Методы формирования социально-бытовой адаптации на уроках трудового обучения в школе коррекционной направленности. Выступление на педсовете.
материал по теме

Сергеенкова Ирина Ивановна

Представление личного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Методы формирования социально-бытовой адаптации на уроках трудового обучения в школе коррекционной направленности.

1.Упражнения.

Коррекционные упражнения использую на всех дидактических этапах урока, так как они способствуют  включению детей  в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Предлагаю ряд коррекционных упражнений направленных  на формирование социально-бытовой адаптации.

«Что общего»

Детям предлагаются картинки или образцы изделий (например, блузка повседневная и блузка парадная). Нужно найти  и объяснить что у них общего и в чем отличия. Акцентируется внимание на материале, из которого изготовлены эти изделия, его гигиенических характеристиках, целесообразности использования.

«Лишнее-общее»                    

Из  предложенных слов или словосочетаний исключить лишнее, у оставшихся назвать общее. Например:  ситец, шерсть, капрон, шелк, лен, сатин.

«Как пишется по-английски»

        Слева в колонке приведены  слова, обозначающие состав волокон пряжи на русском языке. Справа  написаны эти же слова в английском варианте. Нужно стрелочками соединить одинаковое значение слов на двух языках.  

  Хлопок                                        cotton

  вискоза                                        wool

  шерсть                                         viscose

«Найди пару»

Необходимо найти пару каждому слову из первого столбика во втором, составить словосочетание и записать его. Каждой паре словосочетаний дать свое объяснение.

А – льняная        1 – воротник

Б – условные        2 – обтачка

В – отложной        3 – ткань

Г – подкройная        4 – линии

«Что это?»

Детям предлагается описание изделия. Например, «Это изделие состоит из основной детали и обтачки. Имеет геометрическую форму, у которой две стороны равны. Используют как украшение (деталь одежды), и служит для защиты волос от солнечных лучей и пыли. Может служить и просто головным убором».

«Вставьте пропущенные слова»:

Ткань вырабатывается из___________на___________фабриках.  Процесс производства ткани из пряжи называется ________________________. Ткань получают в результате  переплетения ___________и________________нитей.  В результате переплетения нитей основы и утка получают ткацкий рисунок. Существуют три простейших ткацких переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое.

   Также на уроках использую мотивационные  (постановка цели, показ практической значимости и результатов труда) и стимулирующие (убеждение, одобрение, поощрение) приемы.

   Итак, в процессе использования на уроке описанных коррекционных упражнений , направленных на коррекцию мыслительных операций, у учениц создается положительный эмоциональный настрой, улучшается работоспособность, активизируется познавательная деятельность, развиваются мышление, воображение, восприятие, речь обогащается  опыт обучающихся.

2. Лабораторные работы.

 Для развития социально-адаптированной личности при проведении уроков большую пользу приносят лабораторно – практические занятия. Они сочетают в себе теорию и практику, вызывают живой интерес и способствуют познавательной активности учащихся.

    Большой педагогический эффект достигается при проведении лабораторных работ исследовательского характера, когда задача ставится в проблемном плане, выдвигается гипотеза и учащиеся ищут ей подтверждение или опровержение. Учащиеся как бы подводятся к новым знаниям. Например, такое задание: определение волокон шерсти по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. После лабораторной работы умение различать волокна натурального происхождения отрабатывается в упражнениях. Сам способ проведения такого опыта, как сжигание волокна, очень эмоционально воспринимается ребятами, надолго запоминается. Полученные в рамках лабораторной работы знания будут актуальны в течение всей последующей жизни молодых людей.

   Другой пример лабораторной работы, когда изучаются способы стирки изделий с натуральными волокнами шерсти. Предлагаю девочкам постирать одинаковые кусочки ткани в разных условиях. Результат правильной и неправильной стирки очевиден. Полученные знания помогут в будущем сохранить дорогие шерстяные вещи на долгие годы.

  1. Учебно-производственный труд.

   Материал программ швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых учащихся, так как изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, освоение изготовления ими полезных вещей, обучение планированию, анализу действий и их результатов. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками могут привести  к равнодушному, отрицательному отношению к урокам швейного дела. Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность считаю правильный  выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является формирование у них достаточных умений и навыков в выполнении трудовых заданий.

   Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:

0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);

2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;

3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень - учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.

Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Ставя цель обучить данному умению, я даю возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т. д.).

   Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

   Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ученик достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Избежать этого можно, приучая ученика совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

    На уроках швейного дела нацеливаю девочек  на то, что после окончания школы они смогут продолжить обучение в профессиональных училищах и получат интересную и нужную профессию, а также их знания, умения и навыки пригодятся и в быту и в повседневной жизни.

  1. Игры.

Метод игры в практике педагогов  всегда занимал одно из лидирующих мест.

Считаю форму проведения занятий с использованием деловой игры наиболее удачной с точки зрения возможности поделиться учащимися  полученными знаниями, продемонстрировать собственную самостоятельность деятельности, увидеть и оценить результаты такой деятельности.

  Данная технология обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Также технология содействует развитию рефлексивной позиции участников через специально организованные события, формированию и развитию коммуникативных компетенций учащихся.

Выбор такой формы обучения, позволяет обобщить и закрепить не только теоретические, но и практические знания и умения по трудовому обучению, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной познавательной работы с большим объемом материала, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Предлагаю некоторые виды деловых игр, способствующих активной социально-бытовой адаптации.

Игра «Подбери себе наряд».

   Ребятам предлагается выбрать конверт с запечатанным заданием. Например, подобрать наряд для посещения театра, знакомства с мамой подруги, участия в поминках, похода на футбольный матч, при устройстве на работу, для выезда на пикник в лес…  

Каждая ученица выбирает наряд из предложенных каталогов одежды или журналов моды согласно полученному заданию. Потом она демонстрирует выбранный вариант одежды, описывает фасон одежды, рассказывает какой состав тканей подходит для выбранной одежды, аргументирует,  почему именно этот наряд она выбрала. При этом не раскрывается тема задания. Остальные ученицы должны предположить, куда возможно пойти в таком наряде.  Если  большинство девочек угадывает место предполагаемого выхода, значит  выступающая была убедительна и права в своем выборе одежды.

В начале такой игры список предполагаемых выходов может быть заранее обозначен.

Игра «Домино»

Состоит из картонных прямоугольников, на которые приклеены образцы разных тканей. Игра состоит в нахождении образца заданных характеристик. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани и обосновывает свой выбор. Например, подобрать ткань для платья. Первоначально будут выставлены образцы праздничных тканей, но когда таковые уже закончатся, то придется грамотно аргументировать, почему используются менее привлекательные ткани. Например, что платье домашнее для бабушки можно сшить и из фланели.

Игра «Цепочка»

Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования между группами. Темами высказываний могут служить «Швея на производстве должна знать и уметь» , «Быть хорошим работником – это значит…..», «Продавец женской одежды должна разбираться…» , « Что должна знать и уметь хорошая хозяйка в доме»

При неправильном высказывании или длительном его отсутствии право на ответ передается другой группе. Выигрывает группа, у которой было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

Игра «Смоделируй платье».

Такая игра может проводиться в 9 классе, когда девушки знакомятся с разными фасонами платьев. Ученицам раздаются листочки с заранее нанесенными контурами стандартной женской фигуры. Предлагаются задания дорисовать платья различного назначения (вечернее, повседневное, выходное, свадебное и т.д.) После предварительно проведенной работы о фасонах корректирующих недостатки фигуры, ученицам предлагаются для работы контуры женских фигур отличных от стандартных. Задание правильно подобрать фасон для  каждого варианта телосложения. Свою работу девочки демонстрируют и аргументируют, при этом они должны свободно пользоваться соответствующей терминологией.

После такой игры проводится параллель с работой экспериментального цеха на швейном предприятии. Ученицы на себе ощущают всю сложность и ответственность такой работы.

   Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить, насколько усвоен пройденный материал.

Например: Кроссворд (материаловедение + машиноведение)

По горизонтали:

1.        Наука, изучающая состав тканей.

2.        Профессия, связанная с ткачеством ткани.

3.        Наука, изучающая строение машин.

4.        Инструмент, принадлежащий для временного скрепления слоёв ткани.

По вертикали:

Деталь швейной машины, необходимая для наматывания нити на шпульку.

Деталь швейной машины: маховое …

Ручной инструмент, имеющий острый и тупой конец.

Скорость работы электродвигателя регулируется силой нажатия на …

Тонкие скрученные волокна.

Деталь швейной машины, перемещающая ткань под лапкой.

Смысл «Деловой игры» уже в самом сочетании слов «дело» и «игра». Именно деловая игра акцентуирует внимание на профессиональном характере обучающей игры – играя, делать дело. Игра посильна слабым ученикам, более того, слабый обучающийся может стать первым в игре: находчивость, сообразительность порой оказывается более важным, чем знание предмета.

   Рынок труда требует от выпускников умения работать в коллективе, наличие командного духа и способность к риску. В этом смысле деловые игры имеют много преимуществ, так как позволяют создать условия для самореализации обучающихся.

   Организация и проведение деловых игр способствует развитию творческого потенциала; поведению самостоятельных исследований, проведению экономической оценки технологического процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу технологических ситуаций.

  1. Рассказ.

   Место такого метода как рассказ тоже имеет значимое место в системе занятий. Зачастую именно рассказ происходит на уроке спонтанно, не запланировано. Исполнителем какого-то высказывания, мини рассказа часто выступают сами ученики. Рассказ в специальной школе должен быть обязательно эмоционально связан с опытом ученика, затрагивать тревожащие его в данный момент темы. Социально-бытовая адаптация в основе своей затрагивает именно самые актуальные и проблемные вопросы в формировании личностных компетенций ребят. Поэтому на этой главной теме чаще всего и происходят спонтанные рассказы и последующие беседы, как среди учеников, так и в совместной деятельности с учителем.

  Считаю, метод рассказа не потеряет актуальность, если использовать его строго соблюдая все методологические требования применительно к специальным школам.

   В моей практике наиболее благоприятное эмоциональное воздействие на ребят оказывают рассказы о благополучном трудоустройстве и положительном социуме наших выпускников, особенно если ребята помнят их еще учениками нашей школы. Такие моменты воспитывают у девчонок веру в свои силы, заставляют более прилежно относиться к учебе, учиться добиваться лучших результатов, самосовершенствоваться.

  1. Проектная деятельность.

  Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

   Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить социально-бытовую адаптацию подростков  с ОВЗ.

  Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, ребята учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

   Метод проекта в школе коррекционной направленности имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы.  Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

   В своей практике использовала метод проекта при подготовке итоговых экзаменационных работ девятиклассников.  Темы проектов продумывали совместно с ребятами, учитывали индивидуальные особенности и способности каждого. В группе обучались двое парней, поэтому для них подбирались более нейтральные, творческие темы. Все темы проектов преследовали цель развития социально-бытовой адаптации . Знания и умения, которые совершенствовались в ходе выполнения проекта, обязательно должны быть востребованы в последующей деятельности выпускников.

   В своей работе придерживаюсь  алгоритма работы над проектом. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию. На этом этапе пользовались современными информационными технологиями, совершенствовали умения искать информацию в интернете. Производили анализ сложности технологии изготовления запланированного изделия, соизмеряли со своими возможностями. Приходилось осваивать  новые операции по изготовлению данного изделия.  Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретных тематических изделиях с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входило оформление всех материалов в презентационной программе powerpoint . Совершенствовалась интеграция специальных умений работы на ПК.

  Исходя из требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы детей с нарушением интеллекта, возникла необходимость дополнения к содержанию программ по профилю «Швейное дело» для школ коррекционной направленности.

    При анализе существующих программ по профилю «Швейное дело», мною был сделан вывод, что все программы располагают часами практического повторения и навыки, предусмотренные программой, можно отрабатывать на творческих объектах, что позволит более глубоко заинтересовать учащихся и успешно овладеть профессиональным мастерством.

    Допустимые изменения в основной программе   должны обеспечивать создание дополнительных условий для раскрытия и развития способностей воспитанников, их самоопределения, их социально-бытовой адаптации. Дополнительные знания и умения помогут ученикам сориентироваться в будущей жизни, разовьют их творческие способности.

   Мною были разработаны дополнительные темы программы и спланировано почасовое их содержание. Некоторые новые темы программы стали основой для подготовки индивидуальных итоговых экзаменационных проектов девятиклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование мелкой моторики и устной речи на уроках трудового обучения коррекционной школы

Развитие общей и мелкой моторики тесно связано со становлением устной речи у уч-ся специльных коррекционных школ....

Урок ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (4 специальный (коррекционный) класс VllI вида) РАБОТА С САЛФЕТКАМИ

Разработка конспекта урока трудового обучения в специальном коррекционном классе 7 вида...

Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида

«Развитие трудовых  навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида» Трудовое  обучение  в  специальной  (коррек...

Современные требования к уроку швейного дела в школе коррекционной направленности.

Современные требования к уроку швейного дела в школе 8 вида....

Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе 8 вида. Выступление на педсовете.

Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе 8 вида....

Особенности методов обучения в школе коррекционной направленности.

Особенности методов обучения в школе коррекционной направленности....

Развитие творческих способностей на уроках швейного дела в школе коррекционной направленности.

Развитие творческих способностей на уроках швейного дела в школе 8 вида. Представление личного опыта....