины, создавали русскую игрушку коллаж «Матрёшка», также дети лепили игрушки из солёного текста.
  2. На уроках ИЗО ребята занимались росписью игрушек из теста и глины, также рисовали свою любимую игрушку, которую принесли на урок.
  3. На уроке русского языка дети писали сочинение «Моя любимая игрушка»

Классные часы и внеурочная деятельность

На классных часах и во внеурочной деятельности были проведены беседы:

 1. «В какие игры, и  какими игрушками играли наши бабушки и дедушки».

2.  «История русской матрёшки».

 3. «История создания глиняной игрушки».

4. «История куклы».

5. «История создания игрушек в России и за её пределами».

6. «Когда появились и как создавались кукольные театры».

7 «Беседа об изготовлении игрушек из различных материалов»

 

  1. Провести:
  1. «О развитии игрушечного промысла в России».
  2. «Дымковская игрушка». Кукла.
  3. «Из истории мягкой игрушки».
  4. «Развивающие игры»

Подбор материала: библиотека, Интернет.

Учащиеся сочиняют и подбирают сказки стихи, загадки, песенки, потешки, игры-забавы, произведения декоративно-прикладного искусства, картинки, сообщения, литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников

Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ  Драгункина Надежда Ге...

« Проектная деятельность - метод организации обучения и развития младших школьников»

Статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной системе, чтобы добиться высокого результата в обучении, научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современный выпускник школы должен обладать такими знаниями, которые необходимы ему для успешной адаптации в обществе. Овладеть этими знаниями ему помогают инновационные педагогические практики, напри...

Проектная деятельность – основа обучения и развития школьников

На  современном  этапе развития образования выдвигаются новые требования к организации  учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей. Общество пост...

СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.

В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....

Методическая работа "«Проектная деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках технологии»

      В начальной и средней школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их схо...