Работа с одарёнными детьми
учебно-методический материал на тему

Гомбожапова Светлана Самбуевна

    Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно, важный вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

        Выявление одаренных учащихся требует комплексного подхода и включает в себя:

-   психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации достижений);

-   наблюдения;

- мнения окружающих людей (родителей, учителей);

- анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности;

-  создание банка данных по талантливым и одаренным детям

       Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности школьников, а также выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.

        Дальнейшая работа психологической службы школы с одарёнными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся (для оказания необходимой психологической поддержки), их родителей и учителей (для создания необходимых условий развития одаренных учащихся, коррекции программы обучения).

Учебный год,

класс

Способы выявления способностей обучающихся

к разным видам деятельности

научной

творческой

спортивной

2012-2013

2 класс

Диагностики, тестирование

Листы наблюдений за формированием УУД модификация методики

Дембо-Рубенштейн

Диагностика отношение ребенка к здоровому образу жизни

2013-2014

3 класс

Методики

для выявления

уровня интеллектуального

развития

Диагностика уровня

развития познавательных

способностей, методика

Т.Е.Рыбакова

Методика «Отношение

ребенка к обучению»

Диагностика

Здоровья по почерку Оценка

социального

благополучия и

личностной

устойчивости

2014-2015

4 класс

Анкеты «Уровень

воспитанности учащихся»,

методика для изучения

социализированной личности

ребенка (М.И.Рожкова)

Психологическая готовность

к переходу

в среднее звено

общеобразовательной

школы

Оценка самочувствия,

активности,

настроения

(тест "САН")

2015-2016

1 класс

Мониторинг предшкольного образования          Диагностика

«Адаптация ребёнка к обучению»

 (методика Науменко)

Диагностика характерологических особенностей личности

Анкетирование «Отношение здоровью»

2012-2013

2 класс

Диагностики, тестирование

Листы наблюдений за формированием УУД модификация методики

Дембо-Рубенштейн

Диагностика отношение ребенка к здоровому образу жизни

    Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно, важный вопрос.

    Наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности. 

   

     Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Методика моей работы указано в «Плане работы с одарёнными детьми» и реализуется совместно с учителями, администрацией, с педагогами дополнительного образования и родителями.

Работа с одарёнными детьми 1-4 классов  

МБОУ «СОШ № 1» г.Северобайкальск

на 2017-2018 учебный год

Работа с одарёнными детьми (ОД) осуществляется по направлениям:

1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

  •     социально-психологическое изучение учащихся школы;
  •     отбор одаренных детей;
  •     психологическое обследование одаренных учащихся;
  •     психофизиологическое и медицинское обследование ОД;
  •     психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;
  •     беседы с родителями ОД.

2. Психолого-педагогическое сопровождение ОД

  •    создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОД;
  •     создание развернутых характеристик на ОД;
  •     организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;
  •     разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;
  •     оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».
  •     организация психолого-педагогического семинара для учителей.
  •     Организация мониторинга развития ОД. 

3.     Организация работы с ОД во внеурочной деятельности

Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:

  •         Организацию кружковой работы;
  •          Организацию спецкурсов по выбору;

4.    Организация работы с ОД  в рамках учебного процесса

Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внекласссных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:

  •         Организацию кружковой работы;
  •         Организацию спецкурсов по выбору;
  •         Организацию олимпиад по учебным предметам;
  •         Организацию проектной деятельности;
  •         Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
  •         Организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время).
  •         Организацию предметных выставок.
  •         Организацию  праздников.
  •         Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
  •          Выпуск стенгазет.
  •        Образовательные туристические поездки.

 5.   Материально-техническое и информационное обеспечение

  • Обеспечение нормальной наполняемости классов.
  • Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС.
  • Укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной, и художественной литературой.
  • Подключение школы к сети INTERNET.
  • Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.

6.  Взаимодействие с организациями

  • С Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (БРИОП).
  • С ГМО учителей начальных классов.
  • С центральной детской библиотекой.
  • С детским садом.

План работы с одаренными детьми МБОУ «СОШ № 1» на 2017-2018 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1.

1. Реализация коррекционно-развивающей программы интеллектуальной сферы и креативности учащихся

Учителя, психолог.

1.1.

Накопление банка данных «Одарённые дети». Ведение картотеки учащихся, проведение опроса учителей, классных руководителей методом независимой характеристики

В течение года

Учителя, психолог

1.2.

Подбор и изучение психологической литературы для проведения диагностики среди учащихся

Сентябрь

Ноябрь

Учителя, психолог.

1.3.

Проведение диагностики среди учащихся 1-4 классов

Учителя, психолог.

1.4.

Работа по выявлению одарённых и талантливых учащихся, их способностей

В течение года

Учителя, психолог.

1.5.

Проведение анкетирования одарённых детей по различным проблемам, актуальным для школы

2 раза в год

психолог

1.6.

Собеседования с учителями, работающими с одарёнными детьми

Постоянно

Зам. директора по УВР Устинова Ю. В.

1.7.

Организация и проведение психологических тренингов среди старшеклассников по выявлению интеллектуальных способностей

В течение года

Педагоги-психологи

1.8.

Оказание консультативной помощи семье, детям по проблемам обучения

В течение года

психолог

1.9.

Организация работы с одарёнными учащимися по развитию личности, коммуникативных способностей через психологические часы

Постоянно

Учителя, психолог.

1.10.

Организация и проведение психологических тренингов среди старшеклассников по выявлению интеллектуальных способностей

В течение года

Учителя, психолог.

2.

2. Организация мероприятий по развитию интеллектуально-творческих способностей

Учителя, психолог.

2.1.

Вовлечение детей в творческие кружки, студии

До 15.09.2017

Кл. руководители

2.2.

Конкурсы творческих работ (сочинений, рисунков, прикладного искусства)

По плану работы

Зам дир. по УВР Устинова Ю. В.

Рук. ШМО Манькова Т.И.

2.3.

Проведение конкурсов по предметам на выявление одарённых и талантливых детей, участие в олимпиадах различного уровня

В течение года

Зам дир. по УВР Устинова Ю. В.

Рук. ШМО Манькова Т.И.

2.4.

Проведение смотров, конкурсов художественной самодеятельности

По плану работы

зам. директора по ВР

Замулина Е. П.

2.5.

Проведение предметных недель, организация конкурсов интеллектуалов, эрудитов.  

По плану работы

Зам дир. по УВР Устинова Ю. В.

Рук. ШМО Манькова Т.И.

2.6.

Проведение конкурса «Ученик года»

По плану работы

Зам дир. по УВР Устинова Ю. В.

Рук. ШМО Манькова Т.И.

2.7.

Участие в городских конференциях, конкурсах, исследовательских проектах.

в течение года

Учителя, классные руководители

2.8.

Межрайонная научно - практическая конференция «Росток»

Апрель 2018

Учителя, классные руководители

2.9.

Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

Постоянно

Учитель информатики

Кочергина О. И.

2.10.

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми.

Апрель 2018

Учителя, классные руководители

2.11.

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

В течение года

Учителя, классные руководители

2.12.

3. Организация мероприятий  по развитию физической сферы развития детей

Постоянно

Учителя физической культуры

3

Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки

Сентябрь

Классные руководители, учителя физической культуры

3.1.

Проведение  спортивных конкурсов  и соревнований

В течение года

Классные руководители, учителя физической культуры

3.2.

4. Поддержка  и развитие интеллектуально-творческих способностей детей

Учителя

4.

Развитие критического, рационального мышления детей на уроках

В течение года

Учителя

4.1

Организация проектной и  исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности

В течение года

Учителя, классные руководители

4.2.

Проведение классных интеллектуальных мероприятий

В течение года

Учителя, классные руководители

4.3.

Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

Постоянно

Зам директора по УВР

Устинова Ю. В.

4.4.

Углубленное изучение отдельных предметов.

Постоянно

Учителя

4.5.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей.

Постоянно

Учителя, классные руководители

4.6.

  Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

Май 2018

Учителя, классные руководители

5.

Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, республиканских олимпиад.

Постоянно

Учителя, классные руководители

5.1.

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

В течение года

Учителя, классные руководители

5.2.

Отправление благодарственных писем родителям.

В течение года

Классные руководители

5.3.

Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

В течение года

Классные руководители

 6.

Материально-техническое и информационное обеспечение.

6.1

Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС.

Постоянно

Зам.директора по АХЧ

Рыкова О. М.

Классные руководители

6.2.

Укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной, и художественной литературой.

В течение года

Зав. библиотекой

Лукьянова Н. И.

6.3.

Подключение школы к сети INTERNET

В течение года

Директор школы

Ларионова В. Н.

6.4.

Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.

В течение года

Директор школы

Ларионова В. Н.

Конкурсы, турниры  учащихся 2-4 классов в 2017-2018 учебном году

п/п

Конкурсы, турниры

Сроки исполнения

Ответственные

Международный конкурс-игра «Русский медвежонок»

Ноябрь 2017

Зам директора по УВР

Устинова Ю. В.,

учителя  

Всероссийская олимпиада школьников по предметам:

(школьный этап)

(муниципальный этап)

(региональный этап)

Октябрь 2017

ноябрь, декабрь 2017

январь 2018

Зам директора по УВР

Устинова Ю. В.,

учителя

Онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным»

В течение года

Учителя  

Международная математическая конкурс-игра «Кенгуру»

март 2018

Зам директора по УВР

Устинова Ю. В.,

Учителя

Всероссийский конкурс «Пегас»

Февраль 2018

Зам директора по УВР

Устинова Ю. В.,

учителя

Всероссийский конкурс «ЧИП»

Апрель 2018

Зам директора по УВР

Устинова Ю. В.,

учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....