Особенности использования технологии "Коллаж" в деятельности классного руководителя. Семинар.
методическая разработка на тему

Евстифеева Наталья Владимировна

Материал содержит методическую разработку использования приемов технологии "коллаж" во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kollazh.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Базинская основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягина

РМО классных руководителей

Особенности использования технологии «Коллаж»

в воспитательной деятельности

классного руководителя.

Подготовила

Евстифеева Н.В.,

учитель начальных классов

первой кв. категории

р.п. Бутурлино

2017 г.

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В педагогике “Коллаж” предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Реализуется в группах.

Технология «Коллаж» относится к интерактивным технологиям.

Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать  развивающие и воспитательные задачи:

Развивающие:

  • формирование художественно-оформительских способностей;
  • развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;
  • развитие творческого мышления;
  • выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;
  • развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

  • формирование авторских умений и навыков;
  • выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;
  • создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;
  • развитие личной и групповой активности, инициативы;
  • создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.

Коллажирование  дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников процесса художественных способностей. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить его  личностные переживания.  На мой взгляд коллажирование имеет признак здоровьесберегающей технологии, так как это творческий – природосообразный процесс. Кроме того, коллажирование решает  психотерапевтические функции, такие как:

  • позволяет работать со  своими   мыслями и чувствами;
  • является безопасным методом разрядки напряжения;
  • способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка,
  • выполняет функцию отвлечения и занятости;
  • развивает и усиливает внимание к собственным чувствам;
  • развивает   умение различать проблемные ситуации, понимать  чувства других людей, проявлять   гибкость в поиске решений и выдвижении идей;

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.

Методика и этапы работы:

  • Формирование небольших групп (не более 5 чел.).
  • Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж».
  • Работа групп (20-40-60 мин.).
  • Результат: демонстрация работ в виде небольшой выставки.
  • Рассказ о своем произведении представителей групп (по 5-7 мин. на каждый коллаж).
  • Совместное обсуждение темы и содержания коллажа и работа над ним (10-15мин.).

  При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу. Затем участники вывешивают свои работы на стену, и начинается обсуждение, в котором отмечаются следующие моменты:   эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату, какая часть коллажа особенно привлекательна и чем, а какая вызывает отрицательные эмоции и какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.            Обсуждение коллажа является также важнейшей частью работы. Можно даже утверждать, что без обсуждения использование коллажа не эффективно. Именно вербальный текст составляет ценность. Обсуждение может быть сделано в разных формах, в индивидуальном представлении коллажа или в форме групповой работы.

Работа в малых группах

Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (3-5 человек).
Работа в малых группах позволяет:

  • включить в работу весь классный коллектив;
  • поставить в активную позицию воспитуемых;
  • выявить лидеров, одаренных учащихся, создать условия для их развития и личностного роста;
  • создать возможность учащимся с проблемами в общении проявить себя;
  • научиться слушать и понимать собеседника;
  • брать на себя инициативу;
  • задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «не хуже»);
  • вырабатывать навыки социального взаимодействия;
  • соотносить свою позицию с мнениями других.
  • Рефлексия - завершающий компонент технологии

Формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Рефлексия выполняет важные функции (коррекция, компенсация, превенция). Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Понравилась ли вам работа в группе?
  • Кто в вашей группе чаще других брал на себя инициативу?
  • Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?
  • Легко ли вы приходили к общему мнению, обсуждая высказывания и суждения?
  • Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?
  • Оцените активность участников группы и свою собственную.


Мир, в котором я живу (глазами ребенка, учеников, взрослых, учителей)

Примерная тематика для создания коллажа

  1. Мы учимся.
  2. Школа будущего.
  3. Мой обычный (необычный) день.
  4. Учитель глазами учащихся.
  5. Летний отдых в детском оздоровительном центре (лагере).
  6. Мое свободное время.
  7. Современный школьник: каков он?
  8. Ура! Каникулы!
  9. На уроках.
  10. Из-за учебы никакой личной жизни!
  11. Вредным привычкам – нет!

После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы на стену и начинается обсуждение в следующем порядке:

  1. Каждый участник (или представитель от группы, если это групповой коллаж) представляет свою работу.
  2. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает свою идею (идею группы).
  3. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.
  4. Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже.
  5. Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.

4. Рефлексия.

Уважаемые слушатели! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ « НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»

Презентация системы работы классного руководителя в области здоровьесбережения. Рекомендуется для использования на родительских собраниях, семинарах....

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

«Особенности воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе»

Цель  сообщения: наглядно показать работу классного руководителя в современной школе , какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы ....