Статья «Приемы организации отработки, самоконтроля и коррекции учащимися своих РРФ ОУУ»
статья на тему

Самопроверка учащимися понимания и применения норм учебной деятельности  в ходе уроков по разным учебным предметам может проводиться как устно, так и письменно.

   Если учитель использует в своей работе технологию деятельностного метода,  то при вхождении в каждый из этапов  урока он организует мотивационные процессы, предполагающие озвучивание учащимися своего понимания норм учебной деятельности. По завершению же этапов  и в конце урока организуется рефлексия того, насколько успешно эти нормы применялись.  И тогда здесь попутно происходит не только закрепление  ОРФ ОУУ  на различных этапах учебной деятельности, но и самоконтроль и коррекция ими умения выполнять соответствующие организационно-рефлексивные действия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Приемы организации отработки, самоконтроля  и коррекции  учащимися своих РРФ ОУУ»

учитель начальных классов

Назаренко Алла Марьяновна

   Самопроверка учащимися понимания и применения норм учебной деятельности  в ходе уроков по разным учебным предметам может проводиться как устно, так и письменно.

   Если учитель использует в своей работе технологию деятельностного метода,  то при вхождении в каждый из этапов  урока он организует мотивационные процессы, предполагающие озвучивание учащимися своего понимания норм учебной деятельности. По завершению же этапов  и в конце урока организуется рефлексия того, насколько успешно эти нормы применялись.  И тогда здесь попутно происходит не только закрепление  ОРФ ОУУ  на различных этапах учебной деятельности, но и самоконтроль и коррекция ими умения выполнять соответствующие организационно-рефлексивные действия.

   Для того чтобы работа по формированию ОРФ ОУУ носила системный характер,  я должна не только сама освоить механизмы их формирования и технологию деятельностного метода в целом, но и по-другому планировать свой урок, начиная с постановки целей. А именно, в целях урока сегодня недостаточно выделить те предметные знания и умения, которые планируется сформировать у учащихся, а надо, прежде всего, определить, какое приращение в освоении УУД состоится у детей на этом уроке (например, они должны приобрести опыт прохождения тех или иных шагов учебной деятельности, уточнить ее структуру или понимание  нормы некоторого шага, отработать и закрепить умение выполнять этот шаг, осуществить устный или письменный самоконтроль его выполнения и т.д.) Но тогда надо запланировать и то, как эта цель будет осуществляться, а после урока – отрефлексировать, достигнута ли  поставленная цель или нет, определить, нужны ли корректирующие действия, каков следующий шаг.

   Для организации устного самоконтроля учащимися своих ОРФ ОУУ я должна запланировать и осуществить постановку в ходе уроков специальных вопросов,  направленных на процессы и результаты выполняемых ими учебных действий, а не на предметные  усваиваемые знания и умения. Несколько примеров таких вопросов:

- На каком этапе учебной деятельности ты сейчас находишься?

- Как ты будешь выполнять следующее учебное действие?

- Чем ты можешь подтвердить, что достиг поставленные учебные цели?

- Каким способом  ты сейчас работал (когда строил новое знание или отрабатывал умение его правильно применять?)

   Помогаю учащимся построить правильные ответы на эти и подобные им вопросы. При этом, с одной стороны, происходит уточнение и отработка умения применять нормы различных шагов учебной деятельности. С другой стороны, учащиеся здесь имеют возможность сопоставить свои ответы с ответами, построенными вместе с учителем, то есть выполнить самоконтроль правильности своих ответов, а в последующем-скорректировать свои учебные действия.

      Для организации письменного самоконтроля использую следующий прием. На запланированном для самоконтроля этапе урока учащимися выдаю таблицу.

Индивидуальная версия ответа

Согласованная версия ответа

   Прошу детей записать в левой части таблицы свой собственный ответ на выбранный им вопрос, предназначенный для отработки и самоконтроля, а затем, опираясь на введенные ранее нормы выполнения каждого шага учебной деятельности, организую получение детьми согласованной версии ответа, которую  они записывают в правой части таблицы.

   После этого предлагаю учащимся сравнить свои индивидуальные и согласованные в классе версии, оценить и обосновать правильность своих ответов, а в случае, если были допущены ошибки, найти и указать их, определить причину ошибок и способ коррекции.

   Вопросы для отработки ОРФ ОУУ  и структуру согласованных ответов можно брать из системы диагностики.  Например, если на уроке математике по теме «Задачи на нахождение  части от числа» учитель запланировал организовать отработку и самоконтроль учащимися умения ставить цели своей учебной деятельности, то после выявления ими причины затруднения («не знаем способа решения задач на нахождение части от числа») он может предложить им следующее задание:

   «Исходя из понимания причины затруднения в выполнении пробного задания, сформулируй и запиши две основные цели своих предстоящих учебных действий».

   Тогда после самостоятельного  заполнения детьми левой части таблицы и внесения в нее согласованной версии ответа, она может выглядеть так:

Индивидуальная версия ответа

Согласованная версия ответа

Учащиеся заполняют самостоятельно

1.Построить способ решения задач на нахождение части  от числа.

2.Потренировать умение правильно применять построенный способ решения задач на нахождение части  от числа.

   Сравнивая свою собственную версию ответа с согласованной, ученик имеет возможность оценить правильность своих ответов (верно или неверно), если допущены ошибки-найти их (например, неверно указан способ, который надо построить, или отсутствует  вторая цель), понять их причину (недостаточное знание того, как ставятся цели учебной деятельности),  определить способ коррекции (уточнить, как ставятся цели учебной деятельности).

   Так, постепенно и поэтапно отрабатывая каждый шаг учебной деятельности, у учащихся будет формироваться знание и понимание ее структуры, смысла и значения каждого шага, умение самостоятельно организовать свою учебную деятельность, то есть умение учиться.

Используемая литература:

  1. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». Методическое пособие.-М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…»,2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Эффективные приемы организации рефлексии на уроке

«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целе...

Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...

Статья "Приемы формирования самоконтроля знаний и умений учащихся"

Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они е...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...