ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ СБО В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 вида. (Выступление на педсовете)
статья

Куделина Ольга Ивановна

Коррекционная школа переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в основу которых положен системно- деятельностный и дифференцированный под. Основная идея системно-деятельностного подхода-новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся  сами «открывают» их в процессе самостоятельной, коллективной исследовательской деятельности. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную активность.  ...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ СБО В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 вида.

Свое выступление я начну с китайской мудрости:

« Я – слышу- я забываю; я вижу – я запоминаю; я делаю- я усваиваю»

     Коррекционная школа переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в основу которых положен системно- деятельностный и дифференцированный подходы.

     Основная идея системно-деятельностного подхода-новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся  сами «открывают» их в процессе самостоятельной, коллективной исследовательской деятельности.

     Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

     Ключевое слово в условиях ФГОС деятельность. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно- практическим ( например утюжке, приготовлению пищи) либо умственным действиям.        Обучать деятельности- значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, помогать ребенку формировать у себя умение контроля и  самоконтролю, оценки и самооценки.

           Очень важно психологическая установка на уроке.

Урок может начинаться со слов учителя: «УЛЫБНЕМСЯ ДРУГ ДРУГУ»

- Возможно рифмованное начало « Проверь готов ли ты начать урок? Все ли в порядке: книжки, ручки и тетради.

Проверили? Садитесь.  С усердием трудитесь. Это мы тоже все используем.

Далее идет: Актуализация знаний - подготовка мышлений детей к изучению нового материала.

Включается проблемный вопрос. Учащиеся сами должны определить о чем пойдет речь на уроке.

Например: загадка, ребус, отрывок из текста – это мы тоже все делаем.

 Важную роль играет умение учащихся оценивать свою учебную деятельность. Конечно наши дети не всегда объективно оценивают свои знания или выполненные работы, поэтому  нужна обязательная корректировка со стороны учителя.

Например: за правильно выполненную работу, ответ «+», за «5»+»-5; за 4 («+») -4, за 3 «+»-3. Такой системой  подсчет баллов  я пользуюсь ни один год  и этот прием хорошо работает.

Так же необходима рефлексия  деятельности : «Какая тема урока была? Какую цель ставили? Достигли ли цели?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

- Я узнал….

- Я научился…..

- Мне понравилось….

- Я бы хотел….

Рефлексию мы тоже используем уже не первый год.

 Формирование социально – бытовой  компетентности  детей с проблемами в развитии.

Педагогический процесс по формированию социально – бытовой компетентности  детей с ограниченными возможностями здоровья следует основывать на системно – деятельностном подходе к обучению и воспитанию, что обеспечивает его личностно- ориентированную направленность. Такой подход опирается на данные экспериментальных исследований  последнего  времени ,теоретические положения специальной педагогики и методические  рекомендации, имеющие какое-либо отношение к проблеме  подготовки лиц с особенностями психофизического развития к жизни в социуме.

Накопление знаний и умений по СБО должно идти постепенно, последовательно и систематически. Систематичность подразумевает  многогранную, каждодневную, а не эпизодическую работу с детьми.

Основоположники предмета СБО  Н.П. Павлова и  В.В. Воронкова предлагают следующую систему педагогических мероприятий по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме:

  • межпредметные связи  уроков СБО и математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;
  • внеклассная воспитательная работа, где идёт закрепление экономико – бытовых знаний и умений;
  • педагогический всеобуч для родителей о путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;
  • использование средств наглядности на каждом уроке.

. Осуществление связи   с учителями предметниками:

      При изучении темы «Решение задач практического характера» все дети , начиная с 5 класса учатся подсчитывать стоимость той или иной покупки.

      Я пишу на доске таблицу со стоимостью средств гигиены; продуктов питания, товаров первой необходимости, им товаров длительного пользования, а затем разбираем задачи которые придумываю сама. Одна из проблем преподавания СБО – отсутствие учебников и недостаточное дидактическое обеспечение.

    Например: « Папа решил купить холодильник в кредит» Сколько месяцев он будет выплачивать, если холодильник стоит 22000, а ежемесячный платеж  составляет 2000 рублей»

   Сколько стоит мешок картофеля, если в мешке 50 кг, а 1 кг картофеля стоит 20 рублей»

Определите сдачу с 200 рублей  совершив следующую покупку:

буханку хлеба и полкило шоколадных конфет. Труднее всего детям дается определить стоимость полкило конфет, полкило колбасы. Детям с умеренной умственной отсталостью, я даю более легкие вопросы. Выбрать сами  себе задачу, как того требует системно-деятельностный подход они не могут.   Дети с удовольствием решают такие задачи. Но надо сказать , что наши дети с трудом переносят имеющиеся знания в незнакомую ситуацию  с трудом решают примеры на умножение  и деление.

    При изучении темы  «Ремонт одежды» в 6 классе учимся пришивать пуговицы. Если девочки это делают на уроках труда, то мальчикам это дается с трудом. Что стоит вдеть нитку в иголку,  например Петрову Саше, Белугину Саше. Для того , чтобы отработать этот навык у Саши Петрова я думаю нужно в группе закрепить этот навык с воспитателем ,а следовательно мне , как учителю надо держать связь с воспитателями, а еще лучше и с родителями тоже.

 Взаимодействие с воспитателями в одних случаях может предварять работу учителя, носить подготовительный характер (проведение воспитателем экскурсии - наблюдения перед изучением темы «Магазин»); в других случаях воспитатель  сразу вслед за учителем  закрепляет формируемые у детей умения, организует деятельность по их применению в повседневной жизни.

Можно проводить консультации для родителей, тематические родительские собрания которые будут способствовать успешной реализации задач по формированию экономико – бытовых умений обучающихся.

     В 9 классе дети изучают тему: Ремонт и обновление одежды». Но теорию, они нигде  не подкрепляют практическими навыками, поэтому я думаю , надо, чтобы уроки СБО перекликались с уроками труда, где девочки на практике могли бы удлинить или укоротить вещь, наложить декоративную заплатку и так далее.

Девочки занимаются рукоделием, и мы на уроках СБО  говорим о необходимости расчёта разницы затрат на приобретение пряжи для носков и рукавичек, и  приобретение носков и рукавичек на рынке.

      Необходимо вернуться к экскурсиям, от которых последнее время мы отказались. Например, при изучении темы « Магазины» в 5-6 классах дети могут посетить магазины, как с учителем, так и с воспитателем закрепляя полученные на уроке сведения , отрабатывая свои умения.

     При изучении темы: «Почтовые отправления» дети в ходе экскурсии наглядно видят где, как отправляют посылки , бандероли, учатся правильно вести диалог с оператором связи. Вообще, тема «Деловое письмо» и  «Почтовые отправления»  даются  нашим детям с трудом. Мы каждый год учимся писать письма, писать адрес на конверте, извещения на посылку и каждый год делаем кучу ошибок, не умеем писать адрес, сокращать при написании адреса, правильно излагать свои мысли в письме.

     При изучении темы «Питание»  надо больше проводить практических занятий.

Для успешного осуществления образовательного процесса мною создан и систематизирован дидактический материал:

  Использование наглядного материала.

Многие дефектологи-исследователи признают, что применение символической (графической) наглядности в коррекционной школе имеет не только дидактическое, но и коррекционное развивающее  значение .Так, Е.Д.Худенко отмечает: «Использование схем и таблиц способствует формированию у умственно отсталых учащихся системы знаний, приучает их выделять главное, существенное в тех сведениях, которыми они располагали, помогая устанавливать причинно-следственные отношения, что, в конечном счете, способствует решению коррекционной задачи». На уроках СБО мы также используем различные таблицы.

 Памятки для учащихся  

        Широко представлены в приложениях по каждой теме и используются мною как при объяснении , так и при закреплении,  для самостоятельного изучения  и для фронтальной беседы.

Опорно-логические схемы представляют собой карточки, таблицы с заданиями на восполнение  пробелов в записях, установление логической последовательности, причинно – следственных связей.

Проблемные ситуации

        По мнению ученых, применение проблемных методов активизирует деятельность обучающихся. При составлении конспекта урока   проблемные ситуации могут быть представлены виде картинок, задач, таблиц,  противоречивых фактов, что повышает познавательный интерес к изучаемому материалу.

Кроссворды

        Их использование в сценарии урока помогает обучающимся анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания, вырабатывает настойчивость, способность логически мыслить, развивает и тренирует память, обостряет сообразительность. Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума.

Мною собран богатый материал кроссвордов по различным темам которые используются не только фронтально, но и индивидуально.

 Загадки, пословицы

        Их использование представляет собой сочетание рационального и эмоционального начал. Актуализации познавательного интереса умственно отсталых учеников, более непринужденному и естественному усвоению сообщаемой информации способствуют использование в учебном процессе пословиц, загадок.

 Я широко использую загадки и пословицы в своей работе . Особенно детям нравится когда я даю им начало пословицы, а они должны найти текст с продолжением.

 

Контрольные  тестовые задания 

Являются одним из эффективных средств объективного контроля знаний, умений и навыков, они развивают мышление, самостоятельность, позволяют выявить трудности в изучении материала, выявить глубину и прочность знаний.

В работе с  детьми  с ограниченными возможностями здоровья используются различные виды тестов.

У меня имеются тесты по проверке знаний учащихся на начало учебного года и конец учебного года по всем имеющимся темам.

Также я использую информационно – коммуникационные технологии. Они необходимы для лучшего усвоения обучающимися получаемой информации, активизации восприятия, с целью сделать урок динамичнее, интереснее. У меня имеются большое количество презентаций и по различным темам для каждого класса. Виды работ могут быть разнообразны: выступление с опорой на мультимедийную презентацию, компьютерное тестирование, работа с электронными энциклопедиями, обучающими фильмами.

Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. « То, чему обычного ребёнка можно научить на словах, для ребёнка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направленной педагогом».

Рассмотрим алгоритм работы по формированию экономико – бытовых умений на примере  изучения темы «Уход за проблемной подростковой кожей лица» в разделе «Личная гигиена», желательно провести не только

экскурсию в аптеку, где можно познакомиться с ценами средств для ухода за проблемной подростковой кожей лица , но соотнести их с материальными возможностями семьи. Дети  наглядно видят  проблему высокой стоимости  товара. И как выход из этой ситуации я привожу пример, что лосьон для лица можно приготовить собственными руками, настояв свежие огурцы на спиртовом растворе.

     Результат решения проблемы. Подведение детей к выводу, что сделанное своими руками средство гораздо дешевле аптечных и не потребует затрат из семейного бюджета.

     Система работы  по формированию экономико – бытовых умений  основаный на взаимодействии учителя, воспитателя и родителей позволяет успешно формировать универсальные   общеучебные  умения и навыки, доступные для обучающихся коррекционной школы VIII вида.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ  СДП МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ  и ОСНОВНОЙ ШКОЛОЙ.

Изучению темы «Питание» большое подспорье оказывает знакомство  с обобщающими понятиями « Овощи и фрукты» которые подробно рассматриваются на уроках психоматорики в 1-4 классах. Дети узнают разнообразие овощей и фруктов, их полезные свойства, осваивают приемы систематизации и классификации, учатся находить 4-ый лишний, отгадывать загадки.

Изучению темы « Транспорт» предваряет большая, кропотливая работа по ознакомлению с разнообразием видов транспорта : воздушным, водным, наземным. Также дети учатся различать пассажирский и грузовой транспорт, выделять машины специального назначения; рабочие машины. На уроках сенсорного развития дети обогащают свой словарь, развивают мелкую моторику, совершенствуют свой сенсорный опыт.

Большую пользу уроки сенсорного развития оказывает предваряя  изучение темы: «Одежда и обувь».  Дети знакомятся с разнообразием одежды , ее цветом, назначением, учатся составлять сериационные ряды, находить 4-ый лишний:

 Например: платье ,шляпа , кроссовки, юбка, блузка- что лишнее.

Изучению темы «Профессии» на уроках СБО предшествовало ознакомление детей младших классов с различными профессиями, инструментами , необходимыми людям той или другой профессии, какими качествами должен обладать человек той или другой профессии, и так далее.

С уроками СБО перекликается, так же тема «Семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых и дифференцированных технологий на уроках математике в коррекционной школе VIII вида

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на групп...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....

Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...

Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе 8 вида. Выступление на педсовете.

Развитие БУДов на уроках швейного дела в школе 8 вида....

Деятельностный подход в обучении детей в коррекционной школе III-IV вида

В материале расрывает характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели, функции и задачи учителя на уроке...