Повышение эффективности работы на уроке
учебно-методический материал на тему

Башкатова Галина Ивановна

Простые и доступные приемы, которые помогут повысить эффективность урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_uroka.docx25.66 КБ
Office presentation icon effektivnost_uroka.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Повышение эффективности  работы на уроке

Все мы прекрасно знаем, что   главная составная часть учебного процесса – это урок.

Но, какими бы внешне эффективными приемами не пользовался педагог, если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения.

Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей. Что влияет на эффективность урока?

ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Начало занятия – формулирование проблемы

Его особенность в том, что с началом изложения нового материала преподавателем формулируется проблема, которая должна быть решена к концу занятия.

2. Простота и доступность речи

 Простота и доступность может быть обеспечена: умением уверенно владеть материалом без подробного текста; развитием своего голоса, чтобы он звучал убедительно, внятно и выразительно; усилением своей речи движениями, жестами и выражениями; умением соизмерять степень трудности вашей информации с обстановкой.

Пример с изменением громкости речи – сейчас я говорю шёпотом и только один раз.

Ничто так не навевает скуку, как монотонная речь. Даже с физиологической точки зрения такая речь должна вызвать утомление, сонливость.

А.С. Макаренко вспоминал, что он стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 10–15 оттенками, и тогда не боялся, что к нему кто-то не подойдет.

3. Неоднократные повторения

 Суть неоднократного повторения в том, что наиболее важные места в ходе изложения учебного материала (определения, выводы, важные формулировки и т. д.) повторяются несколько раз, причем при разном темпе и громкости. Это улучшает запоминание, подчеркивает важность материала, привлекает особое внимание.

Пример – правило в парах

4. Не пренебрегать языком жестов

Язык жестов относится к так называемой неречевой коммуникабельной деятельности человека и возник намного раньше, чем речь. В педагогической деятельности он выступает как вспомогательный элемент общения с аудиторией.

Один английский психолог прошлого века Майкл Арчил установил, что на каждый один жест жителя Финляндии используют жестикуляцию: итальянец – 80 раз, француз – 110, мексиканец – 180. Наши психологи считают, что мы отличаемся значительной сдержанностью в проявления своих чувств с помощью жестов и мимики: нам далеко до финнов, но и далеко до итальянцев. У нас чрезмерная жестикуляция (например, с помощью рук) воспринимается как признак невоспитанности. Тем не менее, жесты, мимика могут значительно повысить эффективность восприятия речи.

5. Смена рода деятельности обучаемых

Эффективность усвоения учебного материала значительно увеличивается, если использовать различные каналы воздействия на обучаемых. В частности, прочность знаний повышается при использовании различных видов памяти: образно-зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, словесно-логической, – находящихся во взаимной зависимости. Поэтому в ходе изложения учебного материала следует периодически менять род деятельности обучаемых (запись, выслушивание, наблюдение, самостоятельное мышление). Помимо всего указанного, это нарушает монотонность изложения, снижает усталость обучаемых, повышает их интерес, что не может не отразиться на качестве усвоения материала.

6. Речевое управление вниманием

Многие преподаватели в ходе занятия используют речевые, так называемые сигнальные, фразы, с помощью которых повышается внимание аудитории. Например, преподаватель говорит: «Интересно, понятно ли вам будет то, что я сейчас изложу?» Можно и не говорить этой фразы, а просто излагать дальнейший материал, но фраза сказана, сигнал сработал, вызвав повышенное внимание. У опытных педагогов имеется большой набор таких сигнальных фраз, которые, кстати, они используют часто бессознательно.

Скорее всего то, что я вам скажу, вызовет улыбку..

Возможно вы мне сейчас не поверите..

Хочу чтобы сейчас меня непременно услышали мальчики…

7. Использование кратких диалогов («микродиалогов»)

 Это нарушит монотонность занятия, повысит внимание и активность аудитории.

8. Комплекс упражнений «Ассиметричная гимнастика для мозга».

 Эта гимнастика синхронизирует работу обеих полушарий. В 1981 году психолог Роджерс Пери получил Нобелевскую премию за исследования в этой области. Он установил, что когда мы задействуем данные технологии, то продуктивность мозга многократно увеличивается и результативность обучения возрастает в несколько раз. И при овладении любым новым навыком, и учебой в нашем случае, необходимо запустить мозг в работу по максимуму.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1. Поощрять вопросы

 «кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится».

2. Правильно отвечать на вопросы

Отвечайте кратко и однозначно. При ответе сразу переходите к существу вопроса. Часто на заданный вопрос достаточно «да» или «нет».

Не отвечайте на вопрос, который не поняли. Потребуйте от спрашивающего доходчиво объяснить, что он имеет в виду, и только тогда приступайте к ответу. Старайтесь быть точным: вместо слова «много» лучше назвать хотя бы примерное количество, вместо «большой» – конкретные размеры и т. д.

Если сразу не можете ответить на вопрос, не пытайтесь вводить собеседника в заблуждение, не старайтесь «выкручиваться». Скажите прямо, что для полного и точного ответа вы должны навести дополнительные справки или проконсультироваться. Не забудьте при этом указать, когда сможете ответить на вопрос.

Когда необходимо дать конкретный и точный ответ на конкретный вопрос, старайтесь избегать слов «может быть», «иногда» и т. д.

3. Умело задавать вопросы

Не задавайте вопросов, требующих простых и односложных ответов типа «да» или «нет», «уменьшится» или «увеличится» и т. д.

Вопросы должны быть такими, на которые нет прямого ответа в конспекте, учебнике, другом пособии, но которые требуют знания изученного материала.

Практиковать вопросы, требующие известных знаний материала смежных учебных дисциплин.

Такие вопросы мы называем толстыми – ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГНО МЫШЛЕНИЯ.

4. «Хитрые» вопросы

Особую активность у обучаемых вызывают не совсем обычные вопросы.

Пример.  На слова героини одного из рассказа: «А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду»– можно поставить вопрос: «А если все же осыпать эту купчиху золотом, она поедет?» Это обычно вызывает бурную реакцию у аудитории.

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧУВСТВА

 Создание обстановки доброжелательности

Рабочая обстановка   зависит главным образом от преподавателя. Доверие, расположение, жизнерадостное состояние благоприятствуют положительному воздействию на обучаемых. И наоборот, состояние подавленности, антипатии, напряженности, подозрительности, чрезмерная строгость и требовательность ослабляют восприимчивость, понижают интерес и активность на занятиях.

1. Эмоциональная завязка занятия– Пожелайте друг другу… улыбнитесь…. Подумайте о чем-то хорошем.

2 Заставить удивляться

Прием построен на чувстве удивления обучаемых и способен значительно повысить их внимание и интерес. Здесь можно использовать специально подобранные диапозитивы и фрагменты кинофильмов, привести «удивительные» факты, исторические аналогии и т. д.

Нос и уши растут на протяжении всей жизни.

80% мозга – вода.

Уникальны не только отпечатки пальцев, но и «узор» на языке.

В организме достаточно железа, чтобы изготовить гвоздь длиной 7,5 см.

10% веса человека приходятся на бактерии и 14% – на кости.

При чихании человек разгоняет воздух до скорости 166 км/ч.

Самое прочное вещество организма – зубная эмаль.

Без слюны Вы не почувствуете вкуса.

При попадании на кожу желудочный сок прожжет в ней дыру.

Пощекотать себя невозможно.

3. Эмоциональная разрядка

Обычно педагог легко улавливает моменты снижения активности и внимания аудитории, усталости. Для снятия наступившего состояния целесообразно привести остроумный пример, анекдотический случай, Как правило, внимание после этого восстанавливается.

4. Включение элементов состязательности

Воздействие на чувство спортивного азарта, самолюбия,как ничто другое, влияет на активную деятельность.

Кто первый решит сложное уравнение правильно в каждой команде?

Первые 5 человек, решившие задачу, получают отметки в журнал.

5. Мнимое недоверие

Прием применяется с целью задеть самолюбие обучаемых, стимулировать их учебно-познавательную деятельность. Если, к примеру, им объявить: «Это задание не очень сложное, но у вас может не хватить терпения и настойчивости для того, чтобы выполнить его до конца», – всегда найдутся такие, которые попытаются это сделать.

При этом задание должно быть не слишком сложным, посильным для большинства обучаемых, что вселит в них уверенность в успешном овладении знаниями, повысит их интерес к учебе. Но очень важно, чтобы обучаемые не догадались об истинной цели педагога, поэтому прием должен не часто применяться и лучше в индивидуальной работе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО и ИКТ

1. Использование раздаточного материала

2. Составление алгоритма занятия

Многие опытные преподаватели перед началом изложения учебного материала воспроизводят на классной доске, экране, схеме его алгоритм. Это способствует лучшему усвоению материала: информация становится более доступной; прослеживается логика рассуждений, доказательств, решений; видна конечная цель; облегчается работа при подготовке к зачетам, экзаменам. Такие схемы, алгоритмы иногда называют скелетами знаний.

3. Использование плакатов, таблиц, и др. учебных пособий

4. Оформление классной доски

5. Использование ТСО и ИКТ

Главное условие эффективного использования – это оправданность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение эффективности урока

Слайд 2

«Урок – колесо очень древнее, но попробуй без него обойтись»

Слайд 3

Ассиметричная гимнастика для мозга

Слайд 5

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Слайд 6

Каждый из нас задумывался над тем, как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Слайд 7

Что же влияет на эффективность урока?

Слайд 8

Изложение учебного материала Начало занятия – с формулирования проблемы Простота и доступность речи Неоднократные повторения Не пренебрегать языком жестов Смена рода деятельности обучаемых Речевое управление вниманием Использование кратких диалогов

Слайд 9

Вопросы и ответы Поощрять вопросы Правильно отвечать на вопросы Умело задавать вопросы «Хитрые» вопросы

Слайд 10

Воздействие на чувства обучаемых Создание обстановки доброжелательности Эмоциональная завязка занятия Заставить удивляться Эмоциональная разрядка Включение элементов состязательности Мнимое недоверие

Слайд 11

Использование учебно-наглядных пособий , ТСО и ИКТ Использование раздаточного материала Составление алгоритма занятия Использование плакатов , таблиц , и др учебных пособий Оформление классной доски Использование ТСО и ИКТ Главное условие эффективного использования – это оправданность

Слайд 12

Л.Н.Толстой утверждал: « Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять его с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше будет вызывать вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

Слайд 13

Всем желаю творческих успехов. И пусть каждый наш урок будет максимально эффективным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка

Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...

Творчество как средство повышения мотивации обучающихсяна уроках в начальной школе

выступление на педсовете "Творчество учителя-творчество ученика"...

Повышение грамотности на уроках русского языка посредством дидактических игр для детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для повышения грамотности на уроках русского языка для детей с нарушением зрения....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В материале отражены особенности организации учебной дискуссии  в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....