« Проектная деятельность - метод организации обучения и развития младших школьников»
статья по теме

Терехова Лидия Павловна

Статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной системе, чтобы добиться высокого результата в обучении, научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно - технологические умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 99476_proektnaya_deyatelnost.docx228.67 КБ

Предварительный просмотр:

« Проектная деятельность - метод организации   обучения и развития младших школьников»

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно - технологические умения.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только  содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Задача современного образования- формирование таких качеств личности как способность к творческому  мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно  свободной личности, формирование у детей способности у детей самостоятельно мыслить , добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Проектная деятельность - полезная альтернатива классно –урочной системе, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и личностном смысле, и в академическом.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком нового материала решения учебных задач, так и уроком закрепления и отработки решения учебных задач.

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого - физиологические особенности младших школьников.   Темы проектов данного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, так как наглядно - образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство к окружающему миру подталкивает учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала, используется для организации проектной деятельности. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта- 1-2 недели.

 Для того,  чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся, необходимо провести подготовительную работу.

А именно:

- приступая к работе, ученик должен быть  вооружён необходимыми умениями и навыками (стартовые  ЗУН);

- в рамках традиционных уроков, совместно  с учащимися выполняются практические задания, групповые работы, в том числе  и с ролевым распределением в группе;

- проводится совместный поиск дополнительной литературы;

- учить детей  давать самооценку и самоанализ;

-  обеспечивается заинтересованность детей в работе над проектом- мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно ещё на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой, практической и социальной пользой.

Организуя работу с детьми над проектом, учитель должен всегда стараться придерживаться правил, без которых высокого качества выполняемой работы не получится.

Учитель должен:

-стараться подходить ко всему творчески;

- стремиться развивать в каждом ребёнке его индивидуальность;

-меньше заниматься наставлениями, а помогать учащимся  действовать независимо;

- не делать за них то, что могут они сделать сами;

-обучать не мыслям, а мышлению;

-чаще похваливать, реже назидать;

- учить детей самостоятельно  анализировать получаемую ими информацию.

На уроках русского языка в 4классе, изучив достаточное количество словарных слов (слов, написание которых необходимо запомнить), мы начали работать над проектом  «Этимологический словарик». Проект предназначен для коллективного создания учащимися  словаря в процессе творческой деятельности.

Работа над этим проектом включила следующие этапы:

- постановка цели: выявление проблемы, формирование задачи;

- обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предлагаемых

стратегий, выбор способов;

-продумывание хода деятельности, распределение обязанностей по группам.

Работа в группах позволяет детям получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт эффект  включенности  в общую работу класса. При организации работы в группах  я всегда учитываю личностные характеристики учащихся и  степень их самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

- исследование,  поиск дополнительной литературы, решение конкретных задач;

- обобщение результатов, выводы;

- анализ успехов и ошибок.

В проектном обучении ценны не только результаты, но и в ещё большей степени сам процесс.

В ходе исследования   и обсуждения проекта мы с ребятами пришли к единому мнению: этот первый в жизни ученика начальной школы словарик поможет понять, как возникли те или иные слова, используемые нами  в устной и письменной речи. Зная историю происхождения слов, осмысливая их значение, мы начнём понимать, почему так, а не иначе пишется и произносится то или иное слово.  Словарик поможет понять особенности правописание многих слов русского языка, научит правильно употреблять их в речи.

В ходе погружения в проект, дети  работают с научной литературой, составляют словари - справочники, учатся кратко излагать свои мысли, анализировать.

Роль учителя - направлять процесс поиска информации. Предлагать различные варианты и способы, осуществлять косвенное руководство, создавать чувство успеха.

Наблюдения за ходом  и результатом работы учащихся показали следующее:

1. Учащиеся были заинтересованы ходом и результатом своей работы.

2. Ребята узнали и запомнили много слов.

3. Многие ребята  проявили в работе над проектом творческий подход, ответственность, умение самовыражения.

Страничка словарика:

                                 Арбуз - арбузы. Слово-чужестранец.

                                 В русском языке известно с 15 века.

                                  Пришло к нам из татарского языка.

                                 Аптека - аптеки. Первоначальная форма

                                 слова-апотека.

                                 Слово греческое.  Значение-склад.

                                 В русский язык пришло из польского

                                 примерно  4 века  назад.

                                 Алфавит - алфавиты. Слово-чужестранец.

                                Это сложение двух первых букв греческой

                                Азбуки - альфа и бета ( по –гречески вита),

                                отсюда - «алфавит».

Презентация учебных проектов - это праздничное мероприятие, на котором подводятся итоги проектной деятельности. Каждый участник получает или грамоту, или призы и ценные подарки.

Таким образом,  метод проекта оказался эффективной формой обогащения словарного запаса младших школьников.

Использованная литература

1. Голуб Г.Б. Чуракова О. В.   Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Самара. Издательство « Профи» 2003год.

2. Землянская Е.Н. Учебные проекты в подготовке школьника./ Народное образование №1 2006 год.

3. Журнал « Начальная школа» №1 2006 год.

4. Материалы интернета раздел « Преподавание в начальной школе».

5. Бычков А.В. « Метод проектов в современной школе» / Москва 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

Проектная деятельность в обучении и развитии младших школьников.

В данной работе представлен проект на тему "Мои любимые игры и игрушки"....

Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников

Статья "Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников"...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Предлагаемые  в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов  в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...

Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.

Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...