Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Турутина Наталья Александровна

Обобщение по теме "Имена прилагательные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._russk.yaz_.3_kl.-prilag.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МКОУ  СОШ № 2 г. Пласт, Челябинской области, Турутина Н.А.

УМК:  «Школа России».

Учебник: «Русский язык»» 3 класс. Часть 2. Авторы-составители: Т.Г. Рамзаева; Москва, «Дрофа», 2009 год.

Раздел:  Имя прилагательное.

Тема урока: Употребление в речи имён прилагательных.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Обучающая:

расширить знания детей  об окружающей действительности;

формировать навык точного употребления прилагательных в устной и письменной речи;

Развивающая:

         1.формировать умения осуществлять мыслительные операции:          наблюдать, сравнивать, группировать. Делать выводы;

2. развивать сенсорную сферу через музыку, экранные изображения, физкультпаузу;

развивать творческие способности учащихся;

Воспитывающая:

способствовать формированию нравственных качеств, черт      характера учащихся через создание благоприятной психологической атмосферы.

Оборудование:

сигнальные карточки;

фигуры и карточки для индивидуальной работы;

таблички – рефлексия, коробочки со «смайликами».

                                 

                                      Ход урока:  

I. Подготовка к уроку. Создание доброжелательной атмосферы.

- Какой сейчас урок?

Проверим готовность.

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

 Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается большой успех». Как вы это понимаете?

Я желаю вам много «маленьких удач» на нашем уроке.

II. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

1). -Посмотрите на экран. Тут зашифрованы 2 слова. Догадайтесь, какие?

СПУРЩИЕЛСАТГВАИТТЕЕЛЛЬЬННООЕЕ

- Что называется существительным?  Прилагательным?

- Как думаете, почему они стоят рядом?

- Приведите примеры их связи.

2). –О какой части речи знаете  больше? (сущ.)   Меньше?  (прил.)

-  Хотите узнать о нём больше?

- На какие вопросы вы  хотели бы получить ответ?

- Для чего…?

- Какую роль….?

Цель урока:   – Какую роль в языке выполняют им. прилагательные? ЭКРАН

 

- Вот какие вы молодцы! Вы сами сформулировали гл. вопрос, на который мы должны сегодня ответить на уроке.

III.  Подготовка к восприятию нового.

1).Актуализация  опорных знаний. Мотивация к деятельности.

1. – Прочитайте.  

 Песня, красное, в.сёлая, в.терок, звонкие, со.нце, руч.и. тёплый. (ЭКРАН                                                                        

                                                                                                                                                 - Это текст?  

   - Предложения?

- А что это?

- О каком времени года…?  (весна)

- К НАМ В ГОСТИ ПРИШЛА ВЕСНА!

- Она пришла не с пустыми руками, а с цветами. За каждое правильно выполненное задание она будет дарить вам цветы, а в конце урока будет сюрприз.

2. Что это?   (Слова)      Что в них? (орфограммы)    

-Что можно сделать со словами?

- Какая орфограмма? (безударная гласная)

- А какие орфограммы не показаны, но есть?

- ВЕСНА  ДАРИТ ВАМ ЦВЕТОК,

3. – Какие задания можно придумать с этими словами?

-  Разделите их на 2 группы. Какие?

- Докажите, что это существительное.

-…………………..прилагательное.

2). Создание проблемной ситуации.

 – Попробуем соединить слова в пары (хором)

песня            (какая?)    красное

ветерок        (какой?)   весёлая

солнце         (какое?)    звонкие

ручьи           (какие?)    тёплый

  -  Можно так сказать?

- Подберите к сущ. Подходящие по смыслу прилагательные.

- Как это сделать? (по вопросам)

- Что мы получили? (словосочетания)

Вывод:- С какой частью речи связано  прилагательное?

- Как устанавливается связь?

- ВЕСНА ДАРИТ ВАМ ЦВЕТОК.

IV. Первичное закрепление.

1). – А теперь попробуем выбрать словосочетания из текста упражнения.

- Прочитайте текст.

- О каком времени года говорится? Почему?

 - Пока будет играть музыка, вы попробуете самостоятельно выписать все словосочетания: сущ.+ прил.   (1 ученик на индивидуальной  доске)

Самопроверка: (с доски)

- У кого правильно, нарисуйте солнышко.

- А ВЕСНА ДАРИТ ВАМ ЦВЕТОК.

- Что вы вообразили, слушая музыку?

                                         ФИЗМИНУТКА.

Наши тонкие цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

росой она умылась,

- изящно покружилась.

 Качнулась и присела,

 и к цветочкам полетела.

V. Повторное закрепление.

1). Самостоятельная дифференцированная работа.

  – Пока вы отдыхали на перемене, ВЕСНА принесла вам интересные задания, они у вас на карточках для каждого.

 Те, у кого треугольник, слушают меня, а остальные закрыли ушки.  

        - Вам  списать и подчеркнуть прилагательное волнистой чертой.      Справитесь?

        - Списать, вставляя, подходящие по смыслу,  прилагательное. Задание понятно?

        - Списать, вставляя прилагательное, которые должны придумать самостоятельно.

- Это самое трудное задание.

Самопроверка, самоконтроль: - Проверяют все.

           - Прочитайте предложения. Что подчеркнули волнистой чертой?

- Проверьте, просигнализируйте сигнальной карточкой.

- У кого правильно, нарисуйте на полях солнышко.

- А ОТ ВЕСНЫ ВАМ ЕЩЁ ЦВЕТОК.

         - Прочитайте текст с экрана.

- А теперь свой. (1 ученик)

- Проверяем (те, у кого в группе квадрат), сигнализируем.

- Какой текст вам больше понравился?   Почему?

- У кого правильно, нарисуйте солнышко.

- ВЕСНА ВАМ ДАРИТ ЦВЕТОК.

 

        -Прочитайте текст с экрана.

- А теперь свой.

- Чей текст вам понравился больше?    Чем?

- Какие слова сделали его красочным?

- Нарисуйте солнышко.

- ВЕСНА ВАМ ДАРИТ ЦВЕТОК.

Вывод: Какова роль прилагательных в речи? (делает речь ярче, красочнее)

2).   – Весна принесла вам ещё подарок.

–  Я буду называть признаки этого предмета по одному.

- Кто угадает с первого слова?

Нежный

Тонкий

Ранний

Душистый

Первый            

(подснежник)

- Почему его так называют?

                                       

                              Легенда о подснежнике.

Русская легенда утверждает, что однажды старуха-Зима со своими спутниками - Морозом и Ветром решила не пускать на Землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Поэтому подснежник считают вестником Весны.

- Какие слова помогли догадаться? (прилагательные)

- Какое именно?   (толкование слова – вестник)

 

 Вывод: - Ответим на главный вопрос урока: Какую роль в языке выполняют прилагательные?

3). Обогащение словарного запаса детей.                                                        

- На уроке мы называли много прилагательных, которые пополняли наш словарный запас.

- Какие имена прилагательные вы запомнили?

- Какие вам понравились?

Итог урока.

1). Правила поведения в лесу.

 – Посмотрите, какой букет у нас получился.   Красиво?

– Но не надолго. Почему?

- Значит, о чём надо помнить, когда срываем цветы?

 Если я сорву цветок,

если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

 и не будет красоты!

2). Рефлексия.

- Урок подошёл к концу.

-Вернёмся к девизу нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!»

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Кому было на каком-либо этапе трудно? (показывают светофоры)

- Кто, чувствуя поддержку товарищей, справлялся с заданиями?

Как работал ты? Оцени себя…

У вас на столе есть жетоны.  У доски три коробочки со «смайликами».

Опустите свой жетончик в нужную коробочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи»....

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...