Тема: «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Меликова Рима Надировна

        Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает наличие системы и алгоритма действий, зависит от вдохновения учителя,   ощущением момента, интуицией, индивидуальными свойствами человека, которые крайне сложно проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим. Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.rar722.19 КБ

Предварительный просмотр:

                      МБОУ СОШ № 15 имени Героя Советского Союза Мильдзихова Х.З.

Тема:

«Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».

                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                Меликова Рима Надировна

г. Владикавказ, 2018, январь.

        Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает наличие системы и алгоритма действий, зависит от вдохновения учителя,   ощущением момента, интуицией, индивидуальными свойствами человека, которые крайне сложно проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим. Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно.  Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего урока, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для учителя, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности. 

Одним из методов является игра.

«Магазин игрушек»

Цель этой игры: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше. Необходимо взять одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, кубики.  

Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее,  не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.

«Поиск аналогов»

Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Игра «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Игра «Профессии».

Цель: расширить представление детей о мире профессий.  Класс делится на две команды, и весь алфавит соответственно на две части. Команды должны за 5 минут записать названия профессий на все выписанные им буквы алфавита.

Классный час "Дружба" Давайте говорить друг другу комплименты.

Цель: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Ход игры: учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.

Классный час «Дорога к здоровью»  «Кто быстрее соберёт пословицы?» 

Цель: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни

Ход игры: на доску прикрепляются таблички с фрагментами пословиц. Учащиеся должны найти потерявшиеся части пословиц. 1) Живи разумом, … 1) и золотой кровати. 2) Здоровье сгубишь - … 2) так и лекаря не нужно. 3) Не рад больной … 3) новое не купишь.

«Автомульти»

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

На чём ехал Емеля к царю во дворец?

(На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?

(Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?

(Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?

(Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?

(В карету)

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре - самолёте)

Личный транспорт Бабы - Яги?

(Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?

(Поезд)

На чём летал Барон Мюнхгаузен?

(На ядре)

На чём катался Кай? (На санках)

Зрители (,болельщики) могут отдать заработанные жетоны команде, за которую болеют. 

      Игровые технологии преобладают на всех уроках в начальной школе и формируют познавательный интерес к уроку. Игра делает элементы урока эмоционально насыщенными. Вносит позитивный настрой, стройность мыслей при решении логической задачи. Для поддержки интереса к игровым заданиям необходимо, чтобы смысл заданий был понятен детям;

решение задания должно быть доступно каждому ребенку;

ответы должны получаться быстро. Необходимые вычисления должны выполняться устно;

задания не должны быть похожими на обычные, стандартные задания.
       Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.

       В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. И это не всегда действует позитивно.

      Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.

    Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей.   С этой целью в начальной школе ведутся кружки. Они  разнообразны по своему виду деятельности и главным целевым ориентиром является направление деятельности.

Ф.И. учителя

Класс

Вид  деятельности

Направление деятельности

ГорчаковаА. В.

2 «а»

«Юный грамотей».

Научно – познавательное направление

Меликова Р. Н.

2 «б»

«Я – гражданин России».

Гражданско – патриотическое направление

Маликова О. Ю.

2 «в»

«Разговор о правильном питании».

Социальное направление.

Баскаева Ф. М.

3 «а»

«Мой мир»

Общественно – полезное направление

Нестеркина Л. А.

3«б»

«Занимательная математика»

Научно – познавательное направление

Хасигова Л. Б.

3 «в»

«Все цвета кроме черного».

Художественно – эстетическое направление

Сагкаева М. Н.

4 «а»

«Умелые ручки».

Художественно – эстетическое направление

Коломенская В. Г.

3 «б»

Информатика в играх и задачах.

Научно – познавательное направление

Музаева А.А.

4 «в»

«Занимательная грамматика»

Научно – познавательное направление

Прокофьева Е. В.

1 «а»

«Занимательная математика».

Научно – познавательное направление

Кобесова Р..М.

1 «б»

«Умелые ручки».

Художественно – эстетическое направление

      Основная задача этих кружков заключается в развитии творческих способностей, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Занятия в кружках  сочетают различные виды: экскурсии, игровую деятельность, классные часы, беседы, практические работы, проектную деятельность. Именно во внеурочной деятельности дети ведут себя иначе, что  дает возможность  увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.  

      Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности. Например, на предметных неделях все дети были вовлечены во все конкурсы. Были задания, к которым надо было подготовиться. Дети сами предлагали разобрать задания во внеурочной деятельности.

   Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

   Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

    Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Так вот с утра дети, рассматривали стенды, дабы удостовериться висит ли его работа?

   Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.   (4 слайда)

     Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

     Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

      Во внеурочную деятельность входят также: олимпиады – в этом году прошли в 4–х классах, индивидуальные и групповые занятия -  отработка пропущенных тем обучающимися, научно – исследовательская работа – с начальной школы выступили учащиеся: Прокофьевой Е.В., Коломенской В.Г., Меликовой Р.Н.

     Внеурочная деятельность позволяет уделить внимание каждому ученику, помогает учащимся адаптироваться с учителями и со сверстниками, развивает такие способности, как творчество, нравственность, доброжелательность.