Система самоконтроля и взаимоконтроля в условиях реализации ФГОС (обобщение педагогического опыта)
статья на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся, воспитанники в начальных классах не могут анализировать и сравнивать свои учебные достижения и затрудняются в проведении самоконтроля.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, воспитанников. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

МКОУ «Ш-И №18»

Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 18А

тел. (8-384-53) 4-13-89; 4-14-57     Е-mail: Lidiyasergeevna-74@mail.ru

Система  самоконтроля

и   взаимоконтроля
в условиях реализации ФГОС

(обобщение педагогического опыта)

Составитель:

учитель начальных классов

Бондарева О.Л

2017

(Слайд №1) Формирование самоконтроля и взаимоконтроля на уроках

в начальной школе

Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся, воспитанники в начальных классах не могут анализировать и сравнивать свои учебные достижения и затрудняются в проведении самоконтроля.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, воспитанников. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля недостаточно сформирован у учеников моего класса.

(Слайд №2) 

При анализе контрольных работ по предметам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, воспитанников моего класса было выявлено, что при выполнении заданий ученики не достаточно контролируют свои действия, допущенные ошибки иногда не замечают и не исправляют. Часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибки ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учеников. Поэтому, пришла к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение ученика к себе как к субъекту этой деятельности.

(Слайд №3) 

Предлагаю своим ученикам различные задания и упражнения, направленные на формирование  различных видов самоконтроля:

- на  сравнение результата деятельности с образцом;

- на  выполнение действий по инструкции;

- на выполнение заданий по алгоритму действий;

- на выполнение заданий по плану,  включающему от 2-х до 4-х пунктов;

- на выполнение заданий с перечислением последовательности действий и операций контроля;

-на нахождение ошибки (редактирование).

        Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, чтобы ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, исправить и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Приучаю ребенка в процессе работы и по её окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если «письмо», то с прописями и т.д. Для самоконтроля во время разработки новых приёмов вычислений предлагаю готовые ответы, с которыми школьники сверяют собственные результаты, полученные самостоятельно или рекомендую проверить арифметическое действие  другим действием: сложение - вычитанием, деление - умножением и т. д. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.

 (Слайд №4)

        Важную роль в формировании  самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников. Стараюсь на уроке знакомить  учащихся, воспитанников своего класса  с  эталонами, критериями, способами деятельности.  Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля.

        При фронтальной  проверке провожу  разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки ученики разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля. Такая форма является наиболее простой и применяется на каждом уроке.  

        К индивидуальной проверке относятся все виды самоконтроля. Каждый  ученик выполняет все его элементы самостоятельно. Предлагаю самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Во время проверки тетрадей  не  исправляю ошибки, а только подчеркиваю их. Дети сами должны все исправить, повторно решив пример или задачу. Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.

        Взаимный контроль провожу  при проверке письменных, а также при рецензировании устных ответов. Предлагаю отметить допущенные их товарищем ошибки, способы исправления. Взаимный контроль - это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

(Слайд №5)

        Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего, стараюсь убедить своих учеников в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию.

        Конечно, остаются затруднения в отдельных вопросах построения своей работы по данной теме, не хватает педагогического опыта. Сделала для себя вывод, что данную работу необходимо вести целенаправленно и систематически для  успешного обучения и успешного построения учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

Обобщение передового педагогического опыта по теме: " Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС"

Понятие  "Здоровьесберегающая"  относится к качественной характеристике любой образовательной технологии....

Формирование самооценки как обязательного компонента учебной деятельности у учащихся в условиях реализации ФГОС ООО (из опыта работы)

Мастер-класс для педагогов по формированию самооценки школьника. В условиях реализации ФГОС очень важно научить школьника оценивать себя, свои возможности, свою работу. ...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы)

умениями   В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвит...

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....