Урок развивающего контроля
статья на тему

Елена Васильевна Кудрявцева

Проектируя урок, педагогу необходимо выстраивать его на основе системно-деятельностного подхода, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся.Таким образом цели «урока развивающего контроля»:

1.  «содержательная» - формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

2.   «деятельностная» - контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

         Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа:

1) проведение контрольной работы;

2) анализ контрольной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvivayushchego_kontrolya.rar1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развивающего контроля

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться

 без помощи учителя.

Элберт Хаббард

  Проектируя урок, педагогу необходимо выстраивать его на основе системно-деятельностного подхода, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся.Таким образом цели «урока развивающего контроля»:

1.  «содержательная» - формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

2.   «деятельностная» - контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

         Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа:

1) проведение контрольной работы;

2) анализ контрольной работы.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа. Эти этапы проводятся на разных уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

Почему 2 этапа, а не 2 урока??? (это может занять полтора урока, два урока или более)

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;
  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и  рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.  Т.е. на уроке развивающего контроля мы выбираем критерии оценивания, происходит оценивание учащегося и в итоге выставляется отметка.

Формы организации уроков развивающего контроля

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;

взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок;

педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля

Какие же основные требования к этапам уроков развивающего контроля. Как было уже сказано выше, данные уроки по методике и по структуре напоминают уроки рефлексии. Структура урока включает в себя так же 9 этапов. Различия имеются в последних 2 этапах. Ещё одна особенность в том, что первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа.

Первый этап-это мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности (хочу-надо-могу) и актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы. Здесь устанавливается форма и процедура контроля и критерии оценок.

Второе этап - (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов. Остановлюсь на последних двух этапах, которых нет на уроках рефлексии.

Это: 8 этап - этап решения заданий творческого уровня.

Основной целью этапа включение в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
  • выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

И,  9 этап - рефлексия деятельности на уроке – самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для его реализации учащиеся:

  • проговаривают механизм деятельности по контролю;
  • анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
  • называют способы действий, вызвавшие затруднения;
  • фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
  • оценивают полученные результаты собственной деятельности;
  • при необходимости определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
  • намечают цели последующей деятельности.

Урок развивающего контроля требует особого методического сопровождения: должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы, лучше в тестовой форме, с учениками оговариваются критерии оценок.

Особую значимость на уроках развивающего контроля приобретает этап самоконтроля, на котором ученик должен использовать приобретенные им навыки:

  • при возникновении затруднений – обращаться к учителю за помощью,
  • при проверке работы – уметь работать с образцом и эталоном;
  • при обнаружении ошибки – рассуждать по алгоритму рефлексивного анализа деятельности.

В педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.

В помощь предлагаю алгоритм конструирования урока развивающего контроля:

  • Определение форм и приемов контроля.
  • Составление контрольной и самостоятельной работы.
  • Разработка образца для самопроверки.
  • Разработка алгоритма проведения контрольной работы.
  • Вычленение необходимых ЗУНов и способов их повторения.
  • Разработка подробного образца и эталона для самопроверки.
  • Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор для них заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).

Источники:

  1. http://gigabaza.ru/doc/86984.html 
  2. http://gigabaza.ru/doc/96047.html
  3. http://petyaksheva.ucoz.ru/index/tipologija_urokov_po_fgos/0-76
  4. http://www.kangly-school.ru/_info/metod/urok.pdf
  5. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5901/Itemid,118/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развивающего контроля по русскому языку в 1 классе (программа Л.В.Занкова)

Урок составлен в соответствии с новым ФГОС.  Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме: « Звуки и буквы» Цель:·        учить анализировать ...

Урок развивающего контроля

Тема урока: работа над ошибками, допущенными в диктанте. Цель: ученик, умеющий анализировать свои ошибки и выполнять коррекцию пробелов.На уроке особое внимание уделялось таким учащим...

Урок развивающего контроля

26.11.2009-  Гирич З.Л..Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Тип урока: урок развивающего контроля (урок 2).Цель: ученик, умеющий анализировать свои ошибки и выполнять коррекци...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля

Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" ( урок развивающего контроля)

На уроке развивающего контроля используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass, используются межпредметные связи, технологии развития критического мыщления, группового обучения, л...