Современные требования к уроку швейного дела в школе коррекционной направленности.
учебно-методический материал на тему

Сергеенкова Ирина Ивановна

Современные требования к уроку швейного дела в школе 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Современные требования к уроку швейного дела в школе коррекционной направленности.

            Уроки трудового обучения для детей с умственной отсталостью  занимают одно из важнейших  мест в учебно-воспитательном процессе  ОУ, способствующие  подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и успешной их социально трудовой адаптации в обществе.

Урок в школе коррекционной направленности  направлен  на  решение  основных задач, стоящих перед школой:

1.Оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку.

2.Способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Специальные требования к уроку в школе коррекционной направленности:

•        Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

•        Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

•        Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

•        Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

•        Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

•        Опора на более развитые способности ребенка;

•        Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

   Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроке заключаются в следующем:

•        рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

•        выбор цели и средств ее достижения;

•        регулирование действий учеников;

•        побуждение учащихся к деятельности на уроке;

•        развитие интереса к уроку;

•        чередование труда и отдыха.

   Организовывать учебную деятельность на уроке в школе коррекционной направленности приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится использовать  приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок в школе коррекционной направленности  состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока.

    Каковы особенности уроков трудового обучения для детей с умственной отсталостью?

   Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам и имеют свои особенности. В зависимости от задач в одних уроках в школе коррекционной направленности  главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в-третьих - повторение и систематизация усвоенного.

   Урок-экскурсия  - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.

   Любой урок в школе коррекционной направленности, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока  для ученика с интеллектуальными нарушениями.

   Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

   При подготовке к уроку в школе коррекционной направленности следует помнить порядок составления и ведения:

1.        Тема урока.

2.        Тип урока.

3.        Основная цель урока.

4.        Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

5.        Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

6.        Формы и методы обучения.

7.        Оценка учащихся.

8.        Анализ урока.

   Тип урока в школе обучения детей с умственной отсталостью - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности.

   В практике специальных школ различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обобщения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

1. Пропедевтический урок в школе коррекционной направленности.

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.

2. Урок изучения нового материала в школе коррекционной направленности.

Урок изучения нового материала детьми с умственной отсталостью это - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов  детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

3. Урок закрепления знаний в школе коррекционной направленности .

Уроки, направленные на закрепление знаний, очень важны для детей с умственной отсталостью. Они помогают знаниям не "пройти мимо" учащихся, а отложиться в памяти и навыках детей.

4. Урок обобщения и систематизации знаний в школе коррекционной направленности.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков в школе коррекционной направленности  используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.

5. Урок проверки и оценки знаний в школе коррекционной направленности.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока в школе коррекционной направленности практической работой в классе.

6. Коррекционный урок в школе коррекционной направленности.

Коррекционный урок в школе такого типа применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

6. Комбинированный урок в школе коррекционной направленности.

В практике работы специальной школы чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот урок в школе коррекционной направленности пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Пример структуры комбинированного урока в школе коррекционной направленности:

•        организационный момент и подготовка к уроку;

•        организация учебной деятельности;

 •        проверка домашнего задания;

•        повторение ранее изученного материала;

•        подготовка к восприятию нового материала;

•        изучение новых знаний;

•        коррекция в процессе получения новых знаний;

•        закрепление нового материала;

•        подведение итогов;

•        объявление домашнего задания;

•        вывод из урока.

   Особенностью преподавания швейного дела в школе коррекционной направленности является использование наглядных средств, одним из которых служит изделие-образец. От качества такого эталона зависит во многом развитие способности учащихся изготавливать продукцию, обладающую товарными свойствами. Наглядным средством может служить натуральный объект. Кроме того, используются натуральные образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия (например, карманы, воротники и т.д. ). В ряде случаев  натуральный образец можно дополнить и это целесообразно макетом (увеличенный образец изделия или его частей, например, конструкция машинного шва).

   Наглядным средством служит практический показ приёма работы. Его цель состоит в восприятии и первоначальном запоминании учащимися трёх составляющих приёма работы:

- образа результата действий;

- орудия труда (если приём орудий);

- образа трудовых движений.

Учитель объясняет назначение  приёма и показывает  его выполнение по известной схеме.

На первом этапе трудовые действия осуществляются в рабочем темпе и завершаются показом полученного результата с пояснениями учителя.

Второй этап – выполнение действий в замедленном темпе, сопровождаемое объяснением и остановками в особо трудных местах.

 На третьем этапе учитель повторяет выполнение приёма несколько раз в рабочем темпе.

После этого повторяют приём один, два ученика, а группе ставится задача оценить правильность выполнения. В зависимости от сложности приёма схема обучения может в определённой мере изменяться. В качестве эталона в швейной трудовой деятельности для регуляции действий при работе на швейной машине ведущим параметром служит расстояние от края лапки до среза или подгиба ткани. Такой эталон воспринимается визуально при работе на швейной машине, но для повышения эффективности его восприятия необходима демонстрация соответствующего рисунка, ещё лучше - макета.

   Значительное место в восприятии умственно отсталым школьником учебного материала отводится применению изобразительных наглядных средств, к которым относятся: учебные плакаты, чертежи, рисунки на доске, фотографии, экранные изображения. Они применяются:

- в целях выделения свойств, которые мало заметны при восприятии реального предмета или требуют сложного демонтажа технических устройств;

- для развития у учащихся способности создавать образ реального предмета на основе его изображения;

- для изучения техники, которая отсутствует в школе;

- при обучении классификации материалов, инструментов, видов работ и планированию  предстоящих действий;

- для формирования обобщающих  образов частей и деталей машин.

 В школе коррекционной направленности к данному виду наглядных средств предъявляются повышенные требования. Изображения должны быть чёткими, красочными, целенаправленно отражать предметы и их свойства, то есть, соответствовать задачам одного или нескольких занятий. Если поле учебного плаката помимо нужных для данных занятий  изображений занято и другими объектами, то это затрудняет целенаправленное восприятие.

   Среди учебных задач, решаемых с помощью изобразительных наглядных средств, особо необходимо отметить использование схематического изображения. Их применение можно использовать для развития тех свойств умственной деятельности, учащихся, которые труднее всего поддаются формированию.  К таким свойствам относится способность к абстракции и обобщению, то есть, в мыслительном выделении каких-либо одних признаков изучаемого объекта и отвлечении от других. Важно научить ребёнка выделять существенные признаки и отвлекаться от несущественных, что позволяет осознанно классифицировать предметы и выделять их общие признаки.

   К наглядным средствам, применяемым для развития способности к абстракции и обобщению, относятся схематические рисунки. Рисунки применяются при формировании обобщённых образов швов и деталей изделий в швейном деле, устройства инструментов и приспособлений, производственных технологических процессов и при решении других учебных задач.

   Если схематический рисунок частично отражает наглядные свойства реального предмета, то в схемах они полностью отсутствуют, т.е. информация передаётся на более высоком уровне абстракции. Приём классификации с помощью схематического рисунка позволяет включить отдельные образы изучаемых объектов в определённую систему связей, что способствует запоминанию, обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создаёт условия  для более успешного воспроизведения. С помощью схем можно показать и технологический процесс, но они должны также составляться с учётом возрастных особенностей учащихся: от простых к более сложным, что позволит в дальнейшем помочь запоминанию и приучать к восприятию этого вида наглядности. Эффективным приёмом формирования знаний служит воспроизведение учащимися схем по памяти в конце занятия.  Для ускорения этой работы они получают ксерокопии скелета, схемы, который нужно заполнить, вписав нужные слова. Нужно помнить, что схема не заменяет натуральный объект или изображение реального предмета, она только служит для обозначения недоступных непосредственному восприятию свойств и отношений изучаемых предметов.

   К наглядным методам обучения относится демонстрация опытов, которые проводятся при изучении в основном свойств материалов.

   Немаловажную роль среди наглядных средств занимают оформленные для демонстрации тексты. В основном - это правила безопасности и правила организации работы. Они демонстрируются на плакатах и с помощью экранных средств. Использование их эффективно в том случае, если они включены в общую дидактическую задачу данного занятия и при этом формируется понимание необходимости выполнения правил.  

   Трудности, которые испытывают учащиеся школы коррекционной направленности при усвоении теоретических знаний состоят в их недостаточном умении организовать собственную умственную деятельность. Применение наглядных средств служит эффективным способом развития этого умения. Целенаправленное и психологически обоснованное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание  учащихся, существенно улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

   Какие же требования предъявляются к  уроку трудового обучения в школе коррекционной направленности?

1.Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

   Урок должен быть оснащен:

  • техническими средствами обучения;
  • дидактическим материалом;
  • весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока;
  • на уроке должны осуществляться инновационные процессы;
  • на уроке должен строго соблюдаться охранительный режим;
  • урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой: оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку, способствовать его социально бытовой и социально трудовой адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Современные требования к уроку и занятиям в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия....

Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе 8 вида. Выступление на педсовете.

Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе 8 вида....

Развитие творческих способностей на уроках швейного дела в школе коррекционной направленности.

Развитие творческих способностей на уроках швейного дела в школе 8 вида. Представление личного опыта....

Развивающее обучение на уроках швейного дела в школе VIII вида.

Развивающее обучение на уроках швейного дела в школе VIII вида....

КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

Основной задачей обучения и воспитания  в специальной (коррекционной) школе является подготовка учащихся к самостоятельному труду поэтому, на первое место выступают такие задачи, как сообщение во...