Использование информационных технологий на уроках в начальной школе при реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему

Федько Анна Николаевна

Использование информационных технологий на уроках в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_mo.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

информационных технологий

на уроках в начальной школе

при реализации ФГОС

                               Подготовила

                                                           учитель начальных классов

                                      МБОУ СОШ№6

                              Федько А.Н.

                                         

Ноябрь 2017г.


    Начальная школа – это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на работу учителя начальных классов. Наша задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Вот почему для себя считаю очень важным «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе при реализации ФГОС»

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

     Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

    Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. На мой взгляд, в качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.

     Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Каждый учитель осознает, что новые информационные  технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:

- расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется - возможность более углубленно изучить тот или иной материал;

- разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;

- возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся, а следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета

Использование ИКТ на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, оптимизировать учебный процесс, тем самым оживить урок и сделать его доступным для восприятия.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

    Применение ИКТ на уроках:

  • усиливает положительную мотивацию обучения,
  • активизирует познавательную деятельность учащихся.
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

   Таким образом, всё это способствует повышению качества образования детей.

.Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки:

  • на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке;
  • даёт возможность индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

      В своей работе использую следующие компьютерные программы: учебные, тренажёры, контролирущие, демонстрационные, справочно-информационные, мультимедийные. Применяю их на уроках объяснения и закрепления, повторения и систематизации, оценки и проверки знаний.

На уроках литературного чтения использую презентации при знакомстве детей с биографией, творчеством автора.

           На уроках русского языка– показываю мультимедийные презентации, создаю таблицы и опорные схемы. Удобно подбирать материал к урокам по развитию речи.

         На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, подбираем материал  к нетрадиционным урокам, составляем таблицы к устному счёту и решению задач, схемы к решению задач на движение. При помощи  компьютера, дети с большим удовольствием отрабатывают навыки устного счёта, играют в различные игры, совершают путешествия, посещают спортивные игры, ходят на прогулки, помогают меньшим братьям.

     В начальной школе на уроках математики важно дать не только прочные знания математики, но и увлечь учащихся этим предметом,  развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы, активность, самостоятельность. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

      Предмет «Окружающий мир» в начальной школе интересный и познавательный. Но для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

       Считаю, что компьютер можно использовать на всех этапах урока окружающего мира:

– этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук);

– этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация);

– этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

Использование ИКТ в процессе урока позволяет демонстрировать фотографии животных, растений, памятников, известных людей, совершать путешествия по городам России и мира, использовать схемы, таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, воспроизводить аудиозаписи при демонстрации фото- и видеоряда.

        Позволю себе напомнить то, что изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

   Исходя из опыта работы по данной теме, я убедилась насколько проще решать данные задачи, стоящие перед учителем при подготовке и проведении уроков окружающего мира с использованием ИКТ.

Применение ИКТ на уроках в начальных классах помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:

          Информационные технологии помогают мне организовывать не только уроки, но и внеклассную работу, работу с родителями, внеурочную деятельность.

Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся мероприятия с применением информационных технологий, они их ждут с нетерпением и помогают их готовить.

К результативности применения ИКТ на уроках в начальной школе можно отнести:

  • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активные методы обучения на уроках как фактор успешной реализации ФГОС"

"Активные методы обучения на уроках как фактор успешной реализации ФГОС"...

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения....

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....

Проблемы, возникающие на начальном этапе реализации ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) и пути их решения.

Заканчивается первый учебный год работы по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выявились трудности, стоящие перед педагогическими коллективами, но в процессе раб...

Районный семинар учителей начальных классов «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа»

27 января 2018 г.на  базе нашей школы состоялся районный семинар учителей начальных классов «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного ...

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка....