Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
материал (2 класс) на тему

Букина Лариса Юрьевна

 

Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_idu_na_metapredmetnyy_urok.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

 «Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносила эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»

Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду 
на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

  • что я делаю? (предмет деятельности); 
  • для чего я это делаю? (какова цель); 
  • как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы); 
  • какой это дает результат? 
  • за счет чего этот результат достигнут? 

Конечно, прежде всего я работаю на результат.

Метапредметные  результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 
  • смыслообразование; 
  • нравственно-этическая ориентация. 

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

  • целеполагание; 
  • планирование; 
  • прогнозирование; 
  • контроль; 
  • коррекция; 
  • оценка; 
  • саморегуляция. 

Познавательные  универсальные учебные действия -    действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

  • общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); 
  • логические (анализ; синтез;  доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); 
  • постановка и решение проблемы. 

Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 
  • постановка вопросов; 
  • разрешение конфликтов; 
  • управление поведением партнера; 
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Метапредметы (по А.В. Хуторскому) :«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».«Наличие фундаментального образовательного объекта».Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

Метапредметы (по Ю.В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

Традиционный подход

Метапредметный подход

1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.

1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.

2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.

 

3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.

Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.

Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит 
универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).

Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

Основная задача метапредмета 
«Знак»: формирование у школьников способности схематизации.

Основная задача метапредмета 
«Знание»: формирование способности работать с понятиями. 

Основная задача метапредмета
 «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

Основная задача метапредмета 
«Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Особенности метапредметного занятия:

  1. Это интегрированное занятие. 
  2. Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. 
  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. 
  4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. 
  5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности. 

Примеры метапредметных категорий:

  1. Определение и понятие. 
  2. Рисунок и схема. 
  3. Знание и информация. 
  4. Цель и задача. 
  5. Роль и позиция. 
  6. Модель и способ. 
  7. Содержание и форма. 
  8. Знание и незнание. 
  9. Порядок и хаос. 
  10. Изменение и развитие. 
  11. Простое и сложное. 

Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. 
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. 
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация. 
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль. 
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал. 

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер. 
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. 

Требование к учителю

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! 
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов. 
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. 
  • Чётко и точно формулировать задание. 
  • Способность к импровизации. 
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. 
  • Учитель не актёр, а режиссёр! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок "Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК- -ЧН-"

УМК: «Начальная школа 21 века»Продолжительность урока: 45 минут.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.Цель урока: сформировать...

Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"

Обобщение по теме "Имена прилагательные"...

метапредметный урок "Задача"

урок по математике...

презентация к метапредметному уроку

презентация к метапредметному уроку...

Урок мужества "Мы должны всё помнить и чтить"

Расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла- участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель; пробуж...

Метапредметный урок во 2 классе "Урок Победы"

Урок, посвященныйсобытиям Великой Отечественной войны во 2 классе.«Блокада Ленинграда»...