Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе 8 вида. Выступление на педсовете.
материал на тему

Сергеенкова Ирина Ивановна

Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_budov_na_urokah_shveynogo_dela_v_shkole_8_vida.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе VIII вида».  

        План.

1.Деятельностный подход как основа формирования БУД.

2.Роль трудового обучения как предмета в школе 8 вида.

3. Система основных и специальных дидактических принципов на основе системно-деятельностного подхода.

4.Опыт самарских коллег.

5.Система мониторинга БУДов.

6.Система БУДов для профильного обучения.

1.Программа  формирования  БУД  строится  на основе  деятельностного  подхода к обучению и реализует  коррекционно-развивающие принципы обучения  школьников  с  умственной  отсталостью. Согласно теории Л.С. Выготского, А.  Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания  НЕ  сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют  деятельностные  формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой  формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий провоцирующих детское действие.

2. «Трудовое обучение»: специфика этого предмета, как ключевого предмета специальной (коррекционной) школы VIII вида и его значимость для формирования учебных действий трудно переоценить. Процесс обучения на этих уроках в полной мере демонстрирует именно деятельностный подход. В ходе учебной деятельности по трудовому обучению формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Учащимся сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются элементарные (первоначальные) трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; трудовым профессиям.

    Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является   системно-деятельностный подход,  разработчиками которого являлись Л.С.  Выготский,  А Н Леонтьев,  П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец,  В.В. Давыдов.

           Основная  цель реализации  программы формирования БУД состоит в  формировании   обучающегося  с   ОВЗ  как  субъекта  учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его  подготовки  к самостоятельной жизни в  обществе и  овладения доступными  видами профильного труда.

3. Система основных и специальных дидактических принципов на основе системно-деятельностного подхода, а именно:

  • принцип деятельности, заключающийся в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам (в соответствии со своими индивидуальными возможностями и особенностями), принимает систему норм учебной деятельности;
  • - принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения; - принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом); - принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
  • - принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
  • - принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; Кроме этого, системно- деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения базовых учебных действий (БУД), что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В основу Программы положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

4.Так как в нашей школе обучаются дети с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития и дети с расстройством аутистического спектра, специалисты подобной Самарской школы выделили группы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, которыми могут овладеть обучающиеся с различным вышеперечисленными нарушения в развитии .

Личностные БУДы

Умеренная умственная отсталость.

Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Принятие и выполнение правил школьной жизни. Оценивать ситуации и поступки с позиции «хорошо» и «плохо». Формирование позиции ученика на уровне положительного отношения к школе. Установка на здоровый образ жизни. Формирование элементарных чувств прекрасного на основе знакомства с мировой и художественной культурой. Принятие базовых ценностей: «добро», «природа», «семья». Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Тяжелые множественные нарушения развития.

Освоение позиции ученика. Формирование учебного поведения. Эмоциональная отзывчивость. Формирование умений понимать состояния других людей и адекватно реагировать на это: жалеть, радоваться. Элементарное осмысление социального окружения.

Дети с расстройством аутистического спектра

Формирование социально- приемлемого поведения. Формирование навыков учебного поведения. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Положительное отношение к окружающей действительнос ти

Регулятивные БУДы

Умеренная умственная отсталость.

Элементарная самоорганизация в игре. Выполнение с педагогом предметных, игровых и простых учебных действий. Осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном. Работа по предложенному плану. Совместно с учителем отличать верно выполненное задание от неверного. Организовать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий под руководством учителя. Выполнение предложенного педагогом пошагового плана действий. Построение элементарного речевого высказывания в устной форме. Ориентироваться в учебнике. Отвечать на простые вопросы учителя. С помощью педагога сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать хорошо знакомые предметы совместно с учителем. Установление родо-видовых отношений. Работа с простой и расчлененной инструкцией. Построение понятных высказываний, вопросов. Участие в диалоге учебном и спонтанном. Соблюдение простых норм речевого этикета. Слушать и понимать обращенную речь. Взаимодействовать при работе в парах. 63 Принятие и выполнение учебной задачи по образцу

Тяжелые множественные нарушения развития.

Соблюдение элементарных ритуалов школьного поведения. Организация игр с помощью педагога. Организация своего рабочего места

Дети с расстройством аутистического спектра

Самостоятельная организация своего рабочего места. Принятие учебной задачи в готовом виде; определение цели деятельности с помощью учителя. Работать по предложенном у плану, используя необходимые средства. Определять успешность выполнения задания.

Познавательные БУДы

Умеренная умственная отсталость.

Ориентироваться в учебнике. Отвечать на простые вопросы учителя. С помощью педагога сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать хорошо знакомые предметы совместно с учителем. Установление родо-видовых отношений. Работа с простой и расчлененной инструкцией.

Тяжелые множественные нарушения развития.

Формирование умений учитывать знакомые свойства предметов в предметно- практической и игровой деятельности. Дифференцирова нный выбор предметов совместно с учителем. Умения под контролем учителя выделять некоторые существенные признаки хорошо знакомых предметов. Умения отраженно и по подражанию выполнять действия за учителем.

Дети с расстройством аутистического спектра

Умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства знакомых предметов. Умение устанавливать видо- родовые отношения предметов и явлений. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале и с помощью учителя. Умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией совместно с учителем

Коммуникативные Буды

Умеренная умственная отсталость.

Построение понятных высказываний, вопросов. Участие в диалоге учебном и спонтанном. Соблюдение простых норм речевого этикета. Слушать и понимать обращенную речь. Взаимодействовать при работе в парах

Тяжелые множественные нарушения развития.

Готовность обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми. Формирование адекватных реакции и действия на обраще- ния людей. Формирование социальных умений в общении: приветствие, прощание, благодарность. Понимание смысла альтернативной коммуникации (жесты, карточки). Использование средств альтернативной коммуникации

Дети с расстройством аутистического спектра

Эмоциональная отзывчивость, установка контакта. Использование принятых ритуалов социального взаимодействия. Мотивация к общению с разными людьми. Адекватные реакции и действия на обращения знакомых и незнакомых. Формирование речевой активности

5. Система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

5. Система БУДов для профильного обучения.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;              

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; 

 -элементарная способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;

  -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно - нельзя, хорошо - плохо);

Коммуникативные

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;                    

  - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;                

  - установка на здоровый образ жизни;                                     

  - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные

-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;              

 - формулировать собственное желание и позицию;                       

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;                    

 - задавать вопросы;           

  - контролировать свои и действия партнера;                            

  - использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия;                            

  - использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;                                   

-использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей;

- применять правила речевого, неречевого поведения.

Познавательные

-в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;     

 - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;                      

- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;                       

- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

-строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;                                  

 - осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью,  расширить свой лингвистический кругозор;                               

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;                                

 - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, классификацию,  выбирая основания и критерии для указанных логических операций;                              

 - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методов обучения в рамках уроков швейного дела. Презентация.

В презентации частично представлены практические методы на уроках швейного дела, способствующие социальной адаптации детей с ОВЗ....

Современные требования к уроку швейного дела в школе коррекционной направленности.

Современные требования к уроку швейного дела в школе 8 вида....

Развитие творческих способностей на уроках швейного дела в школе коррекционной направленности.

Развитие творческих способностей на уроках швейного дела в школе 8 вида. Представление личного опыта....

Развивающее обучение на уроках швейного дела в школе VIII вида.

Развивающее обучение на уроках швейного дела в школе VIII вида....

ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ СБО В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 вида. (Выступление на педсовете)

Коррекционная школа переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в основу которых положен системно- деятельностный и дифференцированный под. Основная идея системно-деятель...

"Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела".

На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллект...