Методическое портфолио
статья на тему

Гакаме Эльмира Арамбиевна

компьютерная презентация с объяснительной запиской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье - быть полезным людям,
Учить Его Величество народ!
Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет -
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.
                                                       Г. Крупин

Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания.

И сейчас, и тогда в юности, примером для меня,  как Учитель с большой буквы  была и остается дорогой и близкий мне человек,  мой классный руководитель и учитель немецкого языка СОШ №2 г. Адыгейска  Шантыз Бэлла Рамазановна.  Я до сих пор  слышу ее спокойный ровный голос на уроках при объяснении материала, но чаще беседы, участие в многочисленных  классных и школьных мероприятиях, когда она могла, как казалось мне, легко и просто, одним взглядом, жестом, словом рассеять наши сомнения, тревоги.

И потому, выйдя за порог любимой школы, у меня не было сомнений в выборе профессии. Успешно закончив  Адыгейское  педагогическое училище,   трудовую биографию начала  в  Тугургойской НСШ №17. Не передать  того, что чувствовала  в то время, какие эмоции переполняли мою душу: это  знакомство с коллегами,   первые ученики,  которых  я впервые вела в кабинет свой первый в жизни класс.  Постепенно я влилась в школьную жизнь, нашла подход к детям и коллегам. Но наша жизнь устроена так, что мы не знаем, что может произойти завтра….

Отработав 12 лет в Тугургойской школе, я перевелась  в начальную школу города Адыгейска. Мне поручили вести 3-й класс. Было трудно привыкать к тому, что в сельской  неполной школе обучала всего 5 детей, а здесь в пять раз больше. Но трудности преодолимы, они закаляют характер человека.

Вот уже двадцать лет я работаю в школе с детьми. Это  годы бесконечного  творческого  поиска, открытий,  впечатлений,  раздумий, сомнений, которые перевернули всю мою жизнь.  Все это  время  я продолжаю учиться сама вместе со своими учениками.

Часто я стала размышлять: «Кто такой учитель?» Ответить на этот вопрос, казалось бы, просто: это человек, который передаёт другим какие-либо знания. Но вот достаточно ли этого? Ведь в наш прогрессивный век знания можно получить из многочисленных источников: из книг, научных фильмов, с помощью интернета. Так может быть наша профессия станет не нужной?  Конечно же, нет! Потому что задача учителя не только передавать азы науки. Главная задача   педагога - привить ребёнку любовь к «жажде» познаний, научить его, словно опытный тренер, шаг за шагом, терпеливо преодолевая трудности, уверенно идти по лабиринтам загадочной и удивительной страны Знаний. Я счастлива тем, что иду в ногу с современностью, учу детей тому, что человеческое общение нельзя заменить ничем.  

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.  Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств.   Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Если это у моих ребятишек получается – я счастлива.

Понимаю всю ответственность своей миссии. Но ребенок не только готовится к жизни, а уже живет... Отсюда и принцип, который явился стержнем моей работы: развивать и воспитывать в ребенке жизнь. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь помогает прорасти каждому зерну, так и моя цель, как учителя – развивать способности каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это потребует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства.

Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для меня необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться,  дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Для этого я строю свои уроки так, чтобы детям было комфортно. Ведь именно тогда ребенку интересно, когда он уверен в себе, он становится активным участником учебного - воспитательного процесса. Одна из важнейших задач в моей работе научить детей общаться. Современные дети не умеют играть. Это,  на мой взгляд, влияние компьютерных игр. Все чаще можно увидеть ребенка наедине с компьютером, а не с живым собеседником. Общение в группе сплачивает коллектив, развивает внимание и уважение к другим. Проблемное обучение и развивающее обучение - способы повышения качества обучения.

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –  интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.

Мой принцип – воспитание нравственной и духовной культуры человека. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.  Чтобы восполнить этот пробел, я  придаю важное значение патриотическому воспитанию.

9 Мая - самый важный и почитаемый праздник, объединяющий все поколения. В  нашей школе стало  доброй  традицией  проводить накануне Дня Победы  мероприятия, посвященные этой дате. Это классные часы, литературные чтения, беседы.  Особенно широко и масштабно они проходят в нынешний год 70-летия Великой  Победы.  Дети с большим  интересом слушают на встречах рассказы о войне из уст самих ветеранов Великой Отечественной войны. В учебниках благодатный материал для воспитания  гордости за наш народ, за нашу  страну, которая выстояла, несмотря на все войны.

Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры.  Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Затронув эту тему, не могу не сказать о нашем клубе «Юных Экологов».  Наш класс уже который год агитирует всех быть терпимее к природе. Дети сами делают агитационные плакаты, книжки-обращения  Земли к людям, животных к людям, различные макеты.

В рамках реализации программы «Школа здоровья и счастья» наш класс ежегодно выезжает в республиканский лечебно-реабилитационный центр «Шапсуг». Здесь созданы оптимальные условия и для лечения и для обучения. К тому же дети становятся сплоченнее, дружнее. В прошлом году я брала вместе с первоклассниками с собой и моих выпускников. Они с интересом и пользой провели это время. У нас было много времени для творчества и учебы.

Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – следующий принцип моей педагогической деятельности.
Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого такого ученика и вижу свою роль.

И, размышляя над своей работой, я снова и снова ищу ответ на главный вопрос: как поддержать в ребенке желание познавать мир, желание учиться? Стараюсь все время находиться не  над, а рядом с ребенком и это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самопознания. Стараюсь, чтобы вся моя учебно-воспитательная работа была диалогом уважающих друг друга людей – учителя и учеников. А это значит, что и дети, в свою очередь, чувствуют себя на уроке свободными, не боятся высказывать свое мнение и при этом прислушиваются к мнению других.  Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.

Таковы мои педагогические принципы. Может они очень просты? Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

За 20 лет работы было всё: слёзы от обиды и осознания собственного бессилия, бессонные ночи над тетрадями и планами, непонимание  родных.  Но утром, идя в школу, представляешь, что вот сейчас  ребята встретят тебя у двери, улыбнутся своей очаровательной улыбкой и скажут: «Здравствуйте, Эльмира  Арамбиевна!». И  убеждаюсь, да, я на своем месте!

За годы работы в школе убедилась: в педагогике нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не существует похожих учителей, и это, на мой взгляд, очень хорошо.  Да, учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы. И тогда в наших сердцах поселяться и спокойствие, и вера, и любовь.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Эссе на тему:

Работа учителя

 МБОУ «СОШ №1»

 г. Адыгейска

Гакаме Эльмиры Арамбиевны

Адыгейск, 2015г.



Предварительный просмотр:

Формирование экологической грамотности младших школьников через личностно-ориентированный подход в обучении.

Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно - нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС. Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.

Актуальность опыта. Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.  «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития», - отмечено в   концепции Модернизации российского образования.

Противоречия: Основное противоречие лежит в самой деятельности учителя - это большой объём информации необходимый для передачи знаний с одной стороны и острый дефицит времени - с другой. Следствие всего этого мы видим в потребительском, порой даже варварском, безответственном отношении людей к природе родного края. Всё это происходит из-за низкого, несформированного уровня экологической культуры и грамотности местного населения, и, прежде всего учащихся наших школ.

Проблема: Все эти противоречия заставили меня задуматься и поставить проблемный вопрос. Как, в таких жёстких условиях нынешней реальности, найти выход из сложившегося положения и создать такую систему экологического воспитания и образования, при которой будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры. Вместе с тем, как показывает практика, все более обнаруживает себя противоречие между объективно растущими требованиями общества к личности в контексте отношений «человек — природа» и уровнем формирования экологически грамотной личности.

На мой взгляд, необходимо личностное принятие учеником базовых экологических ценностей. Поэтому в экологическом образовании учащихся нужен подход, где сделана установка на личность ученика, на личностное присвоение им экологических ценностей и ориентиров.  Наиболее полно и убедительно, на мой взгляд, проблемы личностно-ориентированного образования и обучения разрабатываются И.С. Якиманской, идеи которой легли в основу моей работы по экологическому воспитанию. И.С.Якиманской сформулированы принципы, в полной мере отражающие  философию личностно-ориентированного образования и обучения.

  1. Каждый ребенок уникален и неповторим в сочетании своих индивидуальных проявлений.
  2. Школа должна не  вооружить знаниями, умениями и навыками, а посредством их развить ученика как индивидуальность, создать благоприятные условия для развития его способностей.
  3. Школа должна изучить, проявить, развить личность каждого ученика.

Целью моего опыта является формирование экологической воспитанности у учащихся начальных классов. Известные методисты В.П.Горощенко и И.А.Степанов определяют уровень экологической культуры по такому показателю, как наличие знаний, по следующим критериям:

Высокий уровень экологической культуры характеризуется следующим: дети дают полные правильные ответы на вопросы экологического содержания, устанавливают причинно- следственные связи между объектами природы; эмоционально-положительное, ответственное отношение.

Средний уровень экологической культуры: не всегда понятна необходимость выполнения заданий; недостаточно полные ответы на вопросы; школьник демонстрирует умение устанавливать некоторые связи между предметами природы; допускает минимум ошибок; положительное отношение.

Низкий уровень экологической культуры: ребёнок не ориентируется в вопросе; ответы чаще не по теме; ребёнок затрудняется в правильности устанавливать причинно-следственные связи; отношение эмоционально-положительное, плакатное («не рвать», «не шуметь», «ухаживать»), не проявляют интереса к вопросам экологии.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработан план мероприятий по экологии. Создан  уголок  природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием. Сформирована картотека  экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною,  в программе Рower Рoint,  создана серия презентаций, которая  помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию. По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «День земли», «Памятники Адыгеи», «Прилет скворцов», «Защитим лес», «Птицы  весной».

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для  реализации этой цели разработала перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Моя задача, как учителя начальных классов, научить детей быть чуткими к природе, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства.  Вот уже на протяжении двух лет мой класс состоит в кружке «Юные  экологи» под моим руководством.  Много лет  агитируем всех жителей города Адыгейска быть терпимее к природе. Наш экологический кружок ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов.

Деятельность школьного экологического кружка «Юные экологи» ведется путем реализации разного уровня проектов и акций: «Выращиваем лук», «Птицы – наши друзья», «Добрая зима – птицам» (подкормка зимующих птиц), акция «Возвращенный лес»  (сбор макулатуры), макеты «Сохраним Землю», «Цветочная поляна».

Одним из видов этой работы является проектная деятельность, которая ставит учащегося в условия, в которых он во взаимодействии с другими осваивает все компоненты учебной деятельности.  С начала  и до окончания учебного года каждый ученик  начинает работать над своим индивидуальным проектом.  Это могут быть проекты по теме «Животные нашей местности», «Деревья и кустарники» и т.д.  За все время каждый ученик наблюдает за изменениями, происходящими в природе, записывает, фотографирует. И в мае мы собираем творческие проекты, обсуждаем и  анализируем.  Конечными результатами проектной деятельности могут   быть еще гербарии, книжки-обращения: «SOS», «Жалобная книга животных», наглядные пособия, фотоальбом, справочник, мультимедийная презентация, газета, плакат, план и многое другое.  Данный метод я успешно использую для решения проблем экологического воспитания школьников.

Следует отметить, что я стараюсь их увлечь темой, поиском, общей атмосферой исследовательской деятельности, оказывать ребятам конкретную помощь на всех этапах исследовательского проекта последовательно. Это, как правило, дает свои результаты: достижения есть у всех, но они, естественно, разные. Очень близка  мне в этой связи мысль выдающегося ученого А.Н.Колмогорова: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе и важнейшим мотивом охраны природы является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. В то же время, на уроках трудового обучения и окружающего мира часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Когда я познакомилась с технологией критического мышления,  стала планировать урок так, чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает учащийся, а на то, насколько развиты его «сила ума» ,наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Ниже приведу несколько примеров применения технологии критического мышления.

Так, на уроках часто применяю прием «Кластер» 

Работа в группах «Мозговой штурм»:

Что влияет на загрязнение окружающей среды?

(транспорт, отопление домов, промышленное загрязнение…)

Стараюсь на уроках создавать проблемные ситуации.  Например:

Проблема:

Для ускорения таяния льда и снега тротуары и дороги часто посыпают поваренной солью. Как по-другому можно решить данную проблему?

Одна группа выясняет последствия, другая находит решение проблемы. Групповая работа сплачивает коллектив, учить уважению друг к другу.

Последствия:

1.        Весной соль попадает в почву, что отрицательно влияет на состояние растений.

2.        Кроме того, это усиливает коррозию деталей автомобилей.

3.        Соль, высыхая на тротуарах и проезжей части, измельчается колесами и смешивается с пылью, усиливая ее аллергенную опасность.

Предлагаемое решение:

Можно использовать природные материалы, например, песок или опилки.

В итоге применения личностно-ориентированного подхода значительно увеличивается качество улучшения образовательного процесса.  

В начале первого учебного года был проведен первый  эксперимент, направленный на выявление исходного уровня экологической культуры у первоклассников. Для этого было проведено анкетирование учащихся 1 «Г» класса МБОУ «СОШ №1». Результаты проведенного анкетирования показали, что уровень развития экологической культуры учащихся 1 класса низкий, что позволяет провести мне дальнейшую внеклассную работу по развитию экологической культуры учащихся данного класса. Чтобы повысить уровень экологических  знаний учащихся мной  были разработаны и проведены  ряд внеклассных занятий с учетом возрастных особенностей детей и с учетом проведения внеклассных форм работы, предусматривающие различную экологическую познавательную деятельность.

После формирующего эксперимента было вновь проведено анкетирование учащихся  уже 2 «Г» класса, которое имело своей целью выявить, насколько эффективна была проведенная работа. Результаты повторного анкетирования показали, что уровень экологической культуры учащихся значительно повысился, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Это говорит о том, что внесение нами новизны, а именно - проведение внеклассных занятий с экологической направленностью, помогло лучше усвоить материал учащимися, у них повысилось качество знаний.

Таким образом, контрольный эксперимент, его результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что повышение уровня экологической культуры учащихся младшего школьного возраста может быть эффективным при соблюдении рассмотренных условий.

Считаю, что в результате проделанной мною работы, есть положительные результаты:

- сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с  учащимися начальных  классов по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, я смогу воспитать экологически грамотного человека.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие в формировании экологической культуры учащихся.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гакаме Эльмира Арамбиевна Образование – высшее Окончила - АПУ в 1994г., АГУ - 2000 г. Должность – учитель начальных классов Стаж работы- 20 лет Место работы- МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска «Найти в ребенке изюминку, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать».

Слайд 2

Опыт формирования экологической грамотности младших школьников через личносто-ориентированный подход в обучении. Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим… Д.М. Кайгородов

Слайд 3

Актуальность Понижение у современных обучающихся уровня познавательного интереса к обучению – вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей. Снижение у современных обучающихся общего уровня экологической культуры. Проблема Наше подрастающее поколение не обладает высокой экологической культурой, имея знания теоретического материала, не умеет применить их на практике и повседневной жизни. Опыт эмоциональных переживаний позволит сформировать у школьников ответственное и бережное отношение к среде обитания - от собственного подъезда, двора, улицы, пришкольного участка до экологических проблем района, города и т.д. Это позволит судить о подлинной нравственности, а значит, и об экологической культуре школьника. Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Слайд 4

Противоречия - проблема изменения структуры мышления в сторону экологического, формирования целостной картины мира и сведением экологического воспитания к ознакомлению с природой - большой объём информации необходимый для передачи знаний - необходимость повышения уровня экологического развития у младших школьников и недостаточной технологической проработки этого процесса в условиях традиционного обучения - острый дефицит времени

Слайд 5

ЦЕЛИ УРОКА (в сравнении ) ТРАДИЦИОННЫЕ 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми 5. Планирует и направляет детскую деятельность по определенному руслу 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых НЕТРАДИЦИОННЫЕ 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Слайд 6

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА Личностно-ориентированный урок - это постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание (т.е. «окультурить») и тем самым добиться усвоения материала. Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он требует учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно-потребностные особенности каждого ученика... Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются. Обращение к процессуальной стороне освоения, т.е. к тому, как учится ученик и как он сотрудничает с учителем (одноклассниками), является основной ценностью личностно-ориентированного урока. Функция учителя не столько авторитарная, сколько рекомендательная. Учитель вместе с учащимися ищет и находит наиболее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные высказывания и находки, анализирует несостоятельные попытки, стимулирует учащихся к осознанию своих ошибок, их причин, обсуждает меры их устранения и т.п. Способ учебной работы приобретается учеником самостоятельно. Способ отражает эмоционально-потребностное отношение ученика к приобретению знаний; овладение системой действий (операций), обеспечивающих выполнение заданий; волевую регуляцию, включающую рефлексию на результат и процесс своей работы. ... способ не вводится учителем в готовом виде, а создается самим учеником в результате его опыта преобразования учебного материала, рекомендуемых ему учителем средств работы.

Слайд 7

Цель Формирование экологической грамотности в процессе изучения окружающего мира и во внеклассной работе, ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека. Методы исследования: Изучение и анализ психолого-педагогической литературы; Изучение и анализ программ по данной проблеме исследования; Педагогическое наблюдение; Анкетирование учащихся. Задачи Координировать практическую деятельность обучающихся по изучению и оценке состояния окружающей среды, с соблюдением процесса преемственности; Разнообразить формы работы с обучающимися с привлечением их исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу; Воспитывать доброту и ответственное отношение к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Слайд 8

Условия возникновения и становления педагогического опыта

Слайд 9

Межпредметная связь экологического воспитания Экологическое воспитание русский язык математика чтение технология изо

Слайд 10

Формы,методы и приемы реализации проекта Беседа Внеклассныемероприятия Проблемный подход Игра Проектная деятельность ИКТ Экскурсия Современные технологии Ситуация успеха Здоровьесберегающие технологии

Слайд 12

Театральная деятельность как особая форма жизни ребенка ценна своим интегративным содержанием

Слайд 13

Анкета для учащихся 2 «Г» класса Комплексная анкета для выявления экологической культуры учащихся Знаешь ли ты, что такое экология? Запиши, как ты это понимаешь. Что ты слышал об этой науке? Что такое полезные ископаемые? С какой целью человек добывает полезные ископаемые, где он их использует? Как человек рационально использует полезные ископаемые? Какие ты знаешь растения? Какие растения охраняются на территории Адыгеи? Каких животных ты знаешь? Какие животные охраняются на территории Республики Адыгея? . ; Знаешь ли ты Красную книгу? С какой целью она издана? Запиши правила поведения человека в природе.

Слайд 14

Уровень развития Количество верных ответов Количество учащихся (человек) Количество учащихся (%) Высокий 6-9 18 70% Средний 4-5 4 16% Низкий 1-3 2 8% Уровень экологической культуры учащихся 1 «Г» класса в результате анкетирования (2013-2014 уч.г.) Уровень развития Количество верных ответов Количество учащихся (человек) Количество учащихся (%) Высокий 6-9 10 40 % Средний 4-5 9 36% Низкий 1-3 6 24% Уровень экологической культуры учащихся 2 «Г» класса (2014-2015 уч.г.)

Слайд 15

В ходе работы над темой учебника я применяю технологию проблемного диалога и продуктивного чтения, включаю в содержание урока упражнения творческого характера, создаю условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков, провожу соревнования между парами и группами учащихся, учитываю индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости и добиваюсь осознанного усвоения нового материала.

Слайд 16

Проект «Выращиваем лук»

Слайд 17

Наблюдения в природе дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Слайд 18

Ожидаемые результаты повышение мотивации обучения; знание экологических понятий; знание экологических проблем своего города, республики; умение анализировать разнообразные экологические ситуации; приобретение практических навыков экологически грамотного поведения в окружающей их природной среде; использование обучающимися практических навыков для экологических исследований и наблюдений; умение работать в коллективе; умение работать с полученной информацией.

Слайд 19

Адресная направленность: разработанная методика классных и внеклассных мероприятий может быть использована учителями начальных классов , а также родителями для повышения экологических знаний. Трудоёмкость опыта заключается в использовании дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, диагностических карт и в подборе необходимых источников информации. Работа требует больших временных затрат на системное планирование и осуществление работы.

Слайд 20

Бурова Л. И. Экологическая практика учащихся начальной школы : организация и содержание // Начальная школа. - 2009. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. - 2009. Зотова Н. С. О междисциплинарной интеграции учебно-воспитательного процесса в формировании экологической культуры младших школьников // Дидакт. – 2002. Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления //Начальная школа. - 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический портфолио

Методический портфолио учителя Недоводиевой Г.В.  Работаю по УМК "Начальная школа ХХI века"...

Методическое портфолио

Методическое портфолио...

Методическое портфолио

Образовательные технологии...

Методическое портфолио

Методическое портфолио...

Методические портфолио

В работе описана моя методика преподавания, которая основана на современных требованиях ФГОС и является результатом моей деятельности...

презентация к заочному этапу конкурса "Методическое портфолио" "Методическая система как основа повышения качества образования"

презентация к  заочному этапу конкурса "Методическое портфолио"  "Методическая система как основа повышения качества образования"...