Методические портфолио
презентация к уроку на тему

Прядкина Ольга Васильевна

В работе описана моя методика преподавания, которая основана на современных требованиях ФГОС и является результатом моей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_portfolio_obyasnitelnaya_zapiska.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснительная записка к методическому портфолио Прядкиной О.В.

Опыт моей педагогической деятельности сформировался на базе МАОУ «СШ № 37» города Хабаровска.  В данной школе работаю   с 1998 года. Общий стаж педагогической деятельности составляет 18 лет.

В настоящей работе  опишу свою методику преподавания, которая, во-первых, основывается на современных требованиях образовательного стандарта, а во-вторых, является результатом разработок, которые я определила для себя в процессе трудовой деятельности.

В ходе учебно-воспитательной деятельности я столкнулась с противоречием, которое заключается в том, что с одной стороны, ученики, имеют достаточный уровень знаний, а с другой -  не умеют применять эти знания в реальных ситуациях, с которыми каждый из них сталкивается постоянно.

Отсюда была определена проблема обучения – как помочь детям не только улучшить процесс усвоения учебного материала, но и способствовать тому, чтобы они могли легко применять этот материал на практике, повысив их самостоятельность.

Именно осознание этой проблемы и подтолкнуло меня на создание более эффективной и результативной методики обучения.

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования  через продуктивное использование современных образовательных ресурсов, инновационных технологий и средств. 

Процессы преобразований, происходящие в образовании, требуют от учителей переосмысления профессиональной деятельности, ее ориентацию на реализацию инновационных направлений. Инновационные ресурсы организации урока не должны рассматриваться как альтернативные традиционному подходу к обучению. Речь идёт о смене приоритетов усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей,  с использованием компетентностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Осмысление инновационных ресурсов современного урока является одним из условий достижения нового качества образования.

Ресурсы – это условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека

           Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности преподавателя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

Ресурс времени. Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению коллег, является недостаток времени на уроке. На мой взгляд, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели:

1. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок во время урока.

2. Выяснение причин опозданий обучающихся никакой практической пользы для достижения целей урока не имеет. Кроме того, оправдываться - достаточно унизительно.

3.Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку (как материально - отсутствие учебника, пособия, тетради, линейки и др., так и по содержанию) не помогает им обрести необходимые знания.

4. Гадание над журналом: "Кто пойдет к доске?" Это показатель того, что учитель недостаточно качественно спланировал урок.

5. Требования вставать для произнесения реплики. Встать, сказать слово (предложение) и сесть - весьма расточительно по времени.

8. Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. Ребенок выставляется перед классом не с лучшей стороны, что влияет как на его самооценку, оценку его одноклассниками, так и на его отношение к учителю и к предмету. Таким детям предоставляю возможность ответить во внеурочное время или на уроке один на один с учителем (например, в период групповой работы класса).  Предупреждаю ученика лично заранее о предстоящем выступлении перед классом по конкретному вопросу.

Здоровьесберегающие  ресурсы.

Учебный процесс организую в условиях, отвечающих требованиям СанПиН. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.  Поэтому считаю необходимым применять определенные  меры по охране и укреплению здоровья учащихся, принимая во внимание все аспекты здоровья.

Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается то, как мы получаем информацию, знание того, где можно использовать нужную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Необходимо умение извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в социуме и взаимодействие с окружающими.  Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше “Я” (“Я” - это та часть личности человека, которой необходимо осознание себя как личности в социуме. Духовный аспект здоровья - этот аспект иллюстрирует стебель и стержень цветка, так как духовное здоровье имеет большое значение для человека. Он отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов здоровья, и составить свое отношение к ним.

В работе с детьми учитываю важность каждого из аспектов здоровья, их взаимосвязь между собой. Каждый в отдельности влияет на все остальные.  Создаю условия для рационального сочетания труда и отдыха обучающихся, формирую мотивацию  к здоровому образу жизни, культуре здоровья и питания.

Мотивационный ресурс. Что такое мотивация? Это двигатель всего на планете. Если у нас нет мотива, у нас нет и действия.

Стараюсь  обеспечивать высокое качество образования формированием и поддержанием на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников. Для создания атмосферы учения делаю урок более привлекательным, создаю психологически комфортные условия в процессе обучения, связываю учебную информацию с жизненным опытом.

Свою работу организую на основе системно-деятельностного подхода. Системно – деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Каждый ученик должен овладеть универсальными учебными действиями: коммуникативными, регулятивными, познавательными и личностными.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным. Обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

В своей педагогической деятельности активно использую:

  • проектные технологии;
  •  технологии организации учебно-исследовательской деятельности;
  •  технологии уровневой дифференциации;
  • технологии развивающего обучения на основе учебных ситуаций;

-   технология продуктивного чтения;

  • технологии развития критического мышления.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повысить качество образования, более эффективным считаю информационно-коммуникационные технологии, что дает возможность учащимся получить полную информацию по теме. В кабинете имею интерактивную доску, электронные учебники, которые использую в учебном процессе.

Для себя я выработала определенные подходы к конструированию уроков.

1. Целевая установка при подготовке к уроку – не просто «дать образование», а «образование как самореализация».

2. Действую по принципу продуктивности (системно-деятельностный подход в обучении).

3. Придерживаюсь реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.

4. При подготовке к уроку ориентируюсь на продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока. Таким образом пытаюсь создать информационно-коммуникационную образовательную среду.

5. Методика проведения урока отражает внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии (осознание учениками выполненной деятельности).

Несколько лет практикую индивидуальную систему контроля результатов (оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой). Еще одной инновацией является введение ученического портфолио.

Опыт моей педагогической деятельности приносит и свои успехи. В настоящей презентации приведены результаты моей деятельности.

Таким образом, сделаю вывод, что именно коммуникация и сотрудничество в условиях использования инноваций способствуют достижению высокого обучающего эффекта, а также являются универсальными навыками, способствующими успешной адаптации человека в быстро изменяющемся  мире. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический портфолио

Методический портфолио учителя Недоводиевой Г.В.  Работаю по УМК "Начальная школа ХХI века"...

Методическое портфолио

Методическое портфолио...

Методическое портфолио

компьютерная презентация с объяснительной запиской...

Методическое портфолио

Образовательные технологии...

Методическое портфолио

Методическое портфолио...

презентация к заочному этапу конкурса "Методическое портфолио" "Методическая система как основа повышения качества образования"

презентация к  заочному этапу конкурса "Методическое портфолио"  "Методическая система как основа повышения качества образования"...