План работы с одарёнными детьми
методическая разработка (1 класс) на тему

Кочкаева Лариса Анатольевна

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odaryonnymi.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Одесская средняя школа №2»

 Одесского муниципального района

Омской области

План работы

с одарёнными детьми

1-4 классы

на 2015-2019 уч. года

     

Разработчик: Кочкаева Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

       Человек способен мыслить творчески, и, вне всякого сомнения, – это чудеснейший из даров. Даром этим отмечен каждый.

Пояснительная записка.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

     Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель». Способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.

Задачи развития:

  • развитие личности одаренных учащихся;
  • развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
  • развитие позитивной Я-концепции;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность .

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  • в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  • какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь;  результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

I.   Цель и задачи   по работе с одаренными детьми:

1.       Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:  

- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

-обучение через методическую работу, педсоветы, самообразование;

- накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

-  знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

-проведение  различных внеурочных конкурсов,  интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

   2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

   Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

-отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления;

-  инициативности и творчества;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу

-  создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских     навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

-  внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы  современной    цивилизации.

- расширять возможности для участия одарённых и способных школьников  в российских, международных конференциях, творческих  конкурсах, выставках, олимпиадах.

-создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

3.      Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Для реализации третьей цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Создание системы урочной, внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм урочной и внеурочной деятельности.
  3. Организация системы исследовательской работы учащихся.
  4. Обеспечение доступности качественного образования.
  5. Создание условий для развития и комплексной поддержки одаренных школьников.
  6. Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
  7. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.

         II. Основные задачи методического обеспечения плана

-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;

 -совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

- расширить пространство повышения квалификации, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися. 

III. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

 1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 5. принцип    свободы  выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

 IV.   Направления работы:

1.      Диагностика склонностей учащихся и притязаний, обучающихся и их родителей. Создание банк данных.

  1. Пополнение  банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности (показатели в учебе, итоги олимпиад, конкурсов, конференций).
  2. Создание системы взаимодействия с внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для  выявления и воспитания одаренных детей.
  3. Забота о социальной защите и поддержке одаренных обучающихся
  4. Накопление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, осуществления индивидуализации обучения в 1-4 классах.

6.Повышение квалификации.

7.Осуществление целенаправленной работы по преемственности обучения начального и основного звена. (совместные МО, проблемные группы, взаимопосещения)

  1. Презентация опыта на педагогических советах, МО.
  2. Организация учебной  и внеучебной деятельности педагогами ставятся следующие задачи:

10.Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

      11.Проведение предметных декад, при организации которых ставятся следующие задачи:

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся (через конкурсы рисунков, устного творчества, сочинений, исследовательской деятельности, составлении различных головоломок и проч., музыкальное оформление тематических общешкольных мероприятий).

  12. Организация работы факультативов, секции

                  Формы работы с одаренными учащимися

-  групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися;

-  факультативы;

-  кружки по интересам;

-  интеллектуальный марафон;

-  участие в олимпиадах;

-  исследовательская работа учащихся.

 

Стратегия работы с одаренными детьми

1 этап – подготовительный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы.
  • Планирование работы с одаренными учащимися.
  • Распределение обязанностей
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.

Диагностика

Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:

  • творческое мышление;
  • уровень самооценки;
  • толерантность;
  • предпочтительные виды деятельности;
  • доминирование правого или левого полушария;
  • сила интуиции;
  • Вы лидер?
  • Вы считаете себя гением?
  • Что вам нравится (карта интересов)?
  • Диагностика задатков и склонностей личности;
  • Поведенческие характеристики одаренных детей;

. Составленный банк данных учащихся, которые учатся на «5» и «4» и имеют особые успехи в изучении отдельных предметов, соотносится с результатами диагностики психолога, социального педагога.

По итогам данного этапа работы можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

II этап – аналитический

Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

1 ступень (1-4-й год обучения) - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

III этап - организационно -деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми. Работа включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.

Работа с учащимися, имеющими высокий уровень познавательной деятельности

Цель: Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на создание условий для развития и саморазвития учащихся                                  

План работы с одаренными детьми

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

В т.г.

Изучение и реализация

2

3

4

Составление списков мотивированных учащихся с повышенными учебными способностями с  указанием предмета или направления

Формирование банка данных  учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности.

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка  Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.

Сентябрь

В т.г.

В т.г.

Списки

5

Планирование работы

Сентябрь

План

6

Составление карты одарённости детей:

  • тип одарённости
  • способности ребёнка
  • определение креативности обучающегося
  • экспертная оценка одарённости

В т.г.

Карта одарённости

7

Еженедельные  индивидуальные и групповые занятия

в т.г.

8

Предметная школа

в т.г.

9

Участие в конкурсах творческих работ

в т.г.

Участие

10

Проведение предметной олимпиады  по краеведению

Участие

11

Школьный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

Исследовательские работы

12

Участие во всероссийских конкурсах:

в т.г.

Сертификаты

13

Подведение итогов

Май

Анализ работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одарёнными детьми

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя....

План работы с одарёнными детьми 2 класса

Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

План работы с одарёнными детьми.

Одарённые дети требуют  особой организации учебного процесса.Важно их вовремя выявить и  с успехом развиваить положительные результаты в области знаний....

План работы с одарёнными детьми.

Работа представляет собой материал необходимый для работы со способными детьми....

план работы с одарёнными детьми на 2014-2015 учебный год

данный материал цель, задачи, принципы работы с одарёнными детьми, план работы на год...

План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....