Проектные технологии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья на тему

Сметанина Юлия Александровна

Обобщение опыта по использованию проектных технологий в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_tehnologiya.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта «Проектные   технологии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи».

         В настоящее время  Россия нуждается  в инициативных, творческих людях, умеющих принимать решения. Школа ставит для себя задачу: научить детей жить в  современном мире.

        Школьное обучение становится более интенсивным, повышаются требования к уровню умственной работоспособности учащихся, усложняются формы аналитико-синтетической деятельности. Речь — фундамент всякой умственной деятельности, средство  общения. Умения учеников сравнивать, выделять главное, находить общее, обобщать, формируются через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, правильная  устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития. Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения. Научить маленького школьника ясно и грамотно говорить, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи, к его организации и корректировке. Все это побуждает к поиску современных  педагогических технологий и использование их в своей практике, что  повышает мотивацию, формирует грамотность обучающихся.

         Использование новых педагогических технологий в учебном процессе позволяет активизировать процесс обучения, разнообразить формы работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.  При  выборе технологии  надо ориентироваться  на  предметное содержание, цели урока, уровень подготовленности и возрастную категорию обучающихся.

        В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. Это система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Особенностью проектной технологии является то, что  направленность уроков - это обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Необходимо учитывать отсутствие у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей. В связи с этим уроки  проводятся с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

 В нашей школе  выполнение любого проекта начинаем  с организационного момента, распределением обучающихся на группы (чаще всего это секретари,  наблюдатели, профессора, художники, защитники). Детей необходимо пересадить  по получившимся группам. При распределении учеников на группы надо обращать внимание на диагноз детей, их  индивидуальные способности и возможности.

Затем проговаривается и выбирается тема, ставится  цель проекта. Далее  разрабатывается план проекта. Чаще всего в  нашей школе проводятся такие проекты, результатом  которой является определенный продукт. Это может быть оформление стенгазеты, составление памяток, выставка рисунков, инсценирование художественных произведений и другое.

А потом идет разработка каждого пункта плана проекта. Начиная с первого класса, дети стараются выполнить задание, которое дано каждой группе, в меру своих возможностей, пытаются  договориться,  распределить  роли в своей группе. В это время еще требуется помощь педагога. К концу четвертого класса степень самостоятельности детей растет. На этом этапе проекта важно ролевое участие детей. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Начинают работу «наблюдатели». Они выполняют наблюдения, позволяющие «профессорам» сделать выводы и обобщить их. Оформляют каждый раздел проекта «художники». За представление результата своего труда отвечают «защитники». Затем подводятся итоги, когда дети называют положительные и отрицательные стороны проекта.

    Тематика проектов разнообразна: это не только основные предметы, а так же и развитие речи, произношение, иностранный язык, информатика. Очень многие проекты, особенно по окружающему миру, носят исследовательский характер (например, выращивание кристаллов, декоративных и овощных культур). Эти проекты  долгосрочные и вызывают у детей массу положительных эмоций. Так же  в нашей школе проводятся проекты, рассчитанные на приобщение обучающихся к чтению  художественной литературы через изучение творчества русских и зарубежных писателей. В данный момент  в учреждении проходят совместные учебно-познавательные циклы, посвященные 400-летию  Кемеровской области. Очень нравятся детям учебные исследования по развитию речи по темам «Типы текстов», «Цепная и параллельная связь предложений в тексте». Всегда остаются актуальными проекты по правилам дорожного движения, пожарной безопасности.

   В нашей школе  в проектную деятельность вовлекаются не только обучающиеся, но и огромная роль отводится родителям. Родители на протяжении всего проекта оказывают посильную помощь детям: помогают подбирать материал по теме, создают совместные рисунки, ищут у друзей необходимые книги, устраивают  совместное прочтение художественных произведений, изготавливают поделки, а так же помогают оформлять  проект, особенно если используются программы для создания презентаций.

     Таким образом, проектное обучение позволяет направлять обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ./ Е.С.Полат.– М.: Изд.центр «Академия», 2001

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ.-М.: Изд.центр «Академия», 2009

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем  инструмент отслеживания ре­зультатов. Таким инструментом  технологические кар­ты. На основании резул...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Здоровьесбережение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для формирования, сохранения и укрепления составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в школу для детей с тяж...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....