Сказки по обучению грамоте
консультация на тему

Трофименко Наталья Владимировна

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки по обучению грамоте

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма) и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Важно, чтобы ребёнок:

  •  не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  •  умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и         глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  •  под руководством педагога формировал познавательное    отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. По моему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  •  сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

На этапе знакомства с буквами. В своей работе я говорю о том, что звук мы произносим и слышим, а букву читаем и пишем. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
  • фасоли и другие мелкие предметы;
  • вырывать из бумаги образ буквы;
  • получить в подарок букву;
  • угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • вылепить из пластилина, теста;
  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Работая в детском саду с детьми логопедической группы, в течение всего времени, я использую различные методики по обучению грамоте и пришла к выводу, что сказка является самым интересным и доступным для детей методом знакомства со звуками и буквами.

Предлагаю вашему вниманию несколько таких сказок.

«ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ»

Ясное Солнышко светило высоко в небе. Птичка Щебетушка пела песенку своим маленьким птенцам, а медвежонок Мишка отправился в лес по сладкую землянику.

- Пи-пи-пи, – послышалось рядом. Под кустом сидел маленький Мышонок и жалобно плакал.

- Что случилось? – спросил медвежонок Мишка.

- Мою норку затопило водой. Где же я теперь буду жить? Я хочу спать в свой кроватке и на своей подушечке, хочу кушать вкусные пирожки, – ещё сильнее заплакал Мышонок.

- Ква, ква, ква, – это лягушка Квакушка прыгает чтобы помочь. – Я услышала ваш разговор и хочу вам помочь.

- Неужели мне может кто-то помочь? – продолжал плакать Мышонок.

- Мы построим тебе домик из сухих шишек, – решил Мишка.

- Домик? Но ведь мышата живут в норках, а не в домиках, – все ещё плакал Мышонок.

- Необходимо построить домик на высоком месте под кустиком, – подсказала птичка Щебетушка. – Там будет тепло и уютно.

Под кустом шиповника Мишка подготовил место для домика. Лягушка принесла сухих шишек. А птичка Щебетушка – пушистые птичьи перышки. Все вместе они построили небольшой, но уютный домик для мышонка. Мышонок залез в домик, улыбнулся и прошептал:

- Спасибо тебе Мишка, и тебе Квакушка, и тебе Щебетушка, за помощь. Если бы не вы, пришлось бы мне жить в холоде и голоде. Вы хорошие друзья.

- А друзья, пропела птичка Щебетушка, – всегда должны приходить на помощь в тяжелую минуту. – И добавила: – Верный друг нужен каждому. Самому беды не одолеть.

Солнышко, которое вверху все слышало и видело, широко улыбнулось хорошим друзьям.

Задания и вопросы

1. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш  (при повторном чтении).

2. Подними руку, когда услышишь звук Ж (при повторном чтении).

3. Назови слово из сказки со звуком Ш , выделяя его голосом.

4. Назови слова с двумя звуками Ш.

5. Кто пошел в лес по землянику?

6. Кого встретил медвежонок? Что произошло с Мышонком?

7. Что предложил Мышонку медвежонок Мишка?

8. Где и из чего построили домик для Мышонка?

9. Кто строил домик для Мышонка?

10. Какой получился домик для Мышонка?

11. Что сказал Мышонок медвежонку, лягушке и птичке?

12. Что сказала птичка Щебетушка про друзей?

13. Что случилось бы с Мышонком, если бы не друзья?

14. У тебя много друзей, с которыми ты дружишь?

15. Были у тебя случаи, когда друзья тебе помогали?

16. Вспомни слова, в которых есть такие слоги как: ША, ШИ, ШО, ШУ.

«КАК ЛИСА КРАПИВУ В ОГОРОДЕ ВЫВЕЛА»

Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос. Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, и придумала!

Дай думает Лиса, когда Волк будет проходить мимо, приглашу его в гости!

Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок – серый бочок, заходи ко мне в гости, мы с тобой чайку попьем.»

Стал Волк в огород заходить и видит, что у Лисы в огороде крапивы видимо, не видимо. И спрашивает, он у лисы: «Лисонька, а зачем тебе столько крапивы в огороде? Зачем она тебе?». Лиса была хитрой и говорит Волку: « крапива обладает волшебным свойством. Кто крапиву сорвет, перестанет боятся и станет самым храбрым зверем в лесу».

Тут Волк и говорит Лисе: «Можно я сорву, попробую?» А Лиса ему говорит: «Сорви только не много. А я пока пойду, чай поставлю. » И ушла Лиса домой. Волк тем временем сорвал одну веточку крапивы и думает: «Нет, надо больше сорвать, чтобы быть самым храбрым зверем из всех».

Так веточка за веточкой, Волк всю крапиву и выдергал у Лисы в огороде. А Лиса в это время смотрела в окно, как Волк крапиву рвал. Волк, сорвав последнюю веточку, подумал, что Лиса ругаться будет и убежал прочь.

Вышла Лиса в огород и обрадовалась, что у нее в огороде больше нет крапивы!!!

«МЫШОНОК ШИШ»

Однажды Мышонок Шиш рано утром встал и на цыпочках к окошку подбежал.

- Эй, Мышонок, как дела? Чем так недоволен, может быть, простудой болен?

- Эх! – с грустью Шиш вздыхает, от досады головой качает. За окном мороз, метель метёт… Ветер дует, снег идёт. А у Жабы Жанны сегодня День Рождения, пригласила Жанна в гости на угощение. Ох, дорожку замело, по сугробам идти тяжело. Пойти к Жабе Жанне? Или нет? Может, вы дадите мне совет?

- Пи! Пи-пи-пи! Помогите, помогите! Если вам не трудно, подскажите! Какую одежду следует надеть, чтобы в такую стужу не простудиться и не заболеть?

Мышонок медленно собирается, очень долго одевается.

- Ай-ай-ай! – покачала головой мама Мышь. Крошка-сын, поторопись! Опоздаешь ведь, малыш!

И вправду подумал Мышонок:

- Некрасиво заставлять себя очень долго ждать. Жаба Жанна будет за меня переживать, потом на меня сердится. Опаздывать, ясное дело, не годиться!

- Пи! – громко запищал Мышонок. Пи-пи-пи! Одеться, мама, помоги!

Строго отвечает мама Мышь:

- Сам! Ты большой уже, мышонок Шиш!

Мышонок изо всех сил старается, но быстро не выходит, не получается. Может, Мышонку помощь мы предложим и чуть-чуть ему поможем?

- Буду очень рад! Шифоньер и шкаф смелее открывайте, только тёплую одежду выбирайте…

- Пи! Пи-пи-пи! Благодарю! В гости к Жабе поспешу. Хотите, и вас с собой возьму?

А Жаба Жанна живёт глубоко под землёй вместе со старшей сестрой. Старшая сестра – Шарлотта. Шарлотта – Лягушка. Сейчас Шарлотты нет дома: она ушла в соседнее болото к подружке.

Шарлотта и Жанна очень любят наряжаться, одним словом, модно одеваться. Сами шьют, вяжут, штопают, вышивают. Наряды перед зеркалом часами примеряют.

Целый день Жаба Жанна дома провела. В жёлтой пижаме ходила с утра. У зеркала и вертелась, и кружилась. Сама с собой разговорилась:

- Жи-жа! Пиджак, бриджи, жакет, а может надеть жилет? Манжетки, фуражка, жабо. Ах, как выбрать одежду совсем нелегко. Ещё же бижутерия: жемчуг, серёжки и ожерелье. Можно надеть и босоножки, чтоб не озябли ножки. Жи-жа! Ужасно разболелась голова!

Бедняжка, увидев нас, испугалась, осторожно к ширме прижалась.

- Жи-жа! – от страха дрожащим голосом произнесла. Жуткая беда! Мышонка в гости жду, а что надеть решить я не могу. Жи-жа, пожалейте меня! В просьбе не откажите, будьте добры, помогите! Выберите, по-жа-жа-луйста, наряд быстрей, Мышонок скоро будет у дверей…

Жаба к зеркалу бежит, на отражение глядит. На себя любуется, от радости жмурится.

- Жи-жа! За помощь «большое спасибо» скажу. Открою вам секрет: добрей, вас в мире, нет!

Только к вечеру Мышонок к норке Жабы добрался, за опоздание вежливо извинялся.

У Жабы Жанны сегодня День Рождения, ещё с вечера приготовила Жанна для друзей угощение. Гостей приветливо встречает, к столу любезно приглашает. Гости с аппетитом кушают, весёлую музыку слушают.

Неожиданно стук в дверь.

- Ква-ква! Открой, сестра! Это я пришла.

Жаба Жанна дверь открывает, Лягушку Шарлотту крепко обнимает.

- Ква-ква! Не с пустыми руками пришла, всем мороженое принесла. Два из вишни, одно из ежевики, одно из груши, одно из шоколада. Ква-ква! Выбирайте любое. Ква-ква! Кому какое надо?

Все гости в один голос закричали:

- А мне из шоколада!

Друг другу уступать не хотят, каждый себе угощение желает забрать.

- Ква-ква! Что же делать? Как же быть? Как мороженое поделить?

Ёж подумал и первым предложил:

- Чьё поздравление Жанне больше всего понравится, тому шоколадное мороженое и достанется.

Гости Жабу Жанну дружно поздравляют: пожелания читают и подарочки вручают. Жаба внимательно слушает, а выбрать не может поздравление лучшее. Все поздравления хороши, потому что добрые, искренние и от души.- Ква-ква! Мне кажется, самое правильное решение, – вдруг вышла Лягушка Шарлотта из терпения, – поделить поровну вкусное угощение. Все гости обрадовались и озвучили то, о чём подумали:

- Ура! Как же раньше мы это не придумали!

- Жи-жа! До чего же это здорово взять и поделить всё поровну!

Гости в ладошки захлопали, ножками затопали:

- До чего же это здорово поделить всё поровну!

Посмотрели гости на стол, а мороженого и нет. А где оно? Как думаете? А мороженого и нет. Простыл его след. В норке очень тепло, растаяло вкусное мороженое давным-давно.

- Пи! Нехорошо, – подумал Мышонок Шиш. Пи-пи-пи! Нехорошо жадным быть! Лучше с друзьями всё поровну делить. А может лучше не делить, а просто взять и другу уступить?

До чего же это здорово взять и поделить всё с друзьями поровну!

«СКАЗКА ПРО ДЕВОЧКУ ОЛЮ»

Жила-была на свете девочка Оля. Ох и проказница же она была! Вечно выискивала себе приключения: то в лес убежит за грибочками, то возле речки камушки собирает.

Однажды Оля вместе со своим любимым котом Мурзилкой собрались в поход. На улице было жаркое лето, поэтому Оля пошла в легоньком сарафанчике и сандаликах, а Мурзилке Оля повязала на шею красный бант!

Долго шли девочка с котом по полянам и лесам.

По дороге они встретили змей, которые здоровались с путниками, шипя им: «Ш-ш-ш-ш».

Майские жуки пролетали у девочки с котиком над головой и пели им: «Ж-ж-ж-ж».

Под ногами прошелестела мышиная семья. Мама-мышь, укачивая мышонка, пела ему: «Ч-ч-ч-ч».

Оля с котиком даже встретили жнецов, которые косили пшеницу. Их серпы разрезали воздух: «Щи-щи-щи».

Не скучая и напевая песенки, Оля с Мурзилкой подошли к странной лужайке. Она была огорожена ярким забором из радуги с одной стороны, и ледяными сосульками – с другой.

Оле было так жарко, что она решила зайти на лужайку со стороны сосулек.

Как только девочка с котом ступили на ледяную лужайку, как подул сильный ветер, закружилась вьюга, снежинки завертелись над головой. Оле стало холодно, она озябла.

- Мурзик, Мурзик, не стоим, греем ручки!!!

Оля выдохнула сильную и теплую струю воздуха себе на ладони, сделав губки округлыми.

Немножко согревшись, Оля подхватила Мурзика и пробежала в центр лужайки.

Здесь царило лето! Возле радужного забора стоял маляр и красил его кисточкой: туда-сюда, туда-сюда. Оле стало тепло и весело, и она достала язычок, подняла его вверх, широким кончиком языка стала проводить по верхнему небу вперед-назад, повторяя за движениями маляра.

Насмеявшись, Оля с Мурзиком пошли дальше. В укромном уголочке лужайки они увидели сервированный стол. За столом сидел Бублик и буква «О», которые пили чай! Оба они были круглыми и смешными. «Что за чудеса», – подумала Оля и побежала к столу.

- Здравствуйте! – сказала девочка, когда оказалась рядышком.

Бублик подскочил к ней, взял за руки и расплакался.

- В чем дело? – спросила Оля.

- Помогите, помогите, мая подружка отказалась со мной говорить! – начал жаловаться Бублик.

- Конечно, – фыркнула Оля, – как же с вами разговаривать, когда вы так коверкаете слова! Вам непременно нужно научиться говорить букву «О». Делайте, как я!

Оля сомкнула зубки и начала попеременно вытягивать губы вперед, затем возвращалась в исходное положение.

- Вот так! Правильно, правильно! – учила Оля Бублика.

- Спасибо, девочка, что научила этого невежду, – сказала буква «О».

- Спасибо-о-о-о, О-о-о-о-Оля, – пропел Бублик, – садитесь с нами пить чай!

Оля с Мурзиком сели за стол. Бублик подал им чашечки с чаем. Только котик начал пить чай, как у него стало все проливаться на пол.

- Мурзик, повторяй за мной! – Оля широко открыла рот и расположила широкий язык на нижней губе. Приподняла края языка вверх, не касаясь верхних зубов.

Котик повторил за Олей, потом попробовал отпить чая, и у него вышло не пролить ни капельки!

К чаю Бублик и буква «О» подали вкусное варенье. Девочке было так вкусно, что она вся испачкалась. Тогда она начала вытирать ротик рукой, размазывая варенье по лицу.

Котик посмотрел на Олю, промурлыкал и показал, как нужно вытираться. Он приоткрыл ротик. Широкий язык приподнял вверх и расположил на губке. Кончиком языка выполнил по губке движение сверху вниз, слизывая варенье.

Оля облизалась, рассмеялась, поблагодарила Бублика и букву «О» и решила возвращаться домой.

На выходе с лужайки стоял Клоун с шариками. Он выдал девочке и котику по яркому шарику и показал им фокус: открыл рот, достал изо рта широкий язык и загнул его вверх. На кончик носа Клоун положил небольшой цветочек. Он подул с силой на кончик носа, и цветочек поднялся под теплой струей воздуха вверх и рассыпался миллионами звездочек.

Оля похлопала Клоуну в ладоши, расцеловала его и побежала догонять Мурзика, который убежал вперед. Пора домой, а то мама заждалась!

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: обучение грамоте - изобразительное искусство (тема: Зимняя сказка)

Интегрированный урок: обучение грамоте - изо (тема: Зимняя сказка)Цели:1)Закрепить умение характеризовать звуки, составлять слова, умение писать  имена собственные с большой буквы.2) Познакомить ...

Урок обучения грамоте "Сказки дедушки Корнея"

Разработка урока обучения грамоте по творчеству К.И.Чуковского....

Урок обучения грамоте. Внеклассное чтение. Н. Сладков "Лесные сказки" Сказка "Клёст и Дятел"

УМК "Школа 2100" 1 классУрок с презентацией: http://ru.calameo.com/read/0012924320bafc6cff5dc...

Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова

Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова. Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих ...

Урок обучения грамоте 1 класс Л.В. Занков. Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан».

Урок обучения грамоте 1 класс Л.В. Занков. Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан». Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих имён,  уч...

План-конспект урока обучения грамоте. Тема : "О доброй и мудрой Пушкинской сказке". 1 класс.

Данный урок составлен по материалам УМК "Школа 2100" с использованием ИКТ....

Обучение грамоте Тема: Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста. Написание заглавных букв Х, Ж. Сказки Х.К. Андерсена

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать наче...